Кризис Четвертой республики экономический политический послевоенный

Реорганизация политического строя Франции в той форме, которая была предусмотрена Конституцией 1946 г., во многом не оправдала возложенных на нее задач и быстро утратила привлекательность в глазах французов. За двенадцать лет сменилось сорок пять правительств, было несколько длительных министерских кризисов. Этому способствовали как недостаточная проработка самого механизма функционирования норм основного закона, так и периодические отступления от них на практике. Одной из важных причин кризиса Четвертой республики была затяжная война в Индокитае, поглощавшая огромные ресурсы, "от которой правительство Франции не могло отказаться, так же как не могло и выиграть"10. В 1947 году произошел распад трехсторонней коалиции, а в 1948-1951 гг. была восстановлена мажоритарная избирательная система. По результатам следующей конституционной реформы 1954 г. премьер-министр был наделен дополнительными полномочиями по роспуску Национального собрания, упрощался порядок получения вотума доверия правительством (простым большинством голосов), отменялись положения Конституции о коалиционном правительстве. Были расширены также права Совета республики, который превратился в полноправного участника законодательного процесса. Одновременно, без прямого пересмотра соответствующих положений, путем конституционной практики произошло фактическое усиление роли и влияния президента. Обострение политической обстановки и отход от основных принципов Конституции 1946 г. привели в конечном итоге к падению Четвертой республики и ее замене в 1958 г. Пятой республикой. В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире парламент призвал к власти генерала де Голля и наделил его правительство чрезвычайными полномочиями. Правительство спешно подготовило проект новой Конституции, который в сентябре 1958 г. был одобрен на референдуме 79,2 % голосов его участников и с октября 1958 г. вступил в силу

В 1957 г. объем французского промышленного производства в два с лишним раза превысил довоенный. По темпам роста Франция обогнала Великобританию и США, но отставала от Италии и ФРГ. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности: электронная, химическая, самолетостроение, автомобилестроение. Старые отрасли – угольная, текстильная, кожевенная – развивались медленнее. Главными особенностями послевоенного французского государственно- монополистического капитализма являлись крупный государственный сектор и широкое применение программирования экономики. К 1957 г. в собственности государства находилось 36% всего национального имущества. Через государственный бюджет и государственные финансовые учреждения перераспределялось около 50% национального дохода. Государство управляло основными банками и значительной частью энергетики и транспорта, в нормальном функционировании которых были заинтересованы все частные предприятия. За годы Четвертой республики число занятых в сельском хозяйстве сократилось почти на 10% по сравнению с довоенным уровнем. Количество занятых в промышленности возросло почти на 8%, работников системы обслуживания, транспорта, связи – на 2%. По переписи 1954 г. более 37% активного населения было занято в промышленности, свыше 35% – в сфере обслуживания и около 28% – в сельском хозяйстве. Процесс индустриализации и урбанизации Франции ускорился, хотя и отставал от хода этого процесса в таких странах, как США, Япония или ФРГ. Колониальная политика Четвертой республики была направлена на сохранение колониальной империи силой оружия. В течение 8 лет – с 1946 по 1954 г.– Франция вела колониальную войну в Индокитае. В 1954 г. Франция подписала Женевские конвенции, признало независимость колоний в Индокитае и провозгласило «внутреннюю автономию» Туниса. В то же время, Франция отказалась предоставить независимость Марокко, начала колониальную войну в Алжире и агрессию против Египта