Писатели демократического течения

Помяловский Н.Г. «Мещанское счастье» или «Молотов».

Решетников Ф.М. Подлиповцы.

Слепцов В.А. Трудное время.

Чернышевский Н.Г. Статьи: Эстетические отношения искусства к дей­ствительности. Русский человек на rendez-vous. Статьи о Л.Н. Толстом.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день?

Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Мыслящий пролетариат. Пушкин и Белинский.

Некрасов Н.А. В дороге. Колыбельная песня. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом... Блажен незлобливый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Саша. Внимая ужасам войны. Секрет. Забытая деревня. Тяжелый крест... Школьник. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. На Волге. Рыцарь на час. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины (одну из поэм). Элегия. (Пускай нам говорит изменчивая мода...). Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.

Никитин И.С. Русь. Бурлак. Жена ямщика. Утро. Кулак. Ночлег в деревне. Пахарь. Нищий. Песня бобыля. Постыдно гибнет наше время! Тяжелый крест несем мы, бра­тья. Падет презренное тиранство.

Тургенев И.С. Андрей Колосов. Записки охотника. Муму. На­хлебник. Рудин. Ася. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе. Статья «Гамлет и Дон Кихот».

Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Фрегат «Паллада» (общее знакомство).

Островский А.Н. Свои люди – сочтемся! Бедность не порок. Доход­ное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Снегурочка. Волки и овцы. Беспри­данница. Таланты и поклонники. Без вины винова­тые.

Тютчев Ф.И. 14 декабря 1825 года. Молчит сомнительно восток. Славянам. Эти бедные селенья... Фонтан. Не то, что мните вы, природа. О чем ты воешь, ветр ночной... День и ночь. О, как убийственно мы любим. Близ­нецы. Цицерон. Нет моего к тебе пристрастья. Свя­тая ночь на небосклон взошла. Из края в край. Я помню время золотое. Как дымный столп светлеет в вышине. Сижу задумчив и один. Снежные горы. Успокоение. Над виноградными холмами. Яркий свет сиял в долине. В небе тают облака. От жизни той, что бушевала здесь. Певучесть есть в морских волнах. В душном воздухе молчанье. Предопреде­ление.

Фет А.А. Печальная береза. Чудная картина. На заре ты ее не буди. Я пришел к тебе с приветом. Еще весной ду­шистой нега. Еще майская ночь. Ночь и я, мы оба дышим. Жду я, тревогой объят. Нет, не жди ты песни страстной. Поделись живыми снами. Певице. Свеж и душист твой роскошный венок. На кресле отвалясь, гляжу на потолок. Прости, во мгле вос­поминанья...

Сборник «Вечерние огни» (общее знакомство).

Толстой А.К. Ты знаешь край, где все обильем дышит. Коло­кольчики мои... Василий Шибанов. Курган. Сон По­пова. Тщетно, художник, ты мнишь, что творений твоих ты создатель. В совести искал я долго обви­ненья. Ты жертва жизненных тревог. По гребле не­ровной и тряской. Земля цвела. Звуки льются, зву­ки тают. Средь мира лжи. Сердце, сильней разго­раясь от году до году. Вновь растворилась дверь. Средь шумного бала. То было раннею весной. Одну из пьес трилогии: Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Роман «Князь Серебряный». Сочинения Козьмы Пруткова.

Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. История одного города. Благонамеренные речи. Господа Головлевы. Сказки. Пошехонская старина.

Последняя треть XIX века:

литературные движения 18811905 гг.

Расцвет жанра романа (Л. Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин).

Центральное место народничества в общественном движе­нии этого периода. П. Лавров, Н. Михайловский, П. Ткачев – идео­логи народничества. Понятия «критически мыслящая личность», «герои и толпа», «долг интеллигенции перед народом», «больная совесть» и их отражение в литературе. Г.В. Плеханов о литера­турном народничестве. Интенсивное развитие жанра очерка (Г. Успенский, Н. Наумов, П. Засодимский, Ф. Нефедов, Н. Каронин-Петропавловский). Повести С. Степняка-Кравчинского, А. Осиповича-Новодворского. Роман Н. Златовратского «Устои». Своеобразие реализма в творчестве П. Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах»).

Поэзия 1870-х гг. Воздействие жанра романа на лирику Фета и Апухтина. Поэзия революционных народников.

Начало признания мирового значения русской литературы.

Общественно-политический фон эпохи, кризис радикально­го народничества, установление политической реакции, теорети­ческая борьба народников и марксистов. Возрождение русской идеалистической философии; новые направления религиозной мысли (Л. Толстой, Вл. Соловьев, К.Леонтьев).

Закрытие «Отечественных записок». Ведущие журналы на­роднического («Русское богатство»), либерального («Русская мысль», «Вестник Европы») направлений. Популярность юмори­стической журналистики («Стрекоза», «Осколки»). Возрастание общественной и литературной роли газеты «Неделя» П. Гайдебурова, «Новое время» А. Суворина, «Русские ведомо­сти».

Завершение пути крупнейших русских писателей. Своеобра­зие литературной позиции Л. Толстого. Поздний Салтыков-Щедрин. Новые силы русской прозы: Гаршин, Короленко, Эртель, Чехов. «Средний человек» в произведениях восьмидесятни­ков; проблема «безвременья», «малых дел», «общей идеи». Гос­подство малых жанров в прозе. Поиски путей обновления худо­жественного языка.

Натурализм в литературе (П. Боборыкин, Н. Лейкин, И. Потапенко). Роль Боборыкина в развитии жанра социально-бытового романа. Тематика романов К. Станюковича; своеобразие его «Морских рассказов». Проблема народа и интеллигенции в произведениях А. Эртеля.

Артель «восьмидесятников» – «скромных» реалистов (И. Ясинский, М. Альбов, К. Баранцевич, И. Леонтьев-Щеглов). По­эты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). Последние стихи Фета («Вечерние огни»), стихотво­рения Вл. Соловьева, их роль в становлении символизма. Русское декадентство (выступления Д. Мережковского, Н. Минского); ран­ние проявления символизма (сборники В. Брюсова).

Создание политических партий, борьба марксистов с народ­никами. Идейные и эстетические размежевания накануне рево­люции. Усиление философско-идеалистических исканий. Форми­рование русской религиозной мысли XX века (Л. Федоров, Д. Мережковский, В. Розанов).

Новое качество реализма рубежа веков. Художественные искания позднего Л. Толстого. Обновление языка прозы и драма­тургии в творчестве Чехова. Литературная и общественная дея­тельность Короленко. Всемирное признание русской классиче­ской прозы и драматургии.

Неоромантические тенденции (ранние произведения М. Горького, поэзия символизма: И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А.Белый). Связь с классической традицией; новая этическая и эстетическая позиция литературы.

Группирование вокруг Горького и издательства «Знание» плеяды писателей-реалистов (И. Бунин, А. Куприн, В. Вересаев, Л. Андреев).

Персоналии

Ф.М. Достоевский (18211881)

Проблемы периодизации творчества писателя.

Связи молодого Достоевского с передовым идейным движе­нием (кружок Петрашевского), с «натуральной школой».

«Бедные люди» – «первая попытка... социального романа» (Белинский). Выражение в этом романе противоречивого единст­ва плебейской гордости «забитых людей» и их индивидуалисти­ческой рефлексии. Ее усиление в других произведениях Достоев­ского.

Дальнейшее углубление этих противоречий в повестях кон­ца 1850-х гг. («Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи»). Связь с сенти­ментально-романтической традицией.

Эволюция личности и духа Достоевского-мыслителя и ху­дожника после каторги и ссылки. Период 1860 – 1864-х гг. как время «перерождения убеждений», по словам самого писателя.

«Записки из Мертвого дома». «Поэзия» и правда о страдани­ях каторжан и талантливости русского народа. Связь «Записок...» с предшествующим и последующим творчеством Достоевского (образ Христа).

Литературные источники (Диккенс и др.) и отражение со­временных процессов жизни России 1850-х гг. в романе «Униженные и оскорбленные». Противоречивость его идейно-художественной системы. Проповедь гордого смирения. Полеми­ка с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского. Добролюбов о романе.

Достоевский – публицист и редактор журналов «Время» и «Эпоха». «Почвенничество» – идеологическая платформа писате­ля в 1860 – 1870-е гг. «Записки из подполья» как художественное ос­мысление «почвеннических» положений. Философская концеп­ция «живой жизни» – поиск «почвы» как нравственная основа слияния народа и образованного сословия. Полемика Достоевско­го с рационализмом идейных течений 1840 – 1860-х гг. XIX века (см. идеи утопического социализма, системное учение Гегеля, социа­листические идеи революционных демократов, позитивистскую программу Огюста Конта).

