Системный подход в педагогике
Блок II
Системный поход в педагогике предполагает отношение к педагогике как к системе – совокупности хорошо структурированных и тесно взаимосвязанных между собой элементов [3]. Одним из основателей системного подхода считаетсяавстрийский биологКарл Людвиг фон Берталанфи, изучавший изоморфизм законов в различных сегментах научного познания.
Любой системный подход определяется пятью основными принципами: целостностью, иерархичностью, структуризацией, множественностью и системностью. Принцип системности, по своей сути, объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы.
Принцип целостности означает, что все элементы системы представляют собой единое целое. Иными словами, все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Иерархичность - это совокупность элементов системы, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам или сам подчиняет себе другие элементы системы. Структуризация- это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. Множественностьпредполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом.
Системный подход в педагогике позволяет отделить и тщательно изучить каждый элемент системы в отдельности, проанализировать и сопоставить их друг с другом, объединив в целостную структуру. При этом выявляются все их сходства и различия, противоречия и связующие характеристики, приоритет одних элементов по отношению к другим, динамика развития каждого элемента и всей системы в целом.
Системный подход предполагает наличие определенных допущений, к основным из которых относятся следующие:
- В мире существуют системы.
- Системное описание истинно.
- Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано.
- Следовательно, мир - это тоже система.
Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь [3]. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент более общей системы.
Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:
1) системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
2) системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
3) системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
4) системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
5) системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
6) системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
7) системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;
8) системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.
Системный подход в педагогикеследует отличать от понятия«система педагогических наук»,каждая из которых может быть рассмотренас точки зрения системного подхода. Система педагогических наук - это совокупность различных отраслей педагогики, таких как возрастная, специальная, и другие. Все они составляют единую систему, тесно взаимосвязаны между собой. При этом каждая из них является не составляющим компонентом, а ответвлением, имеющим собственную, близкую к фундаментальной науке систему, но обладающим специфическими особенностями.
Рассматривая педагогику как систему, следует обращать внимание на основные элементы, которые формируют педагогику как фундаментальную научную дисциплину. Главными компонентами педагогики являются воспитаниеи обучение, которые тесно взаимосвязаны с другими составляющими. Воспитание и обучение - это а направления или цели педагогики, которых придерживаются все ее компоненты. Суть педагогики заключается в формировании и развитии личности, адаптации ребенка к жизни в обществе, в коллективе, привитии определенных навыков и передачи опыта.
Воспитание включает в себя целый комплекс элементов, таких как передача накопленного предыдущими поколениями опыта, воздействие коллектива и воспитателей, формирование мировоззрения, этических навыков и эстетических взглядов, адаптация личности в обществе и другие. Обучениетакже содержит множество компонентов, составляющих единую систему.
Изучение предмета педагогики с точки зрения системного подхода предполагает использование двух основных методов – синтеза и анализа. Синтез - это разделение объекта на составляющие его компоненты и изучение каждого компонента в отдельности Анализ - это сопоставление всех компонентов и объединение их в единую систему по близким им признакам.
Понимание того факта, что педагогикаявляется очень сложной системой, состоящей из большого количества целей, задач, принципов, форм и методов, является определяющим для осознания сущности системного подхода в педагогике [11]. Воздействие на ребенка с целью воспитания и обучения невозможно без принятия уникальности каждой личности, как в психологическом, так и в физиологическом отношении. Кроме того, эффективное воспитание и обучение невозможно без понимания того, что личность в процессе своего формирования может кардинально изменяться под влиянием коллектива, средств массовой информации и прочих факторов. Совокупность этих элементов имеет иерархическую структуру, однако она может значительно различаться со стороны воспитателя и воспитуемого
Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.
Одним из основных требований современного системного подхода к обучению является рассмотрение обучения как единого взаимосвязанного процесса взаимодействия педагога и ученика [1]. В этой системе взаимосвязи преподаватель, стимулируя активно-познавательную деятельность обучаемого, является направляющим и стимулирующим звеном. Именно поэтому систему обучения определенной дисциплине при анализе ее динамики можно рассматривать как единую систему совокупной деятельности преподавателя и студента, как разновидность человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер и обязательно предполагает взаимодействие субъекта и объекта. Но вместе с тем необходимо понимать, что это не механическая система процессов и явлений, а качественно новое явление. Целостность этого явления кроется в общности целей преподавания и учения и невозможности существования одного без другого.
Системно-деятелъностный подход позволяет анализировать педагогические системы с точки зрения труда педагога, т.е. его педагогической деятельности. Педагогическая деятельность может быть представлена как трудовой процесс, который включает ряд последовательных этапов: анализ, подготовка, разработка, осуществление, контроль, коррекция. Эти этапы являются элементами педагогической системы, в качестве системообразующего фактора которой выступает деятельность преподавателя по управлению данной системой.
Рассмотрим системный подход в воспитании [6]. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», «отношения», « структура», « взаимосвязь».
Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы [13]. Педагогическая система школы - целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [6]. Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту. Рассмотрим движущие силы развития воспитательной системы школы. Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность. Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, необходимо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности. Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего, проявляется в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы. Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности.
Система школы проходит в своем развитии четыре этапа:
I. Cтановление системы. Осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников
II. Отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива.
III. Окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью.
IV. Перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем.
Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, саморегулируемое и управляемое [13]. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:
· Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития осуществлять контроль и оценку результативности.
· Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры.
· Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов.
· Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).
Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.