Альтернативы диалектики

Одновременно с развитием диалектики сформировалось и противоположное ей учение —метафизика. В переводе с греческого этот термин означает «то, что идет вслед за физикой». Этим словом была озаглавлена та часть трудов Аристотеля, которая имела философский характер. И поэтому очень долго метафизика была синонимом философии. Лишь с XIX века под метафизикой стали понимать концепцию развития, противоположную диалектике.

Метафизический подход мышления характеризуется следующими основными чертами:

• природа, общество и сознание рассматриваются как случайное скопление предметов, явлений, оторванных, изолированных, независимых друг от друга;

• природа, общество и сознание предстают в состоянии покоя и неподвижности, застоя и неизменяемости;

• процесс развития рассматривается либо как простой процесс роста, где количественные изменения не ведут к качественным, а имеется уменьшение или увеличение, либо все изменения сводятся к качественным скачкам;

• направленность развития имеет либо циклический характер (то есть повторение пройденного), либо только прямолинейно- поступательный (то есть отсутствие преемственности);

• чаще всего единственным источником развития признается лишь столкновение внешних противоположных сил; при признании внутренних противоположностей в предметах отрицается их саморазвитие.

Для недопущения путаницы необходимо учитывать, что термин «метафизика» имеет еще несколько значений. Схоластическая философия метафизикой называла духовную природу предметов и явлений. К этому значению близко подходит и другое — размышление о духовных первопричинах бытия. В философии Нового времени метафизика отождествлялась с абстрактными умозрениями. В современной философии этот термин обозначает учение о том, что пребывает за границами эксперимента, опыта.

 

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы -- стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

Объективная диалектика -- это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

Субъективная же диалектика, или диалектическое мышление -- это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная -- первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются:принцип развития и принцип всеобщей связи.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной -- результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты -- революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям. Философия Учебник для ВУЗов под ред. В.П. Кохановского, Ростов-на-Дону, “Феникс”,1995 г.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик Философия. Учебник. Изд. «Юристъ». - М., 1996 г. .

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия -- категории и законы.