Отношение

ОТНОШЕНИЕ— момент взаимосвя­зи всех явлений. Отношение вещей объективно; вещи не существуют вне отношения, последнее всегда есть отношение вещей, существование всякой вещи, ее специфические осо­бенности и свойства, ее развитие зави­сят от всей совокупности ее отношений к другим вещам объективного мира. Сами свой­ства, необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их отношений к другим вещам и процессам.

Развитие явления приводит к измене­нию его отношений с другими явлениями, к исчезно­вению одних и возникновению других отношений. С другой стороны, изменение совокупности отношений, в которой существует данный предмет, мо­жет привести к его изменению. Отношения так же многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Необходимо различать внутренние отношение различных, особенно про­тивоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с другими объек­тами. При этом необходимо учитывать во-первых, относительный характер раз­личения внутренних и внешних отношений, во-вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внеш­ние отношения зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением.

Осо­бый характер имеют общественные отношения. Они могут быть разделены на существен­ные и несущественные, необходимые и случайные и т. д. Существенное общее отношение между явлениями выступает как за­кон их развития или функционирова­ния. Человек вступает в отношение с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начи­нает относиться к самому себе как че­ловек (обладает самосознанием), лишь относясь к другому человеку как к себе по­добному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с другой — необ­ходимость изучения общественных отношений для познания истории. В диалектиче­ской логике «отношения (переходы= противоречия) понятий - главное со­держание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоре­чия) показаны как отражения объек­тивного мира» (Ленин В. И. Т. 29. С. 178). В математической логике отношения противопоставляются свойствам, как многоместные предикаты одноместным . Примерами двухместного отношения являются «больше», «равно», «при­чина», отношение родства и т. д.; трехместного отношения — «между» и др. В формальной ло­гике теория отношения создана работами Моргана, Пирса, Э. Шредера. Логи­ческая теория отношения исследует общие свой­ства отношения и законы, которым они подчиняют­ся. Существенный раздел теории отношения со­ставляет исчисление отношений, родственное теории классов. Здесь исследуются свя­зи между отношениями и операции над ними и ус­танавливаются законы, при помощи которых из одних отношений можно вывести другие.

 

Связь

 

2.1 ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ — наиболее общая закономерность су­ществования мира, представляющая собой результат и проявление универ­сального взаимодействия всех предме­тов и явлений. Она выражает внутрен­нее структурное единство всех элемен­тов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнооб­разные связи и отношения данной сис­темы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимо­действие тел обусловливает само су­ществование конкретных материальных объектов и все их специфические осо­бенности. Через всеобщую связь явлений проявляется единство материального мира, детерми­нированность (обусловленность) любо­го явления другими материальными процессами. Благодаря всеобщей связи явлений мир представляет собой не хаотическое на­громождение предметов, а закономер­ный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок свя­зей и отношений между явлениями. Всеобщая связь явлений имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредствен­ными и косвенными, постоянными и вре­менными, существенными и несущест­венными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная за­висимость) и т. д. Проявлением всеобщей связи явлений выступают причинные отношения, зави­симость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свой­ствами каждого тела и различными за­конами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По мере восходящего развития мате­рии и перехода ко все более высокоорга­низованным формам усложняются так­же и формы взаимосвязей тел, появ­ляются качественно новые виды дви­жения. Эта закономерность имеет место и в развитии общества, где с прогрессом в способе производства и развитием ци­вилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми госу­дарствами, становятся все более много­образными политические, экономиче­ские, идеологические и другие отношения. Но всеобщую связь явлений нельзя понимать упрощен­но — как постоянную связь и взаимо­действие любой частицы во вселенной с любой другой, сколь угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновен­ные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исклю­чаются конечностью скорости рас­пространения материальных взаимодей­ствий, ограниченностью времени су­ществования каждого конкретного объ­екта, постоянными превращениями од­них форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделен­ных в пространстве и времени тел, осо­бенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодейст­вовать между собой. Познание объек­тивного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех су­щественных связей и отношений, а так­же законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мыс­ли от отражения менее глубоких и менее обших связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отноше­ний между явлениями и процессами.

 

 

2.2 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — особый процесс взаимонаправленных ответных действий индивидов, служащих интересам поддержания последующих взаимных контактов, в ходе которого осуществляется намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.
Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно:
1) регулятором поведения и действий человека;
2) регулятором межличностных отношений;
3) источником самопознания.
Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть:
” вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения);
* невербальной, то есть осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.;
* выраженной в форме действия, ориентированного • на проявление, показ другому человеку понимания,
одобрения и выраженного в совместной активности.
Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций. В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность.
Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений

 

Снятие

 

 

СНЯТИЕ(нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сбережение) — термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а также в марксистском истол­ковании отрицания отрицания. Означа­ет одновременное уничтожение и со­хранение чего-либо. Гегель применял термин «Снятие» для характеристики движения аб­солютной идеи. Каждое данное ее сос­тояние «снимается» высшим, чем и объ­ясняется связь ступеней развития. Так, в триаде высшая категория (синтез) не только уничтожает в движении мысли антитезис, но и сохраняет в перерабо­танном виде все содержание предшест­вующего развития. В идее снятия Гегель уловил объективную закономерность развития материального мира и особен­ности человеческой (теоретической и практической) деятельности. Вместе с тем снятие у него носит абстрактно-логи­ческий характер. В диалектическом ма­териализме термин «Снятие» употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения какого-либо низшего явления к высшему (напр., положение о том, что механическое движение включено в био­логическую форму движения материи в «снятом» виде).