В раннем Риме торговля не получила значительного развития.

По мере превращения Рима в обширную многонациональную импе­рию, налаживалась торговля с покоренными народами и соседними стра­нами.

На ранних этапах коммуникация в этой области осуществлялась исключительно с помощью слухов и свидетельств самих торговцев. Так, например, в Риме было известно, что железо с острова Эфалия по каче­ству превосходит привезенное из других мест, лучший камень — из тибурских каменоломен, а превосходное зерно, кожа, шерсть, шафран и другие сельскохозяйственные продукты — с Сицилии. Римляне уделяли много внимания путям сообщения: они достигли совершенства в строи­тельстве дорог и активно развивали морскую торговлю, приносившую большие прибыли и способствовавшую более активному обмену инфор­мацией.

Исследователи отмечают, что в Древнем Риме существовали сообще­ства ремесленников и торговцев, которые объединяли свои капиталы для осуществления крупных сделок — речь идет о первых корпоративных соглашениях. Их создание и деятельность строго регулировались: им­ператор Траян(98-117 гг.) ввел закон, запрещавший созда­вать профессиональные и иные объединения без особого на то разрешения властей. Со временем эти объединения приобрели большое влияние и получили возможность обращаться непосредственно к импе­ратору; самые знатные люди гордились своим членством в них.

К I в. до н. э. в Риме весьма активизировалась конкуренция, что заставило производителей товаров и услуг прибегать к рекламе. Способы рекламы, впрочем, не отличались от использовавшихся в Греции: это были призывы самих продавцов и рыночных глашатаев, письмен­ные сообщения — в виде надписей на специально отведенных местах и стенах соответствующих заведений. В сочинениях римских авторов можно найти немало примеров«креатива» торговцев и нанимаемых ими профессиональных «крикунов», в арсенале которых имелись и игра слов, и шутки, и апеллирование к авторитетам, и эпатаж...

Даже настенные надписи, которые в Греции давали авторам опре­деленный простор для вдохновения, в Риме были более практичны и информативны. Кроме того, и процесс их появления регулировался более четко: существовали так называемые альбумы— специально выбеленные участки стены для нанесения рек­ламных сообщений и частных объявлений. За состоянием альбумов следили специальные служители — «выбеливатели», которые, как только альбум заполнялся полностью, снова выбеливали его краской или известкой, очищая место для новых сообщений.

Реклама не имела адресного характера, поскольку к определенным тор­говцам или производителям услуг (включая бани, харчевни, гостиницы) обращались лица, статусу которых соответствовала репутация подобных заведений: были лавки, бани и иные увеселительные заведения для знати, другие — для плебса, третьи — вообще для вольноотпущенников и рабов или иноземцев. Репутация подобных заведений складывалась стихийно, и никакими примерами целенаправленного создания имиджа в сфере тор­говли или развлекательных заведений в Древнем Риме исследователи се­годня не располагают.

В Риме стали проводиться первые международные ярмарки, самая крупная из которых проходила в Феронии (в области Этрурия). На таких ярмарках устраивался своеобразный смотр товаров всей империи и сосед­них государств, причем наибольшим вниманием пользовались экзотичес­кие предметы роскоши, а также книжная продукция.