Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

 

Законотворческий процесс — главная составная часть право­творческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продук­цией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, вклю­чающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конститу­ции РФ право определенных субъектов внести предложение об из­дании закона и соответствующий законопроект в законодатель­ный орган. Право законодательной инициативы порождает у зако­нодательного органа обязанность рассмотреть предложение и зако­нопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Консти­туции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, чле­нам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Прави­тельству РФ, законодательным (представительным) органам субъ­ектов Федерации. Право законодательной инициативы принадле­жит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, однако только по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы устра­нить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наи­более существенные законопроекты выносятся на всенародное об­суждение;

3) принятие закона — достигается с помощью механизмов голо­сования (простым большинством и квалифицированным). Приня­тие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные зако­ны принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т.е. 50% + 1 голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Го­сударственной Думы);

б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4
ст. 105 Конституции РФ федеральный закон считается одобрен­ным Советом Федерации, если за него проголосовало более полови­ны от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации; в соответ­ствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ федеральный конституцион­ный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Феде­рации);

в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст.107и
ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент РФ в течение четырнад­цати дней подписывает одобренный закон и обнародует его);

4) опубликование закона (как правило, федеральные конститу­ционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Прези­дентом РФ; неопубликованные законы не применяются).