П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

С л о в а р ь

Апатия – (греч. бесстрастие) – термин школы стоиков, обозначающий способность мудреца оставаться равнодушным, бесстрастным, спокойным к удовольствиям и страданиям.

Атараксия– (греч. отсутствие волнений, невозмутимость) – идеальное душевное состояние, к которому, по Эпикуру, должен стремиться человек, достигается избавлением от страхов, ограничением потребностей, умеренностью в наслаждениях, самоустранением от общественных и государственных дел.

Гедонизм – (hedone – веселье, наслаждение, удовольствие) – наслаждение как мотив и цель поступка. Наслаждение может быть как чувственным, так и духовным.

Космополитизм–(гр. kosmopolites «гражданин мира»)– идеология так называемого мирового гражданства, утверждающая первенство интернационального перед достижениями национальных культур.

Социальный атом– Эпикур уподобил человека (индивида) атому, а общество совокупности таких социальных атомов. Человек свободен выйти из текущей повседневности, самоустранением от общественных и государственных дел.

Стоицизм (стоя)– греко-римская философская школа, название которой происходит от греч. stoa poikile – Пестрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники школы).

Телеология– учение о целесообразности, об осуществлении заранее предустановленной цели.

Эвдемония– (от греч. eudemonia – счастье, блаженство) – античный принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

Эллинизм – (от греч. hellenio – говорить по-гречески; hellenismus) – первоначально обозначал правильное обозначение греческого языка, особенно не греками, затем распространение греческой культуры. Понятие введено историком И. Г. Дройзеном в его «Истории эллинизма» (1836–1843 гг.)

 

П р а к т и ч е с к и й к о н с п е к т

1). Термин «эллинизм»обозначает греческий мир после походов Александра Македонского. Начало эллинизма условно связывают с 338-м г. до н.э. – завоевание Греции Македонией, конец – с 30-м г. до н.э. – завоевание Египта, последнего эллинистического государства, римлянами.

С конца I в. до н.э. по V в. н.э. – эпоха Римской империи. Рим испытал значительное влияние греческой культуры. Римляне оказались способными учениками и, восприняв ценности эллинской культуры, смогли создать оригинальную римскую культуру. В политике и праве, в военном деле римляне не имели себе равных в Древнем мире.

Мир постепенно становится эллинским. Эллинизму свойственен дух просветительства. Грамотность и образование растут необычайно быстро. Уже в самом начале эллинистической эпохи отчетливо заметен рост рационализма. Делает успехи естествознание, отделяясь от философии. Все большее распространение получает специализация. Ученые эллинистического периода ограничивают себя какой-то одной сферой. Центр научных исследований переместился из Афин в Александрию.

После смерти Александра Александрией (и всем Египтом) управляли Птолемеи, ведущие свое происхождение от одного из военачальников Александра Македонского. Часть доходов Птолемеи направили на реализацию двух честолюбивых интеллектуальных проектов.

Первым из них был Мусейон – учреждение, предназначенное для научной работы самого высокого уровня. Лучшие ученые той эпохи, находясь здесь на полном пансионе, могли заниматься творческими поисками.

Второй проект уже тогда вошел в легенды. Это великая Александрийская библиотека, задуманная как хранилище всех известных на тот период работ греческих авторов по всем отраслям науки и искусства с целью не допустить утраты или забвения мудрости древних. Тем не менее, огромных богатств Птолемеев оказалось недостаточно, чтобы навсегда сохранить фонды библиотеки: при штурме Александрии римлянами в первом веке до н.э. это уникальное собрание текстов было уничтожено огнем.

2). Эллинистический человек – подданный, затерявшийся в пространствах громадных монархических государств. Произошло отчуждение человека от власти. Государство воспринималось как чуждая сила, перед которой человек был беззащитен. Политической свободы не стало совсем. Упали в цене добродетели. Патриотизм сменился космополитизмом, личность индивидуализмом. Человек стремился уйти в себя, обрести мир и спокойствие в узком кругу единомышленников. Эллинистический человек ставит между собой и миром философию или религию, как некий заслон, подобно тому, как позднее, в христианскую эпоху, люди уходили от мира в монастыри и леса.

3). Эллинистическая философия утратила творческий характер, она все больше оглядывается на свое прошлое. Эллинская философия мало оригинальна. Начинается эпоха комментирования и истолкования старых философских текстов. В центре внимания были этические проблемы. На первый план выходит этика как учение о нравственности, а главное место занимает вопрос о том, как быть свободным при тоталитарном режиме. Неудивительно поэтому, что среди эллинистических мыслителей мы прежде всего находим моралистов и учителей жизни. Философы заняты не судьбой Вселенной и человечества, а участью индивидуума.

