В бытиетворении происходит разрешение противоречия жизнетворения и культуротворения и их глубинное соединение.

Жизнетворение и культуротворение врастают друг в друга в новом удивительном качестве. Но это врастание возможно только как результат любви. Любви между полами, которая, пройдя страсть и дружбу, становится целостностью бытия двоих и совместным творением этого бытия.

Любовь-сотворение как бытиетворение глубинно изменяет сущность и существование человека, созидает его действительно запредельное бытие.

И в этом запредельном бытии происходит окончательное самораскрытие воли и переход во вдохновение.

 

§ 64

Очищение воли и переход во вдохновение.
Разрешение противоречия любви и свободы

Как мы увидели выше, воля есть однонаправленность человеческого бытия, устремленность к одной цели. Воле неведома полифоничность мира. Именно поэтому любая воля, замкнувшись на себе, порождаетодиночество волящего.

Воля есть концентрация человеческого бытия в луч, который разрушает препятствия. Воля больше склонна не созидать, а разрушать, преодолевать, подчинять. Именно поэтому в своих наиболее простых формах она стремится вооружиться властью и, наоборот, — стать оружием в руках власти.

Но возможен и иной исход воли — переход к вдохновению. Однако если воля к вдохновению реализуется лишь в создании объектов культуры, она с неизбежностью будет подчиняться власти, власти в ее наиболее внешних формах.

Воля есть бутон, который может развернуться в цветы власти и вдохновения. Часто эти цветы растут на одном кусте, более того, на одном стебле. Во власти агрессивная однонаправленность воли усиливается, застывает и кристаллизируется; во вдохновении воля вспыхивает и разделяется на множество лучей. Эти лучи устремлены в тайны мира, которые составляют Единую Тайну. И в то же время они создают новое таинство Бытия. Воля, ставшая вдохновением, соединяет в себе познание и творение. Но такая просветленная воля возможна только в любви-сотворении.

Любовь-сотворение глубинно преобразует саму сущность волевого акта. Она превращает триумф воли в триумф вдохновения. Однонаправленность возвышается до все-единства.

Любовь-сотворение размыкает одиночество воли к власти, а также воли к познанию и творчеству. Более того, оно размыкает более возвышенное одиночество — одиночество, ставшее уединением, —одиночество воли к самопознанию и самотворению.

Любовь-сотворение превращает волю к самопознанию и самотворению во вдохновение самопознания и самотворения.

На этом пути разрешается противоречие любви и свободы. В акте вдохновения — высшем выражении со-творе­ния любящих — свобода и любовь становятся одним и тем же.

 

§ 65

Вдохновение самопознания и самотворения:
актуализация

Во вдохновении самопознания и самотворения, которые в стихии любви тождественны познанию и творению Другого, нам открывается глубинный смысл творчества.

Творчество в своих запредельных формах есть актуализация личностного начала в мире. Актуализация означает нарастание полноты бытия личности — свободы и любви в их единстве. На этом путитворчество перестаетбыть лишь объективацией, оно переходит в творение бытия, бытиетворение.

Актуализация личностного начала — конечный критерий глубиныи истинности бытиетворения. Она поднимает человеческое объективированное творчество к божественному бытиетворению. Актуализация размыкает эгоизм объективирующего познания и творчества во всеполноту бытиетворения. Но бытиетворение как актуализация возможно только в любви и только как со-творение мужского и женского начал.

Любящие мужчина и женщина в сотворении актуализируют друг друга и сами себя. Актуализация в их бытиетворении противостоит объективации. Но это противостояние не есть антагонизм, ибо актуализация способна включать объективацию в себя. При этом объективация может быть лишь моментом бытиетворения, актуализация же выступает его исходом и смыслом.

Актуализация есть персонализация мира, его одухотворение и одушевление. Актуализация как персонализация выступает предпосылкой и завершением бытиетворения. Она пробуждает, удерживает и развивает свободу и любовь в бытии мужчины и женщины.

§ 66