Платон. Диалектика.

Платон определил исключительную, нерациональную форму мышления, в которой самодвижение мысли организуется себя-тождественными и взаимно определенными идеями. Главное в таком мышлении – это движение вслед за истиной.

Диалектику Платон представлял как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих диалогов («Софист», «Парменид» и «Государство»), как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль.

В диалектике Платона различаются положительный и отрицательный моменты. А так как Платон понимает диалектику как положительную, то его метод становится двухстадийным: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Диалектический метод, согласно Платону, возводит предположения к самому началу для того, чтобы потом утвердить их.

Заслугой Платона, по мнению Аристотеля, было установление того, что общие определения имеют своим предметом не постоянно изменяющиеся чувственные вещи, а нечто другое – идеи, в приобщении к которым существует все множество вещей. Но все это – все же лишь различия диалектики в субъективной идее.

Диалектика Платона – это субъективная диалектическая гносеология представлений, восходящих, правда, во всеобщность, и которая имеет диалектические принципы.

И хотя диалектикой Платона была обоснована необходимость и достаточность категорий для построения общей картины мироздания, но эти категории надо (было) еще раскрыть, выстроить в систему, позволяющую не только увидеть картину мира, но и понять его.

[http://dialectics.ru/360.html]

Основной наукой, которая определяет собой все другие, является для Платона диалектика – способ отделения единого на многе, сведения многого к одному и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свое значение, свою идею. Такой смысл, или идея вещи, берется за принцип предмета, как ее «ипотеса», закон, ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона логос. Диалектика по этой причине является установлением мысленным оснований для вещей, своего рода объективных категорий или же смысловых форм. Эти логос – идеи – ипотеса – основание объясняются как предел чувственного становления. Этот предел становления предмета содержит в себе в сжатом виде все становление предмета и считается как бы его планом, его структурой. По причине этого диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу же и интуитивна, и дискурсивна; производя всевозможные логические отделения, она умеет и все сливать воедино. По Платону, диалектик владеет «совокупным видением» наук, «видит все сразу».

Индивидцальная душа владеет тремя способностями: волевой, умственной и аффективной – с главенством первой из них. В этике такому соответствуют три добродетели – мужество, мудрость и просветленное состояние аффектов, которые соединяются в одну цельную добродетель, которая представляет их равновесие, - «справедливость».

[http://www.mnedrug.ru/platon_3.php]