Древнейшие средства коммуникации по археологическим данным.

Результаты археологических исследований позволили найти матери­альные подтверждения того, что в древнейшем человеческом обществе осуществлялась активная коммуникация путем информирования, про­паганды, убеждения.

Наиболее ярко коммуникационая функция проявлялась в деятельности зарождавшегося сословия жрецов. Прежде всего сам факт появ­ления святилищ (мест размещения священных предметов и проведения религиозных ритуалов), а также их отделения от остального поселения рвом, валом или стеной позволяет утверждать, что жрецы стреми­лись подчеркнуть свое особое положение, окружив себя ореолом та­инственности в глазах соплеменников. В пещере Труа Фрэр на юге Франции обнаружено наскальное изображение колдуна, облаченного в звериную шкуру: такое облачение имело целью убедить членов племени, что «первопредок» (в данном случае — олень) продолжает обитать среди племени и служит посредником между своими потом­ками и миром духов.

Священные обряды и ритуалы были своеобразной пропагандой идей о миропорядке, жизни и смерти. Например, в захоронениях обнаружи­ваются предметы быта: пища и посуда, оружие и орудия труда, которые могли понадобиться умершему в загробном мире. Помимо чисто сак­ральной функции здесь можно увидеть и функцию демонстрационную: колдуны и шаманы, осуществлявшие подобные обряды, не только прово­жали покойного в последний путь, но и внушали живым представления о том, что ждет их после смерти. Сами поселения строились в соответствии с древнейшими моделями миропорядка и связывались с астрономичес­кими представлениями. Таким образом, даже строя жилища, люди при­общались к пропагандируемому мировоззрению, «официальной идео­логии».

Другое направление коммуникационного воздействия, также нашед­шее подтверждение в археологических находках — это зачатки этниче­ской (на уровне отдельных племен) самоидентификации. В поселениях древнейших людей находят черепа животных, украшенные особыми сим­волами и орнаментами: отдельные кости на подставках и «пирамиды черепов». Существование подобных «памятников» позволяет предположить, что люди стремились подчеркнуть свое родство с тем или иным первопредком (медведем, лосем и т. д.) в общении с иноплеменниками. В противном случае им не было бы необходимости создавать подобные «монументы», поскольку члены племени прекрасно знали, кто являет­ся их общим прародителем.

Аналогичным образом древнейшие люди стремились отображать свои родовые и семейные отношения: археологи Горного Алтая с удивлением отмечают, что местные древнейшие захоронения представляют собой це­почки курганов, аналогичные более позднему генеалогическому древу: открывает цепочку самый ранний предок, захоронения мужа и жены на­ходятся рядом, их детей — далее и пр. Как и в случае с этнической само­идентификацией, есть все основания полагать, что это способ сохране­ния и передачи информации не только внутри семейства или рода, но и для «внешней аудитории».

В древнейшем обществе представители различных ремесел счита­лись по своему статусу близкими к священнослужителям. Сакральность их статуса подчеркивалась нанесением священных символов на орудия труда (например, на гончарных горнах, найденных на террито­рии Украины, обнаруживаются магические знаки), а также наличием их «мастерских» особых алтарей для жертвоприношений — несом­ненного символа принадлежности к жреческому сословию. Значи­мость представителей различных профессий отразилась и в том, что процесс той или иной работы изображался в наскальных рисунках так, в Прибайкалье и Монголии обнаружены изображения процесса пахоты как некоего священнодействия.

Расслоение общества на правящую верхушку (вожди, жрецы) и ря­довых соплеменников привело к необходимости подчеркивать их ста­тус даже при проводах в загробный мир. В гробницах наиболее высоко­поставленных лиц обнаруживаются, например, захороненные вместе с ними лошади, которых нет в могилах рядовых членов племени. Подоб­ные объекты, отличавшие представителей разных общественных слоев, так называемые социальные маркеры, широко использовались и в бо­лее поздних обществах.

