Материалах».
Тема: «Планирование потребности в горюче-смазочных
Цель задания: определение потребности в ГСМ для выполнения планового объема механизированных и транспортных работ.
Методика решения:
Расчет потребности в горюче смазочных материалах (ГСМ) проводится в целом по предприятию по нормам расхода по конкретному техническому средству на выполнение технологической операции согласно нормативным справочникам.
Исходными данными для этого являются: марка машины или установки, количество их и марочный состав. Расчет потребности в ГСМ отражается в сводном плане тракторных работ.
Для установления потребности в горючих и смазочных материалах по тракторному парку определяются:
а) необходимое количество основного горючего, расходуемого на основную работу тракторов (полевые, транспортные и стационарные работы);
б) расход основного горючего на холостые переезды тракторов и агрегатов, на учебную езду и прочие нужды;
в) потребность в смазочных материалах, необходимых при выполнении вышеперечисленных работ;
г) затраты ГСМ на ремонт, обкатку новых и отремонтированных машин, ТО и подготовку к хранению тракторов.
Необходимое количество горючего для основной работы тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных самоходных машин определяют по каждой марке в зависимости от объема выполняемых работ и соответствующих норм расхода горючего на единицу работы. При этом возможны два методических подхода.
1. Наиболее простой, но приближенный способ применяется в производственном планировании. Годовой расход горючего тракторами одной марки на выполнение сельскохозяйственных работ укрупненно определяется по формуле:
Г = 0,01 Нэ.га х Оэ.га, (2)
где Г – годовой расход горючего тракторами одной марки, ц;
Нэ.га – норма расхода горючего на один гектар условной эталонной пахоты трактором данной марки, кг/ усл. эт. га;
Оэ.га – объем работ в условных эталонных гектарах пахоты, планируемый на тракторы данной марки, усл. эт. га;
Годовой расход горючего на основную работу по тракторам всех марок (Го) определяется как сумма годовых расходов горючего по каждой марке тракторов.
2. Более точный расчет потребности в основном горючем осуществляется на основе технологических карт и плана выполнения тракторных работ в строительных и других подразделениях предприятия или по сводному плану механизированных работ. В них расход горючего рассчитывается по каждой работе в отдельности в зависимости от конкретных условий (тип и марка трактора, состав агрегата, почва, рельеф и другие) по формуле:
Гн = Ни х Ои , (3)
где Гн – расход основного горючего на выполнение основной
и-той работы трактором конкретной марки, кг;
Ни – норма расхода основного горючего на выполнение единицы работы трактором данной марки, кг/га;
Ои – объем и-той работы, выполняемой тракторами данной марки, га, т, т/км.
Норму расхода основного горючего по видам работ и маркам тракторов, а также по самоходным комбайнам и энергосредствам устанавливают на предприятии по нормативным справочникам.
Данные показатели отражаются в форме № 18 «Расход нефтепродуктов» производственно-финансового плана.
Расход смазочных материалов и пускового бензина для тракторов и других машин определяют согласно примерным нормам в % к основному топливу.
Таблица 18. Планирование потребности и стоимости ГСМ
Показатели | Всего по хозяйству | В том числе по маркам тракторов | ||||
ДТ-75 | МТЗ-82 | К-700 | Т-150 | и др | ||
1.Объем работ по кварталам: эталонные гектары I 16 % II 31 % III 30 % IV 23 % Количество тракторов, шт. | 17653,3 2824,5 5472,5 4060,3 | 17653,3 2824,5 5472,5 4060,3 | 17653,3 2824,5 5472,5 4060,3 | 17653,3 2824,5 5472,5 4060,3 | ||
2. Затраты топлива и смазочных материалов: - основное топливо на 1 эт. га, кг - на весь объем, ц - прочие затраты топлива (на 1 трактор): на переезды, ц на ремонт и техническое обслуживание, ц прочие, ц Всего прочих затрат топлива на 1 трактор, ц Требуется на все трактора, ц | х 6514,1 120,1 1441,2 | 9,3 1641,7 1,3 1,5 0,2 3,0 | 9,5 1677,1 1,3 1,3 0,2 2,8 33,6 403,2 | 9,0 1588,8 1,0 1,2 0,16 2,36 28,3 339,6 | 9,1 1606,5 1,0 0,7 0,15 1,85 22,2 266,4 |
Продолжение таблицы 18.
3.Всего требуется топлива, ц | 7955,3 | 2073,7 | 2080,3 | 1928,4 | 1872,9 | |
4. Стоимость основного топлива, тыс. руб. | 13046,7 | 3400,8 | 3411,7 | 3162,6 | 3071,5 | |
5. Заправочный бензин, ц Стоимость,тыс. руб. | 92,3 164,3 | 40,4 71,9 | 39,7 70,7 | 2,5 4,4 | 9,7 17,3 | |
6. Затраты ГСМ: - дизельное масло: норма расхода, % требуется, ц стоимость, тыс.руб. - солидол: норма расхода, % требуется, ц стоимость, тыс. руб. Всего затрат на топливо и СМ,тыс.руб. | х 391,9 1195,3 х 19,8 19,8 14426,0 | 5,0 103,7 316,3 0,3 6,2 6,2 3795,2 | 5,0 317,2 0,2 4,2 4,2 3803,8 | 4,7 90,6 276,3 0,2 3,8 3,8 3447,1 | 5,0 93,6 285,5 0,3 5,6 5,6 3379,9 |
Каждый вид топлива и смазочных материалов (дизтопливо, пусковой бензин, дизмасла, нигрол, автол, гипоидные и консистентные смазки, гидрожидкости и т.д.) оценивают по ценам возможного приобретения с учетом затрат на доставку на предприятие. Комплексную стоимость одного центнера горючего определяют путем деления стоимости всех видов расходуемых за год горюче-смазочных материалов на годовой расход основного дизельного топлива.
Расчеты по определению плановой потребности в ГСМ представлены в таблице 18. Стоимость основного дизельного топлива составит 1640 руб. за 1 ц, заправочный бензин А-80 – 1780 руб., дизельное масло – 3050 руб., солидол - 1000 руб.
План завоза топлива и ГСМ определяют как разновидность между потребностью в них на планируемый год, увеличенной на размер нормативных запасов и наличием на начало года.
В производственно-финансовом плане потребность бензина для грузовых автомобилей рассчитывается исходя из планового объема грузоперевозок в т/км и средней нормы расхода бензина на 100 т/км.
Расход бензина для легковых машин, специальных машин и других планируется по каждой марке в соответствии с объемом работ и установленными нормами расхода.
Завоз жидкого и твердого топлива и газа показывается в форме № 19. Здесь показывается завоз нефтепродуктов и топлива отдельно по каждому виду.
Поступление электроэнергии со стороны планируется исходя из анализа за предшествующий период по каждому объекту сельскохозяйственного предприятия, включая социально-культурный быт, столовые и т.п.
При введении новых объектов планируют отпуск электроэнергии согласно техническим потребителям.
Планирование использования грузовых автомобилей осуществляется с помощью следующих показателей:
1. среднегодовое число автомобилей = м/дни пребывания в хозяйстве (среднегодовое количество х 365) : число календарных дней в году (365)
2. общая грузоподъемность по автопарку = Σ общей грузоподъемности по каждой марке машины = среднегодовое количество автомобилей х номинал грузоподъемность 1 авт. дан. марки.
3. машинодни в работе определяются с учетом нахождения автомобилей в ремонте, выходных и праздничных) независимо от продолжительности рабочего дня).
4. среднее число работы автомобилей можно планировать на основе отчета прошлого года с поправкой на улучшение использования автопарка.
5. среднесуточный пробег 1 автомобиля определяется по факту с учетом прошлого года.
6. коэффициент грузоподъемности берется по данным прошлого года с учетом особенностей планируемого года. Он определяется: фактически выполнено т/км: возможный объем т/км.
7. возможный объем т/км определяется: средняя грузоподъемность х пробег с грузом.
8. общий объем грузоперевозок, т/км определяется = общий пробег с грузом х среднюю грузоподъемность х коэффициент использования грузоподъемности.