Романное творчество Достоевского 1860 – 1870-х гг. Моральная и социально-философская проблематика. Провозглашение принци­па нравственного перерождения на религиозной основе как по­пытка разрешить глубочайшие противоречия современного об­щества.

«Преступление и наказание» как «идеологический» роман. Преступление как социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета романа. Конкретно-исторический и всемирный характер «идеи» Раскольникова в све­те богоборческих тенденций его мировосприятия.

«Гелиоцентрическое» положение этого романа в эволюции творчества Достоевского. «Двойники» Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников и развитие «двойничества» в позд­нем творчестве Достоевского. Проблема полифонизма в художе­ственной структуре романа. «Преступление и наказание» в иссле­дованиях современных ученых.

Роман «Идиот». Эволюция идеи о «положительно прекрас­ном человеке» и христианская традиция. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина. «Лучезарная» идея спасения мира Добром и Красотой и трагический пафос ее кру­шения – идейная атмосфера всего романа.

«Бесы» как роман-предупреждение против всякого тотали­таризма. Авторская тенденция отождествления революционного движения с терроризмом «нечаевцев» (Петр Верховенский и Шигалев), сложность и неоднозначность ее воплощения в романе. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утра­тившей связь с народом (Николай Ставрогин). Тема христианской нравственности в романе.

«Роман воспитания» «Подросток». Проблема социально-этического самоопределения личности в условиях развития бур­жуазных отношений в России. «Случайное семейство» как сим­вол эпохи. Макар Долгорукий – носитель народной правды в ро­мане. Своеобразие композиции (ретроспективное повествование).

«Братья Карамазовы» – итог творческого наследия Достоев­ского, роман-синтез идей общефилософского, этического и соци­ального характера. Проблемы богоборчества и своеволия, христианства и смирения. Концепция жизни четырех братьев Кара­мазовых, их нравственно-психологический облик. Философско-историческая и социальная сущность «Легенды о Великом инкви­зиторе». Образ Зосимы в идейно-художественной системе рома­на.

Своеобразие «реализма в высшем смысле» романов Досто­евского. Внимание писателя к нравственному миру своих героев, к глубоким противоречиям их психики. Психологический и сю­жетный гиперболизм в образной системе романов, сложность композиции: напряженность интонаций поэтической речи; тяго­тение к принципам пародирования; образ рассказчика, в котором, как в фокусе, сводятся все стилевые приемы.

«Речь о Пушкине». Мотивы всемирной отзывчивости Пуш­кина и всемирного счастья, к которому стремится русский чело­век.

Важнейшие концепции творчества Достоевского в XX веке (Розанов, Мережковский, Энгельгардт, Бахтин, Сартр, Камю).

Л.Н. Толстой (1828 1910)

Феномен Толстого в русской и мировой литературе (три субъективных фактора; объективные предпосылки; предтечи Толстого в раскрытии человеческого в человеке; трагизм и эпос русской истории в творчестве Толстого и других писателей XIX века; толстовская характерология и патриархальные иллюзии пи­сателя).

Основные этапы развития творчества Толстого.

Литературоведческое, философское понятие «центральный толстовский герой».

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографизм; формирование характера героя в свете «чистоты нравст­венного чувства»; «диалектика души» Николеньки Иртеньева в изображении Толстого; включение героя в мир; герой-повествователь и автор; исповедальный характер повествования.

«Севастопольские» и другие военные рассказы: тема чело­века на войне (социальный и нравственный аспекты); эпический «зародыш» будущего романа-эпопеи.

«Утро помещика». Поиски Дмитрием Нехлюдовым ответов на вопросы юноши Николая Иртеньева из трилогии – установка на моральное совершенствование людей господского мира. Не­хлюдов – предтеча «центрального толстовского героя» после­дующих «программных» произведений Толстого, в которых пи­сатель пытается рассмотреть главное противоречие эпохи – взаи­моотношения крестьянина и помещика. На эту же тему – и рас­сказ «Поликушка»,

Рассказ «Люцерн». Постановка с позиций «вечных начал нравственности» вопроса о соотношении свободы и бедности. Князь Дмитрий Нехлюдов – посредник между автором и «воображаемым» читателем.

Рассказ «Три смерти» – притча, смыкающаяся с «народными рассказами» Толстого 1880 – 1890-х гг., несущая социально-нравственную идею греховности богатых и праведности бедных – доминанту мировосприятия «центрального толстовского героя». Пантеизм как изначальная формула теории «непротивления злу насилием» в этом рассказе.

