Писатели демократического течения
Связь творчества писателей-демократов 1860-х годов с материалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль «Современника» в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Антидворянский пафос их творчества. Особенности стиля писателей-демократов.
Изображение крестьянства в «Очерках народного быта» Н. Успенского. Художественное своеобразие рассказов и очерков Н. Успенского. Чернышевский и Достоевский об очерках этого писателя и о значении его литературной деятельности, о «начале перемены» в изображении народа.
Место Н.Г. Помяловского (1835 – 1863) в русской демократической прозе 60-х годов. Помяловский-романист (дилогия «Мещанское счастье» и «Молотов»). Тургеневская традиция в романе и полемика Помяловского с воззрениями Тургенева. Чернышевский о Помяловском. «Очерки бурсы», их обобщающее значение. Писарев об «Очерках бурсы». Дальнейшая работа Помяловского над жанром очерка («Поречане»). Поиски Помяловским новых форм жанра романа («Брат и сестра»).
Повесть Ф.М. Решетникова (1841 – 1870) «Подлиповцы». Документально-очерковое и обобщающее, эпическое начало в повести.
Рассказы и повести В.А. Слепцова (1836 – 1878) («Владимирка и Клязьма», «Питомка», «Письма об Осташкове» и др.). Роман «Трудное время».
А.И. Левитов (1835 – 1877) («Степные очерки», «Горе сёл, дорог и городов»). Особенности реализма Левитова. М. Горький о Левитове.
Н.А. Некрасов (1821 – 1877/78)
Место Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Некрасов и Пушкин. Связь Некрасова с поэзией Кольцова, с творчеством Рылеева, Полежаева, Лермонтова.
Некрасов и Белинский. Общественно-литературная деятельность поэта. Некрасов – редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок», альманахов «Физиология Петербурга» и «Первое апреля».
Первые поэтические опыты Некрасова («Мечты и звуки»). Демократический характер произведений поэта в 1840-е годы. Тенденция утопического социализма в прозе Некрасова: «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Изображение социальных противоречий, обличение лицемерия буржуазно-дворянского общества. Развитие сатиры Некрасова («Нравственный человек», «Колыбельная песня»). Разработка городских мотивов. Некрасов и «натуральная школа».
Переход к крестьянской тематике («В дороге», «Огородник»). Сатирические зарисовки помещичьей жизни («Псовая охота», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»).
Некрасов в 1850 – 1860-е гг. Надежды на крестьянскую революцию («Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке»). Некрасов – соратник Чернышевского и Добролюбова. Образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Шевченко в стихотворениях Некрасова. Писарев о поэзии Некрасова. Колебания Некрасова. Петербург в его поэзии (пьеса «О погоде»). Любовная лирика – «Панаевский цикл».
Борьба за революционно-демократическое искусство («Поэт и гражданин», «Белинский»). Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Стихотворение «Рыцарь на час».
Крестьянско-демократические идеалы Некрасова. Поэмы: «Коробейники», «Мороз, Красный нос».
Широта изображения русской жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всесторонняя критика крепостничества («Помещик», «Поп»). Образы активных борцов (Савелий, Яким Нагой), пассивных мстителей (Яков) и предателей крестьянских интересов (Глеб). Образ женщины-крестьянки. Образ революционера – народного заступника Гриши Добросклонова. Историко-революционные поэмы («Дедушка», «Русские женщины»).
Труд и капитал в поэзии Некрасова. Воспевание положительных черт русского народа, широкое и правдивое изображение «зрелища бедствий народных». Своеобразие стихосложения в произведениях Некрасова. Жанровый состав его поэзии.
Формы пародии, стихотворного фельетона, публицистики. Стиль поэзии Некрасова. Обновление поэтического словаря. Изменение мелодики стиха. Особенности некрасовского стиха. Сказовый стих. Глубокая связь поэзии Некрасова с мотивами и приемами устного народного творчества.
Роль Некрасова в развитии русской революционной поэзии. Влияние Некрасова на пролетарскую поэзию конца 19 – начала 20 веков, а также на Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского.
И.С. Тургенев (1818 – 1883)
Ранний период творчества Тургенева: лирика, поэмы («Стено», «Параша», «Разговор»). Их отношение к пушкинско-лермонтовской традиции. Сближение Тургенева с Белинским и «натуральной школой». Гоголевские традиции в ранних произведениях Тургенева («Помещик», «Петушков»). Роль Тургенева в идейной борьбе 1840-х гг. Выражение в «Записках охотника» передовых антикрепостнических тенденций творчества писателя. Образы крестьян, помещиков, «лишних людей» в «Записках охотника». Своеобразие композиции книги. Искусство пейзажа.
Тематика и своеобразие пьес Тургенева 1840-х гг. Поэтика пьесы «Месяц в деревне».
Роман «Рудин». Противоречивость оценки Рудина в свете идейной борьбы 1840-х гг. Повести Тургенева 1850-х гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася»), своеобразие их конфликтов, поэтики. Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».
Роман «Дворянское гнездо» и его проблематика. Образ Лаврецкого в сопоставлении с образами Паншина и Михалевича. Образ Лизы Калитиной. Оценка романа Добролюбовым и Ап. Григорьевым.
Роман «Накануне». Идейный смысл образов Инсарова и Елены. Оценка романа Добролюбовым и разрыв Тургенева с «Современником». Роман «Отцы и дети». Образ Базарова как отражение в литературе 1860-х гг. разночинско-демократического движения. Идеологическая позиция Базарова. Своеобразие его материалистических воззрений. Образы дворян-либералов в романе. Своеобразие композиции «Отцов и детей». Оценка романа Писаревым, Герценом, Антоновичем, Катковым.
Две точки зрения на роман «Дым». Вопрос об идейном кризисе Тургенева после 1862 года. Изображение русской политической эмиграции в романе. Критика российского либерализма (кружок Ратмирова). Писарев о Литