Развивая связную речь ребёнка можно просить его рассказывать об интересных событиях в группе, праздниках, любимых игрушках и т.д.

 

РЕЧЬ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Если вы хотите развить речь своего ребёнка, обязательно играйте с ним в различные речевые игры. Вам они могут показаться слишком простыми, а для вашего ребёнка это сложный процесс. В 3-х летнем возрасте следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами – «мяу», «му», заменяя их обычными – кошка, корова и т. п., однословные предложения заменять более сложными , помогать малышу вместо жестов пользоваться словами.

Как пособие для развития речи необходимо использовать картинки из детских книжек, составлять короткий рассказ по ним.

1) подражать детским потешкам типа « гуси- гуси»

2) «Поезд»- как стучат колёса, «тук-тук».

3) «Барабанщик»- маршируя или стоя , ребёнок либо имитирует, либо бьёт в барабан и произносит : «ба, ба, ба»

Уже в этот период следует развивать у ребёнка силу и гибкость голоса: одни слоги произносить громче, другие- тише, одни- медленнее, другие – скорее. Повышение и понижение голоса следует связывать с содержанием произносимого слова; например:

«крикнул», «тихо сказал», «прошептал», «убежал», «медленно пошёл» и т.п.

Развитие дыхания и голоса.

Для развития правильного речевого дыхания полезно проводить ежедневно (от 2-6 минут) следующие упражнения.

1) дуя на лёгкие шарики, карандаши, катать их по столу ; пускать в тазу уток, лебедей, лодки, кораблики; приводить в движение крылья мельницы; сдувать тычинки с созревших одуванчиков; играть на детских духовых инструментах.

2) дуть на привязанные к натянутой нитке комки ваты, лёгких бумажных птичек.;

3) сдувать со стола, с руки снежинки из бумаги.

4) надувать резиновые игрушки;

5) дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке;

6) играть в мыльные пузыри.

Читая детям сказку, стишки, взрослый должен сам соблюдать правильное спокойное дыхание: перед каждой фразой (она не должна быть длинной: 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4 лет, 4-6 для более старших)

Ребёнку 3-5 лет полезны игры, в которых приходится говорить тихо или шёпотом.

Ещё до анализа звуков речи следует приучать ребёнка по слуху различать разные звуки( карканье вороны, кукование кукушки, пение жаворонка, петуха, и т. п.)

С 3-х лет можно попробовать задавать ребёнку следующиё вопросы « Что он слышит в начале слова АУ, какой звук»

Очень полезны для развития речи прослушивания сказок, народных песен и.т.п.

Необходимо помнить, что всякое занятие должно приносить ребенку только положительные эмоции , ни в коем случае нельзя заставлять ребёнка , любое , даже незначительное, проявление интереса ребёнка к речевым занятиям должно подкрепляться похвалой!