Актуальность исследования
Содержание
Введение.……………………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические основы развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
1.1 Понятие, сущность и развитие памяти у детей в онтогенезе ……………7
1.2 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью ………………………………………………………14
1.3 Методы и приемы использования дидактической игры как средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью …………………….…………………………………20
Выводы по главе I ………………………………………..................................27
Глава II. Экспериментальное исследование развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью
2.1 Цель и задачи опытно-практической работы. Организация и содержание констатирующего эксперимента………………………………………………28
2.2 Анализ и оценка результатов диагностики сформированности произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………………………31
Выводы по главе II ………………………………………………………… .35
Глава III. Коррекционно-развивающая работа по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью с помощью дидактической игры
3.1 Цели и задачи коррекционно-развивающей работы……………………36 3.2 Анализ результатов контрольного эксперимента………………………46
Выводы по главе III……………………………………….………………….51
Заключение…………………………………………………………………….52
Список литературы…………………………………………………………....55
Приложение……………………………………………………………………60
Введение
Актуальность исследования
Дошкольный возраст – период интенсивного познавательного развития, когда закладывается «образный фундамент» интеллекта, складываются наиболее благоприятные условия для развития произвольной памяти. Роль её в жизни и деятельности людей не уменьшается и на более поздних этапах онтогенеза, что показали исследования А.И Липкиной, С.Я. Рубинштейн и других.
У умственно отсталых детей дошкольного возраста суть развития памяти сводится к тому, что естественные непосредственные формы запоминания начинают превращаться в сложные, социальные по своему строению «высшие психологические процессы» (Л.С. Выготский). Они, приобретая произвольный характер, становятся целенаправленными умственными действиями, занимающими новое место в системе интеллектуальной деятельности (А.Н Леонтьев).
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов, биологов. Естественно, что представителей научных отраслей в игре интересуют «свои» аспекты, но все они сходятся во мнении, что игра – неотъемлемая часть человеческой культуры. Игра, специфический в процессе обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.
Игра обладает такой особенностью, как универсальность: игры и игровые приемы можно приспосабливать к разным целям и задачам обучения. Дидактические игры выполняют множество функций в процессе обучения и развития ребенка, в том числе и развития произвольной памяти.
Актуальность исследуемой проблемы объясняется противоречиями между достаточной изученностью возможностей дидактической игры в развитии высших психических функций детей дошкольного возраста и недостаточным использованием дидактической игры как средства развития произвольной памяти умственно отсталых дошкольников в работе педагогов системы специального образования. А между тем, у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью игровая деятельность должна так же стать ведущей, а обогащение знаний и представлений об окружающей действительности и развитие умственных способностей возможно только с помощью игр, игровых упражнений, игровых методов и приемов, проведения мероприятий в игровой форме. Воспитатель, развивая произвольную память детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью, должен знать существенные особенности игровых методов и приёмов, учитывать знания детей об окружающем, их интересы к различным явлениям жизни, игровой опыт детей и четко представлять задачи использования дидактической игры в процессе развития произвольной памяти. Поэтому темойисследования является: «Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью».
Цельисследования: выявить возможности дидактической игры как средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью и реализовать программу коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти.
Объектисследования: процесс развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Предметисследования:дидактическая игракак средство развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Гипотезаисследования: развитие произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью будет проходить более успешно, если использовать дидактические игры.
Задачиисследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
3. Определить эффективность использования дидактической игрыкак средства развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
4. Разработать и реализовать программу коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Для решения поставленных задач были определены и использованы следующие методы исследования:
- теоретический (изучение литературы, анализ, синтез);
- экспериментальный (проведение констатирующего, формирующего и контрольного исследования);
- количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования:ГБОУУчалинская специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) группа VIII вида. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: исследовательская работа может быть использована в работе учителей-дефектологов на общеобразовательных занятиях и воспитателей в ходе реализации системы коррекционно-развивающей работы по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Структура исследования: выпускная аттестационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении определены актуальность, цель, задачи, предмет и объект исследования, выдвинута гипотеза.
Первая глава содержит теоретические аспекты, литературные данные.
Во второй главе определены задачи и содержание констатирующего эксперимента, анализируются данные о состоянии произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью. В третьей главе представлена программа развития произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами дидактической игры.
Заключение содержит итоги констатирующего и формирующего исследования и выводы по исследуемой проблеме.
Список литературы состоит из 60 источников.
В приложении представлен перечень дидактических игр по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.