ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(II половина и последняя треть XIX века)

Условно этот огромный пласт русской литературы можно подразделить на две примерно равные части – и по охвату литера­турно-общественных событий в России, и по объему литератур­ных текстов. Эти две части традиционно (см. опыт кафедры исто­рии русской литературы Московского университета им. М.В. Ломоносова) называются «вторая треть XIX века» и «последняя треть XIX века», соответственно, включают в себя литературные движения 1856 – 1880 гг. и 1881 – 1905 гг. В пределах каждой «трети» входит свой круг персоналий – наиболее крупных художников слова.

Вторая половина XIX века:

литературные движения 18561880 гг.

Поражение России в Крымской войне и кризис крепостниче­ской системы. Литературно-общественная борьба в эпоху подго­товки реформ. Размежевание в русской литературе сторонников реформ и сторонников революционного насилия. Раскол в редак­ции некрасовского «Современника» и уход из него Дружинина, Тургенева, Гончарова, Л. Толстого. Превращение «Современника» в орган революционной демократии.

Пропаганда идей крестьянской революции в трудах Добро­любова и Чернышевского.

Возвращение из ссылки Достоевского и издание журналов «Время» и «Эпоха»; журналы «Русское слово» и «Русский вест­ник».

Дальнейшее развитие реализма и становление романа как ведущего жанра. Спор о герое. Критика «лишнего человека». Ин­терес к деятельному герою.

Выдвижение проблемы народа как центральной для совре­менного литературного развития. Значение «Севастопольских рассказов» Толстого и «Записок из Мертвого дома» Достоевского в понимании этой проблемы.

Отношение русской литературы к крестьянской реформе 1861 года, анализ пореформенной действительности в творчестве писателей разных политических взглядов.

«Очерки гоголевского периода русской литературы» и «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевского как теоретическая основа формирующейся демокра­тической литературы. Чернышевский, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Н. Успенский, Помяловский, Левитов, Слепцов, Решет­ников. Идейно-эстетическая неоднородность литературы «Современника». «Не начало ли перемены?» Чернышевского как программное выступление революционной демократии с требо­ванием новых принципов изображения народа.

Основные идейные и стилевые течения в литературе 1860-х годов. Система жанров. Место и значение романа. Эпическая ос­нова русского романа 1860-х годов.

Типологические разновидности реализма. Их проявление и соотношение в творчестве Писемского, Тургенева, Гончарова, Островского, Некрасова, Чернышевского, Салтыкова-Щедрина, Лескова, Достоевского и Л.Толстого.

Судьбы русской поэзии в эти годы. Творчество Майкова, Полонского, Григорьева, Фета, Тютчева, А.К. Толстого. Статья Некрасова «Русские второстепенные поэты». Поэтический сбор­ник Некрасова 1856-го года.

Создание национального репертуара в творчестве Остров­ского. Стремление драматургов середины века к воплощению на­родных характеров на театральной сцене. Раннее творчество А. Островского. Драмы из народного быта А. Потехина. «Горькая судьбина» Писемского, «Гроза» Островского как два варианта решения проблемы народного характера в драматургии.

Полемика консервативно и реформистски настроенных пи­сателей с революционно-демократической концепцией развития России и ее воплощением в идейном и нравственно-бытовом яв­лении «нигилизма». Антинигилистический роман (Писемский, Лесков, В.Клюшников).

Преемственная связь литературного движения 1868 – 1880-х гг. с эстетическими традициями 1856 – 1868-х гг. Журнал «Отечественные записки»; творческая и организаторская дея­тельность Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Журналы «Дело» Г. Благосветлова и Н. Шелгунова, «Русский вестник» М. Каткова, «Вестник Европы» М. Стасюлевича в литературном движении эпохи.

Место творчества Островского, Тургенева, Гончарова в ли­тературе 70-х годов.

Поэзия 70-х годов. Воздействие романа на лирику Фета и Апухтина.

Начало признания мирового значения русской литературы.