Отношение
ОТНОШЕНИЕ— момент взаимосвязи всех явлений. Отношение вещей объективно; вещи не существуют вне отношения, последнее всегда есть отношение вещей, существование всякой вещи, ее специфические особенности и свойства, ее развитие зависят от всей совокупности ее отношений к другим вещам объективного мира. Сами свойства, необходимо присущие тому или иному процессу или вещи, проявляются только в их отношений к другим вещам и процессам.
Развитие явления приводит к изменению его отношений с другими явлениями, к исчезновению одних и возникновению других отношений. С другой стороны, изменение совокупности отношений, в которой существует данный предмет, может привести к его изменению. Отношения так же многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Необходимо различать внутренние отношение различных, особенно противоположных, сторон объекта и его внешние взаимоотношения с другими объектами. При этом необходимо учитывать во-первых, относительный характер различения внутренних и внешних отношений, во-вторых, их переходы друг в друга и, в-третьих, то обстоятельство, что внешние отношения зависят от внутренних, являются их проявлением и обнаружением.
Особый характер имеют общественные отношения. Они могут быть разделены на существенные и несущественные, необходимые и случайные и т. д. Существенное общее отношение между явлениями выступает как закон их развития или функционирования. Человек вступает в отношение с созданными им вещами, объективным миром и с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек (обладает самосознанием), лишь относясь к другому человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания, а с другой — необходимость изучения общественных отношений для познания истории. В диалектической логике «отношения (переходы= противоречия) понятий - главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира» (Ленин В. И. Т. 29. С. 178). В математической логике отношения противопоставляются свойствам, как многоместные предикаты одноместным . Примерами двухместного отношения являются «больше», «равно», «причина», отношение родства и т. д.; трехместного отношения — «между» и др. В формальной логике теория отношения создана работами Моргана, Пирса, Э. Шредера. Логическая теория отношения исследует общие свойства отношения и законы, которым они подчиняются. Существенный раздел теории отношения составляет исчисление отношений, родственное теории классов. Здесь исследуются связи между отношениями и операции над ними и устанавливаются законы, при помощи которых из одних отношений можно вывести другие.
Связь
2.1 ВСЕОБЩАЯ СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ — наиболее общая закономерность существования мира, представляющая собой результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений. Она выражает внутреннее структурное единство всех элементов и свойств в каждой целостной системе, а также бесконечно разнообразные связи и отношения данной системы с др. окружающими ее системами или явлениями. Универсальное взаимодействие тел обусловливает само существование конкретных материальных объектов и все их специфические особенности. Через всеобщую связь явлений проявляется единство материального мира, детерминированность (обусловленность) любого явления другими материальными процессами. Благодаря всеобщей связи явлений мир представляет собой не хаотическое нагромождение предметов, а закономерный процесс движения и развития материи. В каждом объективном законе выражается определенный порядок связей и отношений между явлениями. Всеобщая связь явлений имеет бесконечно разнообразные проявления. Связи между предметами и явлениями могут быть непосредственными и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, случайными и необходимыми, функциональными (Функциональная зависимость) и т. д. Проявлением всеобщей связи явлений выступают причинные отношения, зависимость настоящего каждой системы от ее прошлого, от влияния окружения — близкого и далекого, связь между свойствами каждого тела и различными законами его изменения, обратная связь во всех саморегулирующихся системах. По мере восходящего развития материи и перехода ко все более высокоорганизованным формам усложняются также и формы взаимосвязей тел, появляются качественно новые виды движения. Эта закономерность имеет место и в развитии общества, где с прогрессом в способе производства и развитием цивилизации усложняются связи между отдельными людьми и целыми государствами, становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические и другие отношения. Но всеобщую связь явлений нельзя понимать упрощенно — как постоянную связь и взаимодействие любой частицы во вселенной с любой другой, сколь угодно удаленной в пространстве и времени. Такие мгновенные и бесконечные по протяженности связи невозможны, т. к. они исключаются конечностью скорости распространения материальных взаимодействий, ограниченностью времени существования каждого конкретного объекта, постоянными превращениями одних форм материи и движения в др. Поэтому, наряду с постоянной связью каждого объекта с ближним и далеким окружением в системах, существует также и относительная автономность и независимость чрезвычайно разделенных в пространстве и времени тел, особенно если их существование относится к различным историческим временам и они физически не могут взаимодействовать между собой. Познание объективного мира возможно лишь на основе всестороннего, системного исследования любых объектов, выделения всех существенных связей и отношений, а также законов данных связей. Прогресс познания реализуется в движении мысли от отражения менее глубоких и менее обших связей к установлению более глубоких и постоянных связей и отношений между явлениями и процессами.
2.2 ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ — особый процесс взаимонаправленных ответных действий индивидов, служащих интересам поддержания последующих взаимных контактов, в ходе которого осуществляется намеренное или ненамеренное сообщение другому лицу того, как его поведение и действия (или их последствия) восприняты или пережиты.
Можно выделить три основных функции обратной связи. Она выступает обычно:
1) регулятором поведения и действий человека;
2) регулятором межличностных отношений;
3) источником самопознания.
Обратная связь бывает разных видов, и каждый ее вариант соответствует той или иной специфике взаимодействия людей и установления между ними устойчивых отношений. Обратная связь может быть:
” вербальной (передаваемой в виде речевого сообщения);
* невербальной, то есть осуществляемой посредством мимики, позы, интонации голоса и т.д.;
* выраженной в форме действия, ориентированного • на проявление, показ другому человеку понимания,
одобрения и выраженного в совместной активности.
Обратная связь может быть непосредственной и отсроченной во времени, она может быть ярко эмоционально окрашена и передаваться человеком другому как некое переживание, а может быть с минимальным переживанием эмоций и ответных поведенческих реакций. В разных вариантах совместной деятельности уместны свои виды обратной связи. Неумение использовать обратную связь существенно затрудняет взаимодействие людей, снижая его эффективность.
Благодаря обратной связи в ходе взаимодействия люди уподобляются друг другу, приводят свое состояние, эмоции, поступки и действия в соответствие с развертывающимся процессом взаимоотношений
Снятие
СНЯТИЕ(нем. Aufhebung — отмена, упразднение и сбережение) — термин, широко применяющийся в философии Гегеля, а также в марксистском истолковании отрицания отрицания. Означает одновременное уничтожение и сохранение чего-либо. Гегель применял термин «Снятие» для характеристики движения абсолютной идеи. Каждое данное ее состояние «снимается» высшим, чем и объясняется связь ступеней развития. Так, в триаде высшая категория (синтез) не только уничтожает в движении мысли антитезис, но и сохраняет в переработанном виде все содержание предшествующего развития. В идее снятия Гегель уловил объективную закономерность развития материального мира и особенности человеческой (теоретической и практической) деятельности. Вместе с тем снятие у него носит абстрактно-логический характер. В диалектическом материализме термин «Снятие» употребляется при исследовании преемственности в развитии и для характеристики связи, отношения какого-либо низшего явления к высшему (напр., положение о том, что механическое движение включено в биологическую форму движения материи в «снятом» виде).