Программа
1. Своеобразие драматического конфликта пьесы и его сюжетной реализации:
а) объективно-исторический и философско-эпический аспекты конфликта;
б) повседневный быт и событийность в пьесе (по сравнению с пьесами А.Н. Островского).
2. Символический смысл названия пьесы. Образ «вишневого сада» и истоки элегизма чеховской пьесы.
3. Тема прошлого, настоящего и будущего. Три группы персонажей комедии. Новые люди в пьесе, их романтическая устремленность в будущее, оптимизм.
4. Роль художественного подтекста в раскрытии авторского замысла. Своеобразие речевой характеристики персонажей. Назначение авторских ремарок.
5. Композиционные и жанровые особенности (комедийно-водевильное и драматически-элегическое начала в пьесе). Лиризм, реалистическая символика.
6. Трактовка «Вишневого сада» Московским Художественным театром. Проблема жанра «Вишневого сада» в современном литературоведении.
7. Драматургия А.Чехова – новый этап в развитии русской и мировой драматургии.
Литература
Исследования
Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. – М., 1972.
Бердников Г.П. Раздумья о высшей правде: «Вишневый сад» А.П. Чехова // Вершины / Сост. и общ. ред. В.И. Кулешова. – М., 1983.
Ревякин А.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова. – М., 1960.
Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П. Чехова // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках. – М., 1972.
Хализев В.Е. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» // Русская классическая литература: Разборы и анализы / Сост. Д. Устюжанин. – М., 1969.
Дополнительная литература
Баню Ж. Наш театр – "Вишневый сад: Тетрадь зрителя: Пер. с фр. / Ж. Баню. – М., 2000.
Бродская Г. Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. Вишневосадская эпопея: в 2 т. / Г. Ю. Бродская. – М., 2000.
Полоцкая Э.А. «Вишневый сад». Жизнь во времени // Литературные произведения в движении эпох / Отв. ред. Н.В. Осьмаков. – М., 1979.
Турков А.М. Рождение «Вишневого сада» // Наш современник. – 1979. – № 9.
Занятия 15, 16
«Человек проснувшейся совести»
В творчестве В.М. Гаршина и В.Г. Короленко
Программа
1. Антивоенная тема в прозе В.М. Гаршина («Трус», «Четыре дня»).
2. Проблема места художника в обществе («Художники»).
3. Драма подвига и сумасшествия в «Красном цветке».
4. «Люди проснувшиеся» в рассказе В.Г. Короленко «Чудная», «Яшка».
5. Мифологизация нового бытия в «Сне Макара».
6. Полемика с толстовством. Гуманизм и общественный позитивизм аллегорических повестей Короленко («Сказание о Флоре», «Парадокс», «Мгновение»).
7. Правдоискатели и мечтатели в очерках автора («Соколинец», «Государевы ямщики»).
Литература