IV. Формирование практических навыков
А) Ознакомление учащихся с алгоритмом чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы (по таблице, выполненной на бумаге, или слайду презентации).
Б) Формирование практических навыков чтения простейших сборочных чертежей на примере чертежей игрушек: «Собачка» и «Трактор». <Рисунок 2>, <Рисунок 3>.
Поочередное устное чтение чертежей по алгоритму (см. ниже) в форме дидактической беседы учителя с учениками. Работа выполняется с использованием бумажных таблиц или сладов презентации с изображениями чертежей игрушек. При недостаточно высоком темпе урока следует ограничиться чтением только сборочного чертежа игрушки. «Трактор».
(Работа по этапам «А» и «В» выполняется одновременно).
Алгоритм чтения сборочного чертежа и наглядного изображения сборочной единицы:
- Определить название изделия.
- Установить число наименований деталей и их количество.
- Определить масштаб изображения.
- Проанализировать количество и характер изображений на чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
- Определить очертание каждой детали сборочной единицы на всех изображениях чертежа.
- Проанализировать геометрическую форму каждой детали.
- Определить виды соединения деталей в данной сборочной единице.
- Проанализировать и установить тип размеров.
- Выявить условности и упрощения, использованные на сборочном чертеже или на наглядном изображении сборочной единицы.
- Установить последовательность сборки изделия.
При работе над 5 и 6 пунктами плана чтения чертежей следует подробно остановиться на определении очертаний и анализе геометрической формы 1-2 деталей (например, деталей поз. 3 и поз. 4 в чертеже трактора. Работать на листах кальки, переводя на них незаконченные изображения технических рисунков деталей с раздаточных материалов (<Рисунок 4>, <Рисунок 5>) и завершая эти изображения. По окончании работы, кальки с техническими рисунками вклеиваются учащимися в рабочие тетради. Содержание задания учитель четко проговаривает или, работая с компьютерной презентацией, выводит текст с заданием на экран.