Писатели демократического течения
Помяловский Н.Г. «Мещанское счастье» или «Молотов».
Решетников Ф.М. Подлиповцы.
Слепцов В.А. Трудное время.
Чернышевский Н.Г. Статьи: Эстетические отношения искусства к действительности. Русский человек на rendez-vous. Статьи о Л.Н. Толстом.
Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? Темное царство. Луч света в темном царстве. Когда же придет настоящий день?
Писарев Д.И. Базаров. Реалисты. Мыслящий пролетариат. Пушкин и Белинский.
Некрасов Н.А. В дороге. Колыбельная песня. Огородник. Тройка. Родина. Псовая охота. Нравственный человек. Вчерашний день часу в шестом... Блажен незлобливый поэт. В деревне. Несжатая полоса. Саша. Внимая ужасам войны. Секрет. Забытая деревня. Тяжелый крест... Школьник. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. На Волге. Рыцарь на час. Плач детей. Крестьянские дети. Коробейники. Свобода. Зеленый шум. В полном разгаре страда деревенская. Орина, мать солдатская. Мороз, Красный нос. Памяти Добролюбова. Железная дорога. Дедушка Мазай и зайцы. Русские женщины (одну из поэм). Элегия. (Пускай нам говорит изменчивая мода...). Сеятелям. Кому на Руси жить хорошо.
Никитин И.С. Русь. Бурлак. Жена ямщика. Утро. Кулак. Ночлег в деревне. Пахарь. Нищий. Песня бобыля. Постыдно гибнет наше время! Тяжелый крест несем мы, братья. Падет презренное тиранство.
Тургенев И.С. Андрей Колосов. Записки охотника. Муму. Нахлебник. Рудин. Ася. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Дым. Новь. Стихотворения в прозе. Статья «Гамлет и Дон Кихот».
Гончаров И.А. Обыкновенная история. Обломов. Обрыв. Фрегат «Паллада» (общее знакомство).
Островский А.Н. Свои люди – сочтемся! Бедность не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца довольно простоты. Лес. Снегурочка. Волки и овцы. Бесприданница. Таланты и поклонники. Без вины виноватые.
Тютчев Ф.И. 14 декабря 1825 года. Молчит сомнительно восток. Славянам. Эти бедные селенья... Фонтан. Не то, что мните вы, природа. О чем ты воешь, ветр ночной... День и ночь. О, как убийственно мы любим. Близнецы. Цицерон. Нет моего к тебе пристрастья. Святая ночь на небосклон взошла. Из края в край. Я помню время золотое. Как дымный столп светлеет в вышине. Сижу задумчив и один. Снежные горы. Успокоение. Над виноградными холмами. Яркий свет сиял в долине. В небе тают облака. От жизни той, что бушевала здесь. Певучесть есть в морских волнах. В душном воздухе молчанье. Предопределение.
Фет А.А. Печальная береза. Чудная картина. На заре ты ее не буди. Я пришел к тебе с приветом. Еще весной душистой нега. Еще майская ночь. Ночь и я, мы оба дышим. Жду я, тревогой объят. Нет, не жди ты песни страстной. Поделись живыми снами. Певице. Свеж и душист твой роскошный венок. На кресле отвалясь, гляжу на потолок. Прости, во мгле воспоминанья...
Сборник «Вечерние огни» (общее знакомство).
Толстой А.К. Ты знаешь край, где все обильем дышит. Колокольчики мои... Василий Шибанов. Курган. Сон Попова. Тщетно, художник, ты мнишь, что творений твоих ты создатель. В совести искал я долго обвиненья. Ты жертва жизненных тревог. По гребле неровной и тряской. Земля цвела. Звуки льются, звуки тают. Средь мира лжи. Сердце, сильней разгораясь от году до году. Вновь растворилась дверь. Средь шумного бала. То было раннею весной. Одну из пьес трилогии: Смерть Иоанна Грозного. Царь Федор Иоаннович. Царь Борис. Роман «Князь Серебряный». Сочинения Козьмы Пруткова.
Салтыков-Щедрин М.Е. Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. История одного города. Благонамеренные речи. Господа Головлевы. Сказки. Пошехонская старина.
Последняя треть XIX века:
литературные движения 1881 – 1905 гг.
Расцвет жанра романа (Л. Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин).