Как видим, уже в самую древнюю эпоху, на заре человечества, су­ществовала довольно разнообразная система способов сохранения и передачи информации, создания и пропаганды имиджа. Средства, ис­пользовавшиеся для этих целей, были преимущественно визуальные, что объясняется отсутствием языка и вербальной культуры, по крайней мере подтверждений их существования в древнейших человеческих кол­лективах до нас не дошло.

Литература

1. Алексеев В. П. Историческая антропология. — М.: Высшая школа,
1979.

2. Васильев С. А. Свидетельства ритуального поведения у древнейших
обитателей Северной Америки // Святилища: археология ритуала
и вопросы семантики: Материалы тематической научной конфе­
ренции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. — СПб., 2000.

3. Вохменцев М. П. Энеолитические святилища Зауралья // Святи­
лища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тема­
тической научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября
2000 г. - СПб., 2000.

4. Дашибалов Б. Б. Истоки: от древних хори-монголов к бурятам. —
Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003.

5. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Социальная структура населения
Горного Алтая в скифскую эпоху // Монгольская империя и ко­
чевой мир. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.

6. Дашковский П. К., Тишкин А. А. Лошадь в мировоззрении кочевых
народов Южной Сибири // VI Конгресс этнографов и антропо­
логов России. Санкт-Петербург. 29 июня — 2 июля 2005 г. Тези­
сы. - СПб., 2005.

7. Житенев В. С. Археозоологические критерии «ритуальных мед­
вежьих комплексов» верхнего палеолита // Святилища: архео­
логия ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической
научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. —
СПб., 2000..'

8. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга
менеджера РК. — СПб.: Изд-во Буковского, 1995.

9. История древнего мира: В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 1985.

 

10. История зарубежного искусства. — М.: Изобразительное искус­
ство, 1984.

11. Казанков А. А. Особенности адаптации охотников-собирателей в
полупустынных зонах: эгалитаризм как эволюционная альтерна­
тива // Альтернативные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.

12. Кляшторный С. Г. Каган, беги и народ в памятниках тюркской ру­
нической письменности// Востоковедение. 1984. Вып. 9.

Котов В. Г. Палеолитическое святилище со следами культа пещер­
ного медведя на Южном Урале // Святилища: археология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической научной конфе­ренции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.

14. Крадин Н. Н. Политическая антропология. — М.: Логос, 2004.

15. Мэн Г. С. Древнее право, его связь с древней историей общества и
его отношение к новейшим идеям. — СПб.: Изд. Д. Е. Кожанчикова,
1873.

16. Павлинская Л. Р. Миф в погребальном ритуале народов Сибири //
VI Конгресс этнографов и антропологов России. Санкт-Петербург.
29 июня - 2 июля 2005 г. Тезисы. - СПб., 2005.

17. Рулон Н. Юридическая антропология. - М.: Норма, 2000.

18. Семенов Вл. А. Святилище — священная территория — мифологи­
зированное пространство // Святилища: археология ритуала и воп­
росы семантики: Материалы тематической научной конференции.
Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.

19. Уасон П., Балдиа М. Религия, коммуникация и генезис сложной
социальной организации в неолитической Европе //Альтерна­
тивные пути к цивилизации. — М.: Логос, 2000.

20. Филиппов А. К. Святилище пещеры Труа Фрэр // Святилища: ар­
хеология ритуала и вопросы семантики: Материалы тематической
научной конференции. Санкт-Петербург. 14-17 ноября 2000 г -
СПб., 2000.

21. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь. — М.: Изд-во политической литера­
туры, 1986.

22. Цвек Е. В. Некоторые аспекты мировоззрения племен восточнотри-
польской культуры // Святилища: археология ритуала и вопросы
семантики: Материалы тематической научной конференции. Санкт-
Петербург. 14-17 ноября 2000 г. - СПб., 2000.

23. Цыбикдоржиев Д. В. Мужской союз, дружина и гвардия у монго­
лов: преемственность и конфликты // Монгольская империя и
кочевой мир. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004.