Цели, функции и задачи контроллинга
Хронология возникновения контроллинга
В 1778 г. в США впервые законодательно было учреждено ведомство -«Controller, Auditor, Treasurer and Six Commissioners of Accounts», а в 1892 г. компания «General Electric Company» первой из индустриальных предприятий ввела в штат должность контроллера, в чьи обязанности входило решение финансово-экономических вопросов и проведение ревизий.
В 1931 г. был основан институт «Controller's Institute of America» как профессиональная организация контроллеров (в 1962 г. он переименован в «Financial Executives Institute»), в 1934 г. создан журнал «The Controller» (сегодня - «The Financial Executive»). С 1944 г. существует исследовательский институт «Controllership Foundation» (в настоящее время - «Financial Executives Research Foundation»). В 1971 г. в Мюнхене (ФРГ) была создана Академия контроллинга, выпускники которой в 1974 г. создали Союз контроллеров - общественную организацию, целями которой являются разработка общих принципов и методологии контроллинга, решение проблем организации деятельности соответствующих служб на фирмах, обмен опытом работы и оказание профессиональной консультационной помощи. Начиная с 1974 г. ежегодно проводится Конгресс контроллеров.
В развитых странах Европы службы контроллинга на предприятиях или услуги привлеченных экспертов-контроллеров вполне естественны. Анализ спроса на рынке трудовых ресурсов Германии показывает, что не только крупные, но и средние, а в последнее время и малые фирмы приглашают на работу контроллеров. Этот факт свидетельствует о признании эффективности управления организацией на принципах контроллинга.
В практике Украины известны лишь единичные случаи функционирования служб контроллинга на предприятиях и, как правило, в усеченном варианте. Первые публикации по контроллингу появились в Украине в середине 1990-х годов. Первым учебным заведением в СНГ, включившим изучение контроллинга в обязательную программу, стал МГТУ им. Баумана, где с 1995 г. на экономическом факультете читается курс «Контроллинг на предприятии».
Цели, функции и задачи контроллинга
Цели контроллинга, как направления деятельности, зависят от целей самого предприятия. Например, достижение определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности, завоевание доли рынка, устранение конкурентов и т.д.
Функции и задачи контроллинга:
• учет (создание системы сбора и обработки информации, подбор, разработка и унификация методов учета и критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений);
• поддержка процесса планирования (формирование системы комплексного планирования; разработка методов планирования; определение необходимой для планирования информации; источников и путей ее получения; координация процесса обмена информацией; проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость). Контроллинг не определяет что планировать, а советует как и когда планировать, а также оценивает возможность реализации запланированных мероприятий;
• контроль за реализацией планов (разработка методов ведения контроля, определения места его проведения и объемов; определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах);
• оценка протекающих процессов (консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений);
• обеспечение руководства аналитической информацией (разработка архитектуры информационной системы; стандартизация информационных каналов и носителей; выбор методов обработки информации; сбор и систематизация данных, наиболее значимых для принятия решений; обеспечение экономичности функционирования информационной системы);
• выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения (сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели; определение допустимых границ отклонений величин; анализ отклонений; интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений);
• проведение специальных исследований (рынки денег и капиталов; конъюнктура отрасли; правительственные экономические программы; позиции конкурентов; целесообразность слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; эффективность инвестиционных проектов).