Центральное место народничества в общественном движении этого периода. П. Лавров, Н. Михайловский, П. Ткачев – идеологи народничества. Понятия «критически мыслящая личность», «герои и толпа», «долг интеллигенции перед народом», «больная совесть» и их отражение в литературе. Г.В. Плеханов о литературном народничестве. Интенсивное развитие жанра очерка (Г. Успенский, Н. Наумов, П. Засодимский, Ф. Нефедов, Н. Каронин-Петропавловский). Повести С. Степняка-Кравчинского, А. Осиповича-Новодворского. Роман Н. Златовратского «Устои». Своеобразие реализма в творчестве П. Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах»).
Поэзия 1870-х гг. Воздействие жанра романа на лирику Фета и Апухтина. Поэзия революционных народников.
Начало признания мирового значения русской литературы.
Общественно-политический фон эпохи, кризис радикального народничества, установление политической реакции, теоретическая борьба народников и марксистов. Возрождение русской идеалистической философии; новые направления религиозной мысли (Л. Толстой, Вл. Соловьев, К.Леонтьев).
Закрытие «Отечественных записок». Ведущие журналы народнического («Русское богатство»), либерального («Русская мысль», «Вестник Европы») направлений. Популярность юмористической журналистики («Стрекоза», «Осколки»). Возрастание общественной и литературной роли газеты «Неделя» П. Гайдебурова, «Новое время» А. Суворина, «Русские ведомости».
Завершение пути крупнейших русских писателей. Своеобразие литературной позиции Л. Толстого. Поздний Салтыков-Щедрин. Новые силы русской прозы: Гаршин, Короленко, Эртель, Чехов. «Средний человек» в произведениях восьмидесятников; проблема «безвременья», «малых дел», «общей идеи». Господство малых жанров в прозе. Поиски путей обновления художественного языка.
Натурализм в литературе (П. Боборыкин, Н. Лейкин, И. Потапенко). Роль Боборыкина в развитии жанра социально-бытового романа. Тематика романов К. Станюковича; своеобразие его «Морских рассказов». Проблема народа и интеллигенции в произведениях А. Эртеля.
Артель «восьмидесятников» – «скромных» реалистов (И. Ясинский, М. Альбов, К. Баранцевич, И. Леонтьев-Щеглов). Поэты «больного поколения» (С. Надсон, К. Случевский, К. Фофанов). Последние стихи Фета («Вечерние огни»), стихотворения Вл. Соловьева, их роль в становлении символизма. Русское декадентство (выступления Д. Мережковского, Н. Минского); ранние проявления символизма (сборники В. Брюсова).
Создание политических партий, борьба марксистов с народниками. Идейные и эстетические размежевания накануне революции. Усиление философско-идеалистических исканий. Формирование русской религиозной мысли XX века (Л. Федоров, Д. Мережковский, В. Розанов).
Новое качество реализма рубежа веков. Художественные искания позднего Л. Толстого. Обновление языка прозы и драматургии в творчестве Чехова. Литературная и общественная деятельность Короленко. Всемирное признание русской классической прозы и драматургии.
Неоромантические тенденции (ранние произведения М. Горького, поэзия символизма: И. Анненский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Блок, А.Белый). Связь с классической традицией; новая этическая и эстетическая позиция литературы.
Группирование вокруг Горького и издательства «Знание» плеяды писателей-реалистов (И. Бунин, А. Куприн, В. Вересаев, Л. Андреев).
Персоналии
Ф.М. Достоевский (1821 – 1881)
Проблемы периодизации творчества писателя.
Связи молодого Достоевского с передовым идейным движением (кружок Петрашевского), с «натуральной школой».
«Бедные люди» – «первая попытка... социального романа» (Белинский). Выражение в этом романе противоречивого единства плебейской гордости «забитых людей» и их индивидуалистической рефлексии. Ее усиление в других произведениях Достоевского.
Дальнейшее углубление этих противоречий в повестях конца 1850-х гг. («Двойник», «Хозяйка», «Белые ночи»). Связь с сентиментально-романтической традицией.
Эволюция личности и духа Достоевского-мыслителя и художника после каторги и ссылки. Период 1860 – 1864-х гг. как время «перерождения убеждений», по словам самого писателя.
«Записки из Мертвого дома». «Поэзия» и правда о страданиях каторжан и талантливости русского народа. Связь «Записок...» с предшествующим и последующим творчеством Достоевского (образ Христа).
Литературные источники (Диккенс и др.) и отражение современных процессов жизни России 1850-х гг. в романе «Униженные и оскорбленные». Противоречивость его идейно-художественной системы. Проповедь гордого смирения. Полемика с теорией «разумного эгоизма» Чернышевского. Добролюбов о романе.
Достоевский – публицист и редактор журналов «Время» и «Эпоха». «Почвенничество» – идеологическая платформа писателя в 1860 – 1870-е гг. «Записки из подполья» как художественное осмысление «почвеннических» положений. Философская концепция «живой жизни» – поиск «почвы» как нравственная основа слияния народа и образованного сословия. Полемика Достоевского с рационализмом идейных течений 1840 – 1860-х гг. XIX века (см. идеи утопического социализма, системное учение Гегеля, социалистические идеи революционных демократов, позитивистскую программу Огюста Конта).
Романное творчество Достоевского 1860 – 1870-х гг. Моральная и социально-философская проблематика. Провозглашение принципа нравственного перерождения на религиозной основе как попытка разрешить глубочайшие противоречия современного общества.
«Преступление и наказание» как «идеологический» роман. Преступление как социально-философская и нравственно-психологическая основа сюжета романа. Конкретно-исторический и всемирный характер «идеи» Раскольникова в свете богоборческих тенденций его мировосприятия.
«Гелиоцентрическое» положение этого романа в эволюции творчества Достоевского. «Двойники» Раскольникова – Свидригайлов, Лужин, Лебезятников и развитие «двойничества» в позднем творчестве Достоевского. Проблема полифонизма в художественной структуре романа. «Преступление и наказание» в исследованиях современных ученых.
Роман «Идиот». Эволюция идеи о «положительно прекрасном человеке» и христианская традиция. Соотношение гармонии и дисгармонии в сознании князя Мышкина. «Лучезарная» идея спасения мира Добром и Красотой и трагический пафос ее крушения – идейная атмосфера всего романа.
«Бесы» как роман-предупреждение против всякого тоталитаризма. Авторская тенденция отождествления революционного движения с терроризмом «нечаевцев» (Петр Верховенский и Шигалев), сложность и неоднозначность ее воплощения в романе. Показ трагической разобщенности русской интеллигенции, утратившей связь с народом (Николай Ставрогин). Тема христианской нравственности в романе.
«Роман воспитания» «Подросток». Проблема социально-этического самоопределения личности в условиях развития буржуазных отношений в России. «Случайное семейство» как символ эпохи. Макар Долгорукий – носитель народной правды в романе. Своеобразие композиции (ретроспективное повествование).
«Братья Карамазовы» – итог творческого наследия Достоевского, роман-синтез идей общефилософского, этического и социального характера. Проблемы богоборчества и своеволия, христианства и смирения. Концепция жизни четырех братьев Карамазовых, их нравственно-психологический облик. Философско-историческая и социальная сущность «Легенды о Великом инквизиторе». Образ Зосимы в идейно-художественной системе романа.
Своеобразие «реализма в высшем смысле» романов Достоевского. Внимание писателя к нравственному миру своих героев, к глубоким противоречиям их психики. Психологический и сюжетный гиперболизм в образной системе романов, сложность композиции: напряженность интонаций поэтической речи; тяготение к принципам пародирования; образ рассказчика, в котором, как в фокусе, сводятся все стилевые приемы.
«Речь о Пушкине». Мотивы всемирной отзывчивости Пушкина и всемирного счастья, к которому стремится русский человек.
Важнейшие концепции творчества Достоевского в XX веке (Розанов, Мережковский, Энгельгардт, Бахтин, Сартр, Камю).
Л.Н. Толстой (1828 – 1910)
Феномен Толстого в русской и мировой литературе (три субъективных фактора; объективные предпосылки; предтечи Толстого в раскрытии человеческого в человеке; трагизм и эпос русской истории в творчестве Толстого и других писателей XIX века; толстовская характерология и патриархальные иллюзии писателя).
Основные этапы развития творчества Толстого.
Литературоведческое, философское понятие «центральный толстовский герой».
Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Автобиографизм; формирование характера героя в свете «чистоты нравственного чувства»; «диалектика души» Николеньки Иртеньева в изображении Толстого; включение героя в мир; герой-повествователь и автор; исповедальный характер повествования.
«Севастопольские» и другие военные рассказы: тема человека на войне (социальный и нравственный аспекты); эпический «зародыш» будущего романа-эпопеи.
