Запрет и воля

Запрет на целый ряд желаний связан прежде всего с тем, что каждый человек не имеет отдельной Вселенной. Мы живем в теснейшем общении и почти все наши желания и поступки оказывают воздействие на других людей. Воля в обыденном бытии человека есть способность сдержать те желания и поступки, которые подлежат запрету и направить активность своего Я в социально значимое русло.

Таким образом, воля в обыденности состоит из подавления и устремленности. И то, и другое порождается в человеке под воздействием системы запретов.

Воля-подавление аналогична тому, что Зигмунд Фрейд называл вытеснением. В детстве воля-подавление — это обуздание стихии предкультурного, которая вынесла ребенка из сумерек рождения и часто питается неразвивавшейся и свернутой энергией сексуального. Впоследствии эта воля направлена на развивающуюся сексуальность и агрессию, которая тесно связана с сексуальностью. Воля-подавление мальчика — юноши — мужчины есть прежде всего вытеснение явной агрессии по отношению к миру мужчин и женщин. Воля-подавление девочки — девушки — женщины — это прежде всего приведение своих сексуальных и эротических желаний в рамки, заданные родом.

Если воля-подавление есть реализация запрета через отрицание, то воля-устремленность есть положительная реализация запрета. Однако и та, и другая формы воли в обыденности лишены свободы. Они двигаются в русле, указанном родовым запретом. Воля-подавление и воля-устремленность, словно две лошади, тянут телегу с человеком обыденности к непонятному и чуждому для него финалу.

Воля-подавление есть вытеснение в подсознание не того, что опасно для личности, а того, что опасно для рода; воля-устремленность есть устремленность туда, куда указывает род. Как правило, она просто переводит энергию подавленных запретных желаний в социально значимые формы без очищения этой энергии. Так, непосредственно-агрессивные и садистические устремления мужчины или женщины будут приветствоваться родом, если мужчина или женщина станут «строгими» руководителями, организаторами, воспитателями — т.е. их «социальные» агрессия и садизм должны служить укреплению родовых запретов на агрессию и садизм «несоциальные».

И воля-подавление, и воля-устремленность, строящие обыденность, социализируют, но не гуманизируют человека. Они порождают не личность, а подчиненного роду безликого индивида, а потому рано или поздно приводят к часто неосознанному, но глубинному страданию. Поэтому воля-подавление и воля-устремленность постоянно несут в себе возможность восстания человека против тайных и явных запретов, восстания, в котором может быть рождена свобода.

Однако на пути этого стоит страх.

 

 

§ 5