Воля к власти как ценность

Понятие воли к власти Ницше выдвинул, используя идею Шопенгауэра о «воли к жизни». Но воля к власти столь же отличается от воли к жизни, как сама власть — от жизни.

Чем отличается жизнь от власти? Власть для Ницше есть завершение и смысл жизни. Во власти и воли к ней Ницше хочет увидеть изначальное и чистое стремление человека, тот первичный огонь, который побеждает все конечное и обыденное в человеческом Я.

И в этом Ницше отчасти прав. Воля к власти есть восстание воли против самой себя как подчинения обыденности. Воля к власти — это стремление переплавки воли в могущество — такое состояние, в котором воля исходит лишь от личности и существует лишь для личности.

Власть и могущество выступают не внешними объектами по отношению к воле, это ступени развития самой воли. Поэтому, стремясь к власти, воля стремится к самой себе. Это прекрасно показал Хайдеггер в своем анализе философии Ницше.

Воля к власти — это воля, освобожденная от обыденности. Это воля, поднявшаяся над обыденностью и вышедшая в бытие-на-пределе.

Воля к власти как эволюционная ступень воли есть трансформация обыденной воли — воли к самосохранению и продолжению рода. Воля к власти — это воля к самосохранению и продолжению рода, которая прошла сквозь тоску и отчаяние.

Или иначе:воля к власти — это воля к самосохранению и продолжению рода, которая выжила в тоске и отчаянии.

Или еще глубже:воля к власти — это воля к самосохранению и продолжению рода, которая умерла в тоске и отчаянии и возродилась вновь.

Так может действительно воля к власти есть универсальный способ освобождения человека от обыденности и выхода за свои пределы в некое сверх-человеческое состояние? Возможно, однако подобное предположение натыкается на два серьезных препятствия.

Первое препятствие связано с тем, что воля к власти стремится к бесконечному нарастанию, в ходе которого утрачивается смысл власти. Воля к власти — это вечно голодная власть. Это власть, которая постоянно жаждет увеличения. Воля к власти — это воля к постоянному накоплению власти. Может быть, это и хорошо, однако огромная тяжесть власти отчуждает человека от других людей, делает его одиноким[10]. Это приводитк отчаянию-от-власти. В таком отчаянии воля утрачивает свой самоконструирующий характер и может вновь обрести себя лишь за пределами власти.

Второе препятствие связано с тем, что воля к власти весьма противоречива и неоднородна по своему существу. Уже самое первое размышление позволяет увидеть, что возможны воля к власти над другими, а также воля к власти над собой.

 

§ 30