«Утро помещика». Поиски Дмитрием Нехлюдовым ответов на вопросы юноши Николая Иртеньева из трилогии – установка на моральное совершенствование людей господского мира. Нехлюдов – предтеча «центрального толстовского героя» последующих «программных» произведений Толстого, в которых писатель пытается рассмотреть главное противоречие эпохи – взаимоотношения крестьянина и помещика. На эту же тему – и рассказ «Поликушка»,
Рассказ «Люцерн». Постановка с позиций «вечных начал нравственности» вопроса о соотношении свободы и бедности. Князь Дмитрий Нехлюдов – посредник между автором и «воображаемым» читателем.
Рассказ «Три смерти» – притча, смыкающаяся с «народными рассказами» Толстого 1880 – 1890-х гг., несущая социально-нравственную идею греховности богатых и праведности бедных – доминанту мировосприятия «центрального толстовского героя». Пантеизм как изначальная формула теории «непротивления злу насилием» в этом рассказе.
Повесть «Казаки» – завершение первого периода творчества писателя. Продолжение Дмитрием Олениным поисков смысла жизни предыдущими автобиографическими героями Толстого. Спорность концепции советского толстоведения о «неслиянности» Оленина с казаками. Новая точка зрения на эту проблему: образ жизни казаков в восприятии Оленина – это прошлое, к которому нет возврата (Б.И. Бурсов).
Начало второго периода творчества. Роман-эпопея «Война и мир». Хронологическая ретроспектива осуществления авторского замысла (от 1856-го – к 1805-му году) как пример личной «чистоты нравственного и гражданского» чувства Толстого. Идейный и поэтический эффект «лабиринта сцеплений» в «Войне и мире», его роль в раскрытии «мысли народной» в романе-эпопее.
«Гелиоцентрическое» расположение «Войны и мира» в творческой эволюции Толстого. Воплощение социально-философских и нравственно-психологических исканий Толстого в образах Пьера Безухова и Андрея Болконского.
Оценка писателем всех сфер жизни (война, природа, искусство, любовь, государственная деятельность и т.д.) по законам добра, правды, красоты. Образ Платона Каратаева, его близость «центральному толстовскому герою».
Нравственная сила русского национального характера и причины победы русских над Наполеоном. Образ Кутузова и историко-философские «отступления» в «Войне и мире», литературоведческие споры о них в советском толстоведении.
Идея единения всех добрых начал жизни в «Войне и мире». Сопоставление ее с пафосом «Речи о Пушкине» Ф.М. Достоевского на открытии памятника Пушкина в Москве (1880).
«Азбука», четыре «Русские книги для чтения» (в том числе «Басни в прозе»), рассказ «Кавказский пленник» как предвестие романа «Анна Каренина».
«Анна Каренина». Картина нравственной деградации общества в романе. Проблема долга и чувства в судьбах героев. Смысл жизненной драмы героини. Нравственные искания Константина Левина, духовного преемника судеб Николая Иртеньева – Дмитрия Нехлюдова («Утро помещика», «Люцерн») – Мужика и Дерева («Три смерти») – Дмитрия Оленина – Пьера Безухова и Андрея Болконского, Платона Каратаева – Жилина. Авторская позиция в романе.
Последнее тридцатилетие жизни и творчества Толстого.
Толстовская религия духа – религия разума, совести и нравственности (духовная драма конца 1870-х – начала 1880-х гг.).
Следствие и обоснование духовной драмы Толстого: «перелом» в мировоззрении, переход на позиции патриархального крестьянства. Исповедально-публицистические сочинения 1880 – 1890-х гг. («Исповедь», «В чем моя вера?», «Так что же нам делать?», «Царство божие внутри вас», «Критика догматического богословия» и др.). «Предварительные итоги» собственных нравственных, социально-общественных и религиозных исканий за полвека, спроецированных на судьбы «центрального толстовского героя» и растворенных в его (точнее, в их) размышлениях и диалогах.
Народная драма «Власть тьмы». Проникновение разлагающего влияния капитализма в патриархально-отсталую русскую деревню. Обличение праздного барства веселым заразительным смехом в комедии «Плоды просвещения». Актуальность комедии для нынешнего времени упадка культуры.
Повесть «Смерть Ивана Ильича». Ужас умирания человека, жившего лишь ради материального благополучия и не знавшего счастья жить для других (как это открылось Левину и самому Толстому); любовь к другим людям (см. далее судьбу Дмитрия Нехлюдова в романе «Воскресение»). «Народные рассказы» Толстого.