Повесть «Казаки» – завершение первого периода творчества писателя. Продолжение Дмитрием Олениным поисков смысла жизни предыдущими автобиографическими героями Толстого. Спорность концепции советского толстоведения о «неслиянности» Оленина с казаками. Новая точка зрения на эту проблему: образ жизни казаков в восприятии Оленина – это про­шлое, к которому нет возврата (Б.И. Бурсов).

Начало второго периода творчества. Роман-эпопея «Война и мир». Хронологическая ретроспектива осуществления авторского замысла (от 1856-го – к 1805-му году) как пример личной «чистоты нравственного и гражданского» чувства Толстого. Идейный и поэтический эффект «лабиринта сцеплений» в «Войне и мире», его роль в раскрытии «мысли народной» в романе-эпопее.

«Гелиоцентрическое» расположение «Войны и мира» в творческой эволюции Толстого. Воплощение социально-философских и нравственно-психологических исканий Толстого в образах Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Оценка писателем всех сфер жизни (война, природа, искус­ство, любовь, государственная деятельность и т.д.) по законам добра, правды, красоты. Образ Платона Каратаева, его близость «центральному толстовскому герою».

Нравственная сила русского национального характера и причины победы русских над Наполеоном. Образ Кутузова и ис­торико-философские «отступления» в «Войне и мире», литерату­роведческие споры о них в советском толстоведении.

Идея единения всех добрых начал жизни в «Войне и мире». Сопоставление ее с пафосом «Речи о Пушкине» Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкина в Москве (1880).

«Азбука», четыре «Русские книги для чтения» (в том числе «Басни в прозе»), рассказ «Кавказский пленник» как предвестие романа «Анна Каренина».

«Анна Каренина». Картина нравственной деградации обще­ства в романе. Проблема долга и чувства в судьбах героев. Смысл жизненной драмы героини. Нравственные искания Константина Левина, духовного преемника судеб Николая Иртеньева – Дмит­рия Нехлюдова («Утро помещика», «Люцерн») – Мужика и Дере­ва («Три смерти») – Дмитрия Оленина – Пьера Безухова и Андрея Болконского, Платона Каратаева – Жилина. Авторская позиция в романе.

Последнее тридцатилетие жизни и творчества Толстого.

Толстовская религия духа – религия разума, совести и нрав­ственности (духовная драма конца 1870-х – начала 1880-х гг.).

Следствие и обоснование духовной драмы Толстого: «перелом» в мировоззрении, переход на позиции патриархально­го крестьянства. Исповедально-публицистические сочинения 1880 – 1890-х гг. («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам де­лать?», «Царство божие внутри вас», «Критика догматического богословия» и др.). «Предварительные итоги» собственных нравственных, социально-общественных и религиозных исканий за полвека, спроецированных на судьбы «центрального толстовско­го героя» и растворенных в его (точнее, в их) размышлениях и диалогах.

Народная драма «Власть тьмы». Проникновение разлагаю­щего влияния капитализма в патриархально-отсталую русскую деревню. Обличение праздного барства веселым заразительным смехом в комедии «Плоды просвещения». Актуальность комедии для нынешнего времени упадка культуры.

Повесть «Смерть Ивана Ильича». Ужас умирания человека, жившего лишь ради материального благополучия и не знавшего счастья жить для других (как это открылось Левину и самому Толстому); любовь к другим людям (см. далее судьбу Дмитрия Нехлюдова в романе «Воскресение»). «Народные рассказы» Тол­стого.

Вариации образов Ивана Ильича и его слуги Герасима из повести «Смерть Ивана Ильича» в рассказе «Хозяин и работник» (купец Брехунов – крестьянин Никита).

Повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий». Вопрос «чистоты нравственного чувства» на уровне осмысления межпо­ловых взаимоотношений. Жесткое авторское решение: «идеал Христа», т.е. безбрачие и абсолютное целомудрие.

«Воскресение» – вершина русского социально-философ­ского романа XIX века. Сочетание нравственно-философского учения Толстого с социально-обличительным пафосом романа-проповеди. Два «воскресения» в романе. Дмитрий Нехлюдов – ге­нетический потомок своих «типологических» предшественников.

