Древнейшие средства коммуникации по археологическим данным.
Результаты археологических исследований позволили найти материальные подтверждения того, что в древнейшем человеческом обществе осуществлялась активная коммуникация путем информирования, пропаганды, убеждения.
Наиболее ярко коммуникационая функция проявлялась в деятельности зарождавшегося сословия жрецов. Прежде всего сам факт появления святилищ (мест размещения священных предметов и проведения религиозных ритуалов), а также их отделения от остального поселения рвом, валом или стеной позволяет утверждать, что жрецы стремились подчеркнуть свое особое положение, окружив себя ореолом таинственности в глазах соплеменников. В пещере Труа Фрэр на юге Франции обнаружено наскальное изображение колдуна, облаченного в звериную шкуру: такое облачение имело целью убедить членов племени, что «первопредок» (в данном случае — олень) продолжает обитать среди племени и служит посредником между своими потомками и миром духов.
Священные обряды и ритуалы были своеобразной пропагандой идей о миропорядке, жизни и смерти. Например, в захоронениях обнаруживаются предметы быта: пища и посуда, оружие и орудия труда, которые могли понадобиться умершему в загробном мире. Помимо чисто сакральной функции здесь можно увидеть и функцию демонстрационную: колдуны и шаманы, осуществлявшие подобные обряды, не только провожали покойного в последний путь, но и внушали живым представления о том, что ждет их после смерти. Сами поселения строились в соответствии с древнейшими моделями миропорядка и связывались с астрономическими представлениями. Таким образом, даже строя жилища, люди приобщались к пропагандируемому мировоззрению, «официальной идеологии».
Другое направление коммуникационного воздействия, также нашедшее подтверждение в археологических находках — это зачатки этнической (на уровне отдельных племен) самоидентификации. В поселениях древнейших людей находят черепа животных, украшенные особыми символами и орнаментами: отдельные кости на подставках и «пирамиды черепов». Существование подобных «памятников» позволяет предположить, что люди стремились подчеркнуть свое родство с тем или иным первопредком (медведем, лосем и т. д.) в общении с иноплеменниками. В противном случае им не было бы необходимости создавать подобные «монументы», поскольку члены племени прекрасно знали, кто является их общим прародителем.
Аналогичным образом древнейшие люди стремились отображать свои родовые и семейные отношения: археологи Горного Алтая с удивлением отмечают, что местные древнейшие захоронения представляют собой цепочки курганов, аналогичные более позднему генеалогическому древу: открывает цепочку самый ранний предок, захоронения мужа и жены находятся рядом, их детей — далее и пр. Как и в случае с этнической самоидентификацией, есть все основания полагать, что это способ сохранения и передачи информации не только внутри семейства или рода, но и для «внешней аудитории».
В древнейшем обществе представители различных ремесел считались по своему статусу близкими к священнослужителям. Сакральность их статуса подчеркивалась нанесением священных символов на орудия труда (например, на гончарных горнах, найденных на территории Украины, обнаруживаются магические знаки), а также наличием их «мастерских» особых алтарей для жертвоприношений — несомненного символа принадлежности к жреческому сословию. Значимость представителей различных профессий отразилась и в том, что процесс той или иной работы изображался в наскальных рисунках так, в Прибайкалье и Монголии обнаружены изображения процесса пахоты как некоего священнодействия.
Расслоение общества на правящую верхушку (вожди, жрецы) и рядовых соплеменников привело к необходимости подчеркивать их статус даже при проводах в загробный мир. В гробницах наиболее высокопоставленных лиц обнаруживаются, например, захороненные вместе с ними лошади, которых нет в могилах рядовых членов племени. Подобные объекты, отличавшие представителей разных общественных слоев, так называемые социальные маркеры, широко использовались и в более поздних обществах.
Как видим, уже в самую древнюю эпоху, на заре человечества, существовала довольно разнообразная система способов сохранения и передачи информации, создания и пропаганды имиджа. Средства, использовавшиеся для этих целей, были преимущественно визуальные, что объясняется отсутствием языка и вербальной культуры, по крайней мере подтверждений их существования в древнейших человеческих коллективах до нас не дошло.
Литература
1. Алексеев В. П. Историческая антропология. — М.: Высшая школа,
1979.
2. Васильев С. А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших
обитателей Северной Америки // Святилища: археология ритуала
и вопросы семантики: Материалы тематической научной конфе
ренции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.
3. Вохменцев М. П. Энеолитические святилища Зауралья // Святи
лища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тема
тической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября
2000 г. - СПб., 2000.
4. Дашибалов Б. Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. —
Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.
5. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Социальная структура населения
Горного Алтая в скифскую эпоху // Монгольская империя и ко
чевой мир. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.
6. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Лошадь в мировоззрении кочевых
народов Южной Сибири // VI Конгресс этнографов и антропо
логов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тези
сы. - СПб., 2005.
7. Житенев В. С. Археозоологические критерии «ритуальных мед
вежьих комплексов» верхнего палеолита // Святилища: архео
логия ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической
научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. —
СПб., 2000..'
8. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга
менеджера РК. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.
9. История древнего мира: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1985.
10. История зарубежного искусства. — М.: Изобразительное искус
ство, 1984.
11. Казанков А. А. Особенности адаптации охотников-собирателей в
полупустынных зонах: эгалитаризм как эволюционная альтерна
тива // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
12. Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской ру
нической письменности// Востоковедение. 1984. Вып. 9.
Котов В. Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещер
ного медведя на Южном Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.
14. Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Логос, 2004.
15. Мэн Г. С. Древнее право, его связь с древней историей общества и
его отношение к новейшим идеям. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова,
1873.
16. Павлинская Л. Р. Миф в погребальном ритуале народов Сибири //
VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург.
29 июня - 2 июля 2005 г. Тезисы. - СПб., 2005.
17. Рулон Н. Юридическая антропология. - М.: Норма, 2000.
18. Семенов Вл. А. Святилище — священная территория — мифологи
зированное пространство // Святилища: археология ритуала и воп
росы семантики: Материалы тематической научной конференции.
Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.
19. Уасон П., Балдиа М. Религия, коммуникация и генезис сложной
социальной организации в неолитической Европе //Альтерна
тивные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.
20. Филиппов А. К. Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: ар
хеология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической
научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г -
СПб., 2000.
21. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: Изд-во политической литера
туры, 1986.
22. Цвек Е. В. Некоторые аспекты мировоззрения племен восточнотри-
польской культуры // Святилища: археология ритуала и вопросы
семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-
Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.
23. Цыбикдоржиев Д. В. Мужской союз, дружина и гвардия у монго
лов: преемственность и конфликты // Монгольская империя и
кочевой мир. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.