Теоретический уровень философии снижается. Эпикур воскрешает Демокрита; стоики – Гераклита и натурфилософов; скептики – софистов с их субъективизмом.

Философия эллинизма представлена основными течениями – эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм, неоплатонизм.

4). Эпикур(341 – 270 гг. до н.э.) – родоначальник одного из значительнейших нравственных учений древности, основатель одной из главных афинских философских школ.

Родился на о. Самос в семье афинских колонистов. Основательного философского образования не получил, читал «Теогонию» Гесиода, слушал Навсифана, но любил называть себя самоучкой, «самодостаточный индивид сам может овладеть философией».

В 306 г. в Афинах приобрел уединенный сад с домом, где основал школу, которая получила название «Сад Эпикура». «Гость, здесь тебе будет хорошо; здесь высшее благо – наслаждение», – такова была надпись на вратах эпикурова сада. Это было замкнутое сотоварищество единомышленников, где Эпикур, вдали от всяких общественных дел, посвятил себя делу нравственного учительства. «Проживи незаметно» – было его девизом.

Эпикур отличался обаянием. Он пленял людей своей мудростью, кротостью, душевной гармонией. «Счастливы будьте, друзья, и помните наши учения» – так, умирая, сказал друзьям Эпикур.

 

Учение Эпикура состоит из логики, физики и этики.

Логика определяет, что является истинным, что ложным.

Физика (учение о природе) примыкает к системе Демокрита. Эпикур дополнил теорию гипотезой о произвольном (случайном) отклонении атомов от вертикального падения, что делает возможным их столкновение и образование мира. Если у Демокрита господствует необходимость, то Эпикур обосновывает случай и свободу индивида, как социального атома. Так сам Эпикур уклонился от потока общественных дел. «Надо высвободиться из уз обыденных дел и общественной деятельности». «Живи незаметно» было принципом Эпикура.

Этикаопределяет цель человеческой жизни. Эта цель – счастье.Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья.А счастье – это удовольствие, трактуемое не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, беспокойства души, страданий, страха смерти и оков принуждения. Счастье – это отсутствие страданий телесных и духовных. Счастливые люди добродетельны.

Этика – обоснование свободного поведения, не связанного с природной необходимостью. Философия для Эпикура – путь к счастью, когда посредством размышлений человек достигает наиболее счастливой жизни.

Человек стремится к удовольствиям (hedone) и избегает страданий. Чтобы определить границу между удовольствиями и страданиями необходимо вмешательство разума.

«Необходимо приучать себя к самому скромному и умеренному образу жизни. Чем меньшим мы довольствуемся, тем меньше зависим мы от судьбы, тем бесстрашнее глядим в будущее, зная, что необходимое достать легко, а излишнее достается всего труднее».

Для духовных наслаждений необходимо быть добродетельным; чтобы быть добродетельным, нужно быть мудрым. Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо. Счастье зависит не от внешних благ и богатства, а от состояния духа, от разума.

Душевное равновесие (атараксия) достигается преодолением страха. Страх – главный душевный недуг. Философское познание освобождает от трех основных страхов:

ü от страха перед богами;

ü от страха перед смертью;

ü от страха перед необходимостью.

Как медицина врачует тело, так философия врачует душу. Эпикур познал необходимость врачевания мира на опыте собственной нелегкой жизни. В своей жизни он нашел четверичное лекарство – тетрафармакон:

Ø Не надо бояться богов;

Ø Не надо бояться смерти;

Ø Можно переносить страдания;

Ø Можно достичь счастья.

«Благополучие и счастье не в обили денег, не в высоком положении, не должностях кого-либо, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающее всему пределы, назначенные природой».

Стержнем эпикурейства стала не космология, а новое отношение к жизни. Философия для Эпикура – главное и основное средство достижения счастливой жизни. У счастливых людей нет повода ссориться между собой – таков моральный пафос учения Эпикура. Это согласуется с общей этической направленностью эллинской философии.

Эпикуреизм в Риме. Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.). Его поэма «О природе вещей» – это и философский трактат, и талантливейшее поэтическое произведение. Формально говоря, в ней излагается учение Эпикура, но вместе с тем, «механическая» картина мира Демокрита и Эпикура заменяется у Лукреция эстетически насыщенной, эмоционально окрашенной, художественной картиной живой природы.