Вариации образов Ивана Ильича и его слуги Герасима из повести «Смерть Ивана Ильича» в рассказе «Хозяин и работник» (купец Брехунов – крестьянин Никита).
Повести «Крейцерова соната» и «Отец Сергий». Вопрос «чистоты нравственного чувства» на уровне осмысления межполовых взаимоотношений. Жесткое авторское решение: «идеал Христа», т.е. безбрачие и абсолютное целомудрие.
«Воскресение» – вершина русского социально-философского романа XIX века. Сочетание нравственно-философского учения Толстого с социально-обличительным пафосом романа-проповеди. Два «воскресения» в романе. Дмитрий Нехлюдов – генетический потомок своих «типологических» предшественников.
«Живой труп» – пьеса конца 1890-х гг. – оппозиция к повестям «Крейцерова соната», «Отец Сергий» и «Дьявол»: беспомощность прописных заповедей семейной морали перед естественной и искренней привязанностью Феди Протасова (главного персонажа) к цыганке Маше.
Взгляды Толстого на искусство (трактаты «Что такое искусство?» и «О Шекспире и о драме»). Отрицательное отношение Толстого к «чистому искусству», критика декадентства. Пропаганда «всенародного искусства» на религиозной основе.
Последнее десятилетие жизни и творчества Толстого. Рассказ «После бала» и последний шедевр – повесть «Хаджи-Мурат».
Проповедь нравственной чистоты и моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу (сравним «Севастопольские» и другие военные рассказы). Эта же идея живет в поступках и мыслях «центрального толстовского героя» на протяжении всего творческого пути писателя.
Идейный центр «Хаджи-Мурата» – осуждение насильнических действий со стороны России по отношению к кавказским горцам в момент исторически прогрессивного акта присоединения Кавказа к России. Фигура непокорного мюрида Хаджи-Мурата – противовес проповеди «непротивления злу насилием» и звено в ряду неустанных искателей истины, составивших замкнутую цепь «центрального толстовского героя».
Отношение Толстого к революции. Протест против смертных казней в эпоху реакции после событий 1905-го года (статья «Не могу молчать»).
Художественные принципы Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Толстой и русская литература. Толстой и мировая литература XX века. Мировая известность Толстого как мыслителя.
В.М. Гаршин (1855 – 1888)
Трагическое восприятие Гаршиным социальной действительности 70-80-х гг. Антивоенные рассказы («Четыре дня», «Трус», «Из воспоминаний рядового Иванова»). Тема «падшей женщины» («Происшествие», «Надежда Николаевна»). Гаршин и Достоевский.
Вопросы необходимости борьбы с общественным злом. Проблемы интеллигенции, «чистого» и гражданского искусства («Встреча», «Художники»). Восхищение героизмом революционной народнической интеллигенции и признание бесплодности ее подвига («Красный цветок»).
Появление в конце творческого пути писателя непротивленческих тенденций («Сказание о гордом Аггее», «Сигнал»). Гаршин и Л. Толстой. Своеобразие реалистической манеры Гаршина. Отказ от больших эпических форм. Роль реалистических символов в творчестве писателя.
В.Г. Короленко (1853 – 1921)
Демократический характер творчества В.Г. Короленко. Его общественная и публицистическая деятельность, протест против убийств и казней («Павловские очерки», «Бытовое явление», «В голодный год», «Мултанское дело»).
Образы протестантов и революционеров («Яшка», «Чудная»). Изображение душевной силы людей из народа («Сон Макара», «Река играет», «Лес шумит», «Слепой музыкант»). Полемика с толстовством и либерально-народническими иллюзиями. Цикл аллегорических повестей, отражающих общественный оптимизм и гуманизм Короленко («Сказание о Флоре», «Тени», «Парадокс», «Мгновение», «Огоньки»). «Правдоискатели» и «мечтатели» в очерках Короленко («Соколинец», «Государевы ямщики»), критика современного либерализма, мещанства, теории «малых дел» («В облачный день», «Не страшное»). Повесть «Без языка». «История моего современника» как художественно-мемуарное произведение. Общественная позиция Короленко в последние годы жизни. «Письмо к Луначарскому».
Сочетание романтизма и реализма в творчестве писателя.
Аллегоризм, символика, очерковая композиция, пейзажная живопись, лиризм описания, музыкальность речи. Художественность публицистики Короленко.
