Противоречивость воли к власти

Часто мы рассматриваем волю как внутреннюю власть, а власть — как внешнюю, опредметившуюся волю. Но власть — это не только овнешнившаяся воля, но и воля, переходящая в могущество, — то есть воля, изменяющая саму сущность водящего. Поэтому воля к власти может быть как внешним, так и внутренним атрибутом человека. Иными словами, возможнаволя к власти над миром и воля к власти над собой.

К чему приводят две эти формы воли к власти? Как они соотносятся? Разрешимо ли противоречие между ними?

ВОЛЯ К ВЛАСТИ НАД МИРОМ

§ 31

Истоки воли к власти над миром.
Воля к манипулированию

Воля к власти над миром, или воля к внешней власти, проглядывает уже в самом первом желании манипулирования людьми, которое рождается из одиночества-скуки. Одиночество-скука является результатом обыденной формы воли к власти — воли к обладанию и владению. Воля к власти как воля к манипулированию выступает стремлением наполнить новой энергией волю к обладанию и сохранить полноту жизни в тех случаях, когда обладание неодушевленными предметами, а также обыденное общение не приносят ее.

Воля к манипулированию — это форма воли к власти над мирам, когда у человека возникает стремление превратить людей из ближайшего окружения в одушевленные предметы, управляемые его волей. Одушевленность людей-как-предметов здесь необходима лишь для экстаза подавления одушевленности.

Воля к манипулированию есть стремление к обездушиванию людей, абстрагирование от их личностного начала. Это стремление к обезличиванию всего человеческого. Однако рано или поздно обездушивание и обезличивание возвращается к самому манипулятору.

Человек достаточно последовательно движется от манипулирования вещами и животными к манипулированию людьми. На этом пути он хочет утратить одиночество-тоску. Но он лишь утрачивает себя, а тоска становится безграничной. Столь же безграничным становится одиночество.

 

§ 32