Антимонопольная политика. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации.

Монополия и монопсония. Монопольная власть.

Понятие монополии, ее основные признаки, виды монополий.

Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Монопольная власть, понятие ценовой дискриминации.

Монопсония - основные характеристики.

Антимонопольная политика. Антимонопольное регулирование в Российской Федерации.

1. Монополией в экономической теории называют такой тип рыночной структуры, при котором существует один и только один продавец определенного товара и множество покупателей. Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного (национального или местного) рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Это предопределяет отличия поведения монополиста от поведения предприятия, функционирующего в условиях совершенной конкуренции.

Основная причина возникновения монополии — барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом. Барьеры на входе в рынок, в свою очередь, возникают в следующих случаях:

v Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.

v Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.

v Издержки производства таковы, что максимальная эффективность производства возможна при наличии на рынке единственного производителя.

К основным признакам монополии можно отнести следующие:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей. Покупатели либо приобретают его, либо обходятся без него.

3. Фирма-монополист воздействует на рыночную цену. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Поэтому его называют «искателем цены» или «диктующим цену» (price-seacher).

4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

5. Имеются ограничения в доступности информации, например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции.

В экономической теории различают следующие виды монополии:

1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существование естественной монополии – экономия от масштабов производства (центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение и т.д.) Примерами естественных монополий в России являются «Газпром», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.

 

2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (таким образом происходило становление всемирно известных фирм «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт») и лицензий (например, право на торговлю оружием и телевещание).

3. Открытая монополия. Открытыми монополиями часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией – «товаром-пионером». Но с течением времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

4. Простая монополия. Монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.

5. Организационная (рукотворная) монополия. Представляет собой крупные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно полученной прибыли. Такие объединения создаются намеренно путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственно-управленческой деятельности. При этом для получения сверхприбылей и усиления рыночной власти сильные компании либо подавляют своих конкурентов (с помощью демпинга или бойкота), либо осуществляют так называемое враждебное поглощение соперников (скупая их акции, иногда анонимно), либо добровольно объединяются друг с другом (чаще всего путем взаимного обмена акциями) в различные союзы, чтобы не конкурировать, а упорядоченно и выгодно совместно владеть рынком, либо создают так называемые аффилированные компании, свои филиалы. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения.

Основные формы монополистических союзов представлены в таблице 1.

Некоторые фирмы могут относиться одновременно как к естественной монополии, так и к закрытой монополии: например, фирма, имеющая как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем (когда истечет срок действия патента) может стать открытой. Естественная монополия также станет открытой, если в корне изменится технология производства и эффект экономии от масштаба производства будет сведен на нет.

 

Таблица 1- Основные формы монополистических союзов

Формы союзов Главные пункты соглашений Самостоятельность участников
Картель - о разделе рынков - о квотах продаж - об уровне цен И производственная, и коммерческая
Синдикат - о торговых квотах и ценах - о совместном сбыте продукции и закупках сырья Только производственная
Трест - полное объединение предприятий Теряют всякую самостоятельность

 

Монополист в качестве заданной принимает убывающую кривую спроса, т.е. объем продаж можно увеличить только за счет снижения цены. Поэтому в условиях монополии предельный доход всегда ниже значения цены, кроме единичного объема выпуска: если монополист увеличивает объем производства, то цена снижается и по этой цене теперь продается вся продукция, включая и ту, которая была выпущена раньше. Следовательно, если производится одна дополнительная единица продукции, то монополист получает прирост дохода в размере цены этой единицы за вычетом того, что потеряет вследствие продажи ранее выпущенной продукции по новой, более низкой цене.

Рассмотрим конкретный пример (таблица 2).

 

Таблица 2 – Цена и предельный доход при монополии

Количество производимой продукции, шт. Цена за единицу продукции, руб. Совокупный доход, руб. Предельный доход, руб.
-

 

Таким образом, фирма получила дополнительно 10 руб. за счет продажи третьей единицы продукции, но потеряла 4 руб., т.к. две первые единицы продукции теперь продаются не по 12 руб., а по 10 руб. поэтому предельный доход меньше цены (6<10), т.е. кривая предельного дохода расположена ниже кривой спроса. Рассматривая графически (приложение 2) кривую предельного дохода (MR) следует учесть, что она пересекает горизонтальную ось в точке, в которой совокупный доход (TR) достигает своего максимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доход возрастает, когда же предельный доход отрицателен, совокупный доход уменьшается. Очевидно, что монополист выберет такой объем производства, максимизирующий прибыль, при котором совокупный доход будет увеличиваться (положительный участок кривой предельного дохода).

 

2.Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периоде.

В краткосрочном периоде задача выбора оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, так же, как и в условиях свободной конкуренции, решается монополистом в два этапа.

На первом этапе он выбирает объем производства, максимизирующий прибыль, при условии, что фирма собирается что-либо производить. Правило максимизации прибыли, являющееся обязательным для всех рыночных структур гласит: прибыль максимальна при таком объеме производства, при котором предельный доход фирмы равен предельным издержкам, т.е. MR = MC (на участке, где кривая предельных издержек возрастает). Цена (Р0) продажи оптимального объема продукции определяется с помощью кривой спроса (приложение 3).

На втором этапе монополист решает, стоит ли производить вообще. Если цена больше средних издержек (Р0 > AC0), то фирма-монополист получает экономическую прибыль с единицы продукции. В этом случае ей обязательно производить на уровне оптимального объема производства (приложение 4). Экономическая прибыль будет равна (Р0 – АС0) * Q.

Если же цена меньше средних издержек (P0 < AC0), то перед фирмой будет стоять задача не максимизации прибыли, а минимизации убытков. Это может произойти во время экономического спада, когда доходы потребителей уменьшаются, и спрос на продукцию сокращается. В этом случае при принятии решения производить или нет, фирма должна сравнивать цену продукции со средними переменными издержками (приложение 5).

Если цена (P0) больше средних переменных издержек (AVC0), то начинать производство целесообразно, так как цена покрывает не только средние переменные издержки, но и часть постоянных, которые в краткосрочном периоде монополист несет даже в том случае, если ничего не производит. Убытки в этом случае буду равны (AC0 – P0) * Q.

Если же цена (P0) меньше средних переменных издержек (AVC0), т.е. не покрывает даже их (приложение 6), то это означает, что фирме нужно свернуть производство. В этом случае убытки будут минимальными, т.е. равны сумме постоянных издержек FC = (AC0 – AVC0) * Q.

Если бы фирма работала, ее убытки были бы равны (АС0 – Р0) * Q. Таким образом, в краткосрочном периоде монополист также, как и фирма - совершенный конкурент, может нести убытки, поскольку надеется, на получение прибыли в будущем.

В долгосрочном периоде оптимальный объем производства достигается при равенстве долгосрочных предельных издержек и долгосрочного предельного дохода (при условии, что монополист собирается что-либо производить). Долгосрочная равновесная цена будет определяться долгосрочной кривой спроса. Так завершается первый этап выбора оптимального объема производства монополистом.

На втором этапе фирма-монополист также решает вопрос, а стоит ли производить вообще? В условиях долгосрочного равновесия фирма-монополист должна функционировать хотя бы безубыточно, т.е. цена на ее продукцию должна быть не меньше долгосрочных средних издержек (приложение 7). В противном случае монополисту следует уйти с рынка. Ситуации минимизации убытков здесь быть не может.