«Живой труп» – пьеса конца 1890-х гг. – оппозиция к повестям «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и «Дьявол»: беспомощность прописных заповедей семейной морали перед естественной и ис­кренней привязанностью Феди Протасова (главного персонажа) к цыганке Маше.

Взгляды Толстого на искусство (трактаты «Что такое искус­ство?» и «О Шекспире и о драме»). Отрицательное отношение Толстого к «чистому искусству», критика декадентства. Пропа­ганда «всенародного искусства» на религиозной основе.

Последнее десятилетие жизни и творчества Толстого. Рас­сказ «После бала» и последний шедевр – повесть «Хаджи-Мурат».

Проповедь нравственной чистоты и моральной ответствен­ности человека за жизнь окружающих и свою судьбу (сравним «Севастопольские» и другие военные рассказы). Эта же идея жи­вет в поступках и мыслях «центрального толстовского героя» на протяжении всего творческого пути писателя.

Идейный центр «Хаджи-Мурата» – осуждение насильниче­ских действий со стороны России по отношению к кавказским горцам в момент исторически прогрессивного акта присоедине­ния Кавказа к России. Фигура непокорного мюрида Хаджи-Мура­та – противовес проповеди «непротивления злу насилием» и звено в ряду неустанных искателей истины, составивших замкнутую цепь «центрального толстовского героя».

Отношение Толстого к революции. Протест против смерт­ных казней в эпоху реакции после событий 1905-го года (статья «Не могу молчать»).

Художественные принципы Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Толстой и рус­ская литература. Толстой и мировая литература XX века. Миро­вая известность Толстого как мыслителя.

В.М. Гаршин (1855 1888)

Трагическое восприятие Гаршиным социальной действи­тельности 70-80-х гг. Антивоенные рассказы («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»). Тема «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.

Вопросы необходимости борьбы с общественным злом. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Восхищение героизмом революцион­ной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Красный цветок»).

Появление в конце творческого пути писателя непротивлен­ческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Гаршин и Л. Толстой. Своеобразие реалистической манеры Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Роль реалистических симво­лов в творчестве писателя.

В.Г. Короленко (1853 1921)

Демократический характер творчества В.Г. Короленко. Его общественная и публицистическая деятельность, протест против убийств и казней («Павловские очерки», «Бытовое явление», «В голодный год», «Мултанское дело»).

Образы протестантов и революционеров («Яшка», «Чудная»). Изображение душевной силы людей из народа («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит», «Слепой музыкант»). По­лемика с толстовством и либерально-народническими иллюзия­ми. Цикл аллегорических повестей, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Парадокс», «Мгновение», «Огоньки»). «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»), критика современного либерализма, мещанства, тео­рии «малых дел» («В облачный день», «Не страшное»). Повесть «Без языка». «История моего современника» как художественно-мемуарное произведение. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письмо к Луначарскому».

Сочетание романтизма и реализма в творчестве писателя.

Аллегоризм, символика, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описания, музыкальность речи. Художествен­ность публицистики Короленко.

А.П. Чехов (1860 1904)

А.П. Чехов как крупнейший представитель русского реализ­ма конца XIX века. Периодизация творчества Чехова. Ранний пе­риод творчества, сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и пере­осмысление им традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»).

Произведения середины 1880-х годов («Тоска», «Горе», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музы­кальность этих произведений. Неразрывность принципов приро­ды и красоты в творчестве писателя.

Значение поездки на Сахалин. Постановка важнейших про­блем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Скучная ис­тория», «Жена», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности в творчестве Чехова; своеобразие способов выра­жения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); интерес к формам сознания представи­телей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»); крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»).

Своеобразие произведений конца 1890-х – начала 900-х годов, отражение в них эпохи кануна революции 1905-го г. («По делам службы», «У знакомых», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Тема ухода от старой жизни; изменения в повество­вании, открытые финалы чеховских произведений, символика.

Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской и ми­ровой драматургии.

Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. Тра­диции Островского и Тургенева.

Драматургическое новаторство Чехова в «Дяде Ване», «Чайке», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый характер конфликта в драме, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес. Связь драматургии и про­зы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при ми­нимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соот­ношение текста и «подтекста». Чехов и мировая литература XX в.

Литература

Источники

по истории русской литературы

(вторая половина и последняя треть XIX века)

Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Разорение. Власть земли. Выпрямила.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Униженные и оскорбленные. Двой­ник. Записки из Мертвого дома. Записки из подпо­лья. Преступление и наказание. Подросток. Братья Карамазовы. Бесы. Речь о Пушкине.

Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Люцерн. Казаки. Поли­кушка. Три смерти. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы. Плоды про­свещения. Воскресение. Живой труп. Хаджи-Мурат. После бала. Народные рассказы. Крейцерова соната.

Гаршин В.М. Происшествие. Трус. Художники. Денщик и офи­цер. Красный цветок. Сказание о гордом Аггее. Сигнал.

Короленко В.Г. Сон Макара. Мороз. Чудная. Огоньки. В дурном обществе. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение. Сказание о Флоре. Без языка. Приемыш.

Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хирургия. Хамелеон. Маска. Злоумышленник. Лошадиная фамилия. Унтер Пришибеев. Тоска. Учитель. Счастье. Горе. Ванька. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Дом с мезонином. Чайка. Моя жизнь. Мужики. Дядя Ваня. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч. Случай из практики. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Три сестры. Невеста. Вишневый сад. Чайка.

Общие исследования

по истории русской литературы

(2-я половина и последняя треть ХIХ века)

 

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.

А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIХ – ХХ вв.: Сб. ст. в память об А.И. Ревякине. – М.:Intrada, 2000.

Бердяев Н.А. Русская идея // Русская идея: В 2 т. – М., 1994. – Т.2.

Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.

Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.

Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. – М., 1997.

Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л., 1978.

Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.

Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1999. – С. 223 –232.

Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.

Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – М., 1999.

Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.

История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1990. – Т. 7. – Раздел 1. – С. 18 – 162.

Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995.

Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии. – М., 1978.

Комина Р.В. Над страницами русской классики. – М., 1991.

Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века: К вопросу о перестройке концепции // Литературное обозрение. – 1992. – № 12.

Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. – М., 1965.

Купреянова Е.И., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976.

Литературные произведения в движении эпох / Под ред. Н.В. Осьмакова. – М., 1979.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.

Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.

Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1976.

Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. и иссл. (1958 – 1993). – СПб., 1997.

Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. – СПб., 2001.

Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.

Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. – М., 1995.

Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.

Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века. – М., 1997.

Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. – М., 1982.

Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ века. – Новосибирск, 1971.

Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. – М., 1980.

Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1972.

Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. – М., 1974. – Т. 2 (кн. 1 – 2); Т.З.

Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. – М., 1969.

Русская литература в историко-функциональном освещении / Под. ред. Н.В.Осьмакова. – М., 1979.

Русская литература и фольклор: Вторая половина XIX века. – Л., 1982.

Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. –– М.: Просвещение, 1995.

Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. –– М.: Просвещение, 1996.

Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973.

Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. – М., 1972.

Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. – М., 1997.

Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.

Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки русской лите­ратуры XIX века. – Л., 1970.

Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля:

Повествовательная проза и лирика. – 2-е изд. – М., 1985.

Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.

Учебники и учебные пособия

Горький М. История русской литературы. – М., 1939.

Жук А.А. Проза второй половины XIX века: Для учителей. – М., 1981.

История русской литературы. – В 10-ти тт. – Т. 8, 9 (Ч. 1, 2). – М., 1956.

История русской литературы: В 4 т. – М.; Л., 1980 – 1983. – Т. 3 – 4.

История русской драматургии: Вторая половина XIX века – начало XX ве­ка до 1917 года / Отв. ред. Ю.М. Лотман. – Л., 1987.

История русской литературной критики (Призоров В.В., Милованова О.О., Елина Е.Г. и др. Под ред. Призорова В.В. – М.: Высшая школа, 2002.

История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова.– М., 1991.

История русской литературы XIX века: II половина / Под ред. С.М. Петрова. – 4-е изд. – М., 1978.

История русской литературы ХIХ в. 40 – 60-е годы: Учеб. пос. / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. – М., 2001.

Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50 – 60-х гг. ХIХ века. – М., 1989.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. – М., 1983.

Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ в. – М., 1998.

Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. 1840 – 1860-е гг. – М., 1981.

Раскольников Ф. История русской литературы XIX века: 40 – 60-е годы: Учеб. пос. – Ижевск, 2001.

Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2001.

Русская литература ХIХ века / Кройчик Л.Е., Свительский В.А. – Воронеж, 1996.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.): В 2 кн. – М., 2001. – Кн. 1.

Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год (2-е изд.): В 2 т. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006.

Персоналии

(см. также «Литературу» к циклам практическихзанятий)