А.П. Чехов (1860 – 1904)
А.П. Чехов как крупнейший представитель русского реализма конца XIX века. Периодизация творчества Чехова. Ранний период творчества, сотрудничество в юмористических журналах. Роль пародийного начала в творчестве Чехова. Развитие и переосмысление им традиционных тем и образов русской литературы XIX века («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Злоумышленник»). Традиции Щедрина в сатирической новелле Чехова («Хамелеон», «Маска», «Унтер Пришибеев»).
Произведения середины 1880-х годов («Тоска», «Горе», «Счастье», «Враги», «Степь», «Припадок»). Последовательный демократизм, эмоциональная выразительность, лиризм, музыкальность этих произведений. Неразрывность принципов природы и красоты в творчестве писателя.
Значение поездки на Сахалин. Постановка важнейших проблем эпохи и человеческого бытия в произведениях «Скучная история», «Жена», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Черный монах», «Моя жизнь», «Дом с мезонином». Принцип объективности в творчестве Чехова; своеобразие способов выражения авторской позиции. Высота нравственных требований к человеку и борьба с «уклонениями от нормы» («Попрыгунья», «Учитель словесности», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»); интерес к формам сознания представителей различных слоев общества («Бабье царство», «Три года», «Случай из практики»); крестьянская трилогия («Мужики», «Новая дача», «В овраге»).
Своеобразие произведений конца 1890-х – начала 900-х годов, отражение в них эпохи кануна революции 1905-го г. («По делам службы», «У знакомых», «Дама с собачкой», «Архиерей», «Невеста»). Тема ухода от старой жизни; изменения в повествовании, открытые финалы чеховских произведений, символика.
Драматургия Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии.
Драма «Иванов» как итог раннего творчества Чехова. Традиции Островского и Тургенева.
Драматургическое новаторство Чехова в «Дяде Ване», «Чайке», «Трех сестрах», «Вишневом саде». Новый характер конфликта в драме, роль лирического «подводного течения», жанровое своеобразие чеховских пьес. Связь драматургии и прозы Чехова: общность проблематики, широта обобщений при минимуме затраченных средств, роль выразительной детали, соотношение текста и «подтекста». Чехов и мировая литература XX в.
Литература
Источники
по истории русской литературы
(вторая половина и последняя треть XIX века)
Успенский Г.И. Нравы Растеряевой улицы. Будка. Разорение. Власть земли. Выпрямила.
Достоевский Ф.М. Бедные люди. Униженные и оскорбленные. Двойник. Записки из Мертвого дома. Записки из подполья. Преступление и наказание. Подросток. Братья Карамазовы. Бесы. Речь о Пушкине.
Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Утро помещика. Люцерн. Казаки. Поликушка. Три смерти. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Власть тьмы. Плоды просвещения. Воскресение. Живой труп. Хаджи-Мурат. После бала. Народные рассказы. Крейцерова соната.
Гаршин В.М. Происшествие. Трус. Художники. Денщик и офицер. Красный цветок. Сказание о гордом Аггее. Сигнал.
Короленко В.Г. Сон Макара. Мороз. Чудная. Огоньки. В дурном обществе. Слепой музыкант. Река играет. Мгновение. Сказание о Флоре. Без языка. Приемыш.
Чехов А.П. Смерть чиновника. Толстый и тонкий. Хирургия. Хамелеон. Маска. Злоумышленник. Лошадиная фамилия. Унтер Пришибеев. Тоска. Учитель. Счастье. Горе. Ванька. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Палата № 6. Учитель словесности. Дом с мезонином. Чайка. Моя жизнь. Мужики. Дядя Ваня. Человек в футляре. Крыжовник. Ионыч. Случай из практики. Душечка. Дама с собачкой. В овраге. Три сестры. Невеста. Вишневый сад. Чайка.
Общие исследования
по истории русской литературы
(2-я половина и последняя треть ХIХ века)
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М., 1994.
А.Н. Островский, А.П. Чехов и литературный процесс ХIХ – ХХ вв.: Сб. ст. в память об А.И. Ревякине. – М.:Intrada, 2000.
Бердяев Н.А. Русская идея // Русская идея: В 2 т. – М., 1994. – Т.2.
Берковский Н.Я. О мировом значении русской литературы. – Л., 1975.
Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.
Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.
Бройтман С.Н. Русская лирика XIX – начала XX века в свете исторической поэтики. – М., 1997.
Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. – Л., 1978.
Бялый Г. Русский реализм: От Тургенева к Чехову. – Л., 1990.
Вайль П., Генис А. Родная речь: Уроки изящной словесности. – М., 1999. – С. 223 –232.
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика, ритмика, рифма, строфика. – М., 1984.
Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. – М., 1999.
Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. – М., 1982.
История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1990. – Т. 7. – Раздел 1. – С. 18 – 162.
Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу. – М., 1995.
Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии. – М., 1978.
Комина Р.В. Над страницами русской классики. – М., 1991.
Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ века: К вопросу о перестройке концепции // Литературное обозрение. – 1992. – № 12.
Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе ХIХ века. – М., 1965.
Купреянова Е.И., Макогоненко Г.П. Национальное своеобразие русской литературы. – Л., 1976.
Литературные произведения в движении эпох / Под ред. Н.В. Осьмакова. – М., 1979.
Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.
Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. – Л., 1981.
Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // Лотман Ю.М. О русской литературе: Ст. и иссл. (1958 – 1993). – СПб., 1997.
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста. – СПб., 2001.
Маймин Е.А. Русская философская поэзия. – М., 1976.
Мочульский К.В. Гоголь, Соловьев, Достоевский. – М., 1995.
Набоков В.В. Лекции по русской литературе. – М., 1996.
Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века. – М., 1997.
Нестеренко А.А. Авторское начало в эпическом произведении. – М., 1982.
Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа ХIХ века. – Новосибирск, 1971.
Основин В.В. Русская драматургия второй половины XIX века. – М., 1980.
Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1972.
Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. – М., 1974. – Т. 2 (кн. 1 – 2); Т.З.
Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. – М., 1969.
Русская литература в историко-функциональном освещении / Под. ред. Н.В.Осьмакова. – М., 1979.
Русская литература и фольклор: Вторая половина XIX века. – Л., 1982.
Русские писатели XIX – начала XX века: Биобиблиографический словарь / Под ред. Н.Н. Скатова. –– М.: Просвещение, 1995.
Русские писатели XIX века. Биобиблиографический словарь. В 2 ч. / Под ред. П.А. Николаева. –– М.: Просвещение, 1996.
Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра / Под ред. Б.С. Мейлаха. – Л., 1973.
Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. – М., 1972.
Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX в. – М., 1997.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977.
Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки русской литературы XIX века. – Л., 1970.
Чичерин А.В. Очерки по истории русского литературного стиля:
Повествовательная проза и лирика. – 2-е изд. – М., 1985.
Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.
Учебники и учебные пособия
Горький М. История русской литературы. – М., 1939.
Жук А.А. Проза второй половины XIX века: Для учителей. – М., 1981.
История русской литературы. – В 10-ти тт. – Т. 8, 9 (Ч. 1, 2). – М., 1956.
История русской литературы: В 4 т. – М.; Л., 1980 – 1983. – Т. 3 – 4.
История русской драматургии: Вторая половина XIX века – начало XX века до 1917 года / Отв. ред. Ю.М. Лотман. – Л., 1987.
История русской литературной критики (Призоров В.В., Милованова О.О., Елина Е.Г. и др. Под ред. Призорова В.В. – М.: Высшая школа, 2002.
История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова.– М., 1991.
История русской литературы XIX века: II половина / Под ред. С.М. Петрова. – 4-е изд. – М., 1978.
История русской литературы ХIХ в. 40 – 60-е годы: Учеб. пос. / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. – М., 2001.
Кулешов В.И. Русская демократическая литература 50 – 60-х гг. ХIХ века. – М., 1989.
Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. 70 – 90-е гг. – М., 1983.
Кулешов В.И. История русской литературы ХIХ в. – М., 1998.
Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. 1840 – 1860-е гг. – М., 1981.
Раскольников Ф. История русской литературы XIX века: 40 – 60-е годы: Учеб. пос. – Ижевск, 2001.
Русская литература XIX века. Вторая половина: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. И.Е. Каплан, М.Т. Пинаев. – М.: Просвещение, 2001.
Русская литература ХIХ века / Кройчик Л.Е., Свительский В.А. – Воронеж, 1996.
Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х гг.): В 2 кн. – М., 2001. – Кн. 1.
Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год (2-е изд.): В 2 т. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006.
Персоналии
(см. также «Литературу» к циклам практическихзанятий)