Великие Каппадокийцы

Василий Великий.Родился в аристократической семье. Получил образование в Афинах, где познакомился с Григорием Великим. Крестился в 30 лет. Хотел светскую карьеру, но его переубедила сестра, сказав, что его знания должны быть на службе у Церкви. Он заинтересовался монашеством. Путешествовал по дальним пустыням. Вернувшись с путешествия, в своем имении Василий открыл монашескую общину, в которой были его друзья. В Кесарии рукоположен в епископы. Будучи епископом, Василий проводил политику, по которой в городах ставил православных епископов из своих друзей, в том числе и Григория Богослова. Этой политикой он помогал и укреплял Церковь, развивал Православие. Писал трактат «о Святом Духе». На Втором Вселенском Соборе епископы признали учение Василия. Обосновал Божественность Святого Духа.

Вклад Василия Великого в православие:

· Объяснил монашество

· Создал церковные правила

· Написал каноны

· Провел литургическую реформу

· Трактат «О Святом Духе»

· Разработал чин Литургии

Василий – основоположник экзегетики (Толкования св. Писания)

«Беседы на Шестоднев»

Учение Василия Великого – эталон православного учения.

Умер в 49 лет. Увлекался полемикой, борьбой с арианскими епископами.

Григорий Богослов (330-390)

Родился в семье женатого епископа в г. Назианзе. Учился в Палестине, Афинах, где познакомился с Василием Великим. По пути в Афины попал в шторм, молился и рыдал. Просил у Господа прощения. Крестился в 30 лет в Каппадокии. Состоял в общине Василия Великого. Отец Григория насильно рукоположил в пресвитеры. Григорий – мечтатель, философ. Не хотел быть в политике. Написал много пьес и поэтических творений. После рукоположения сбежал, но вскоре вернулся к отцу. Василий Великий насильственно рукоположил Григория в епископы. Был епископом в Сасимах. После смерти отца возглавил Назианз. Поступило ему приглашение прибыть в Константинополь, в котором все храмы в руках ариан. Подвергался оскорблениям.

Вклад:

· «5 слов о богословии», где объяснял единосущие.

Ввел формулу «единая сущность при трех ипостасях». Сущность – это общее, но у каждой ипостаси свои свойства. Сын рожден от Отца. Отец не рожден. Дух исходит от Отца. Благодаря этой формуле, многие ариане вернулись в православие.

Григорий почитал и светское образование. Говорил о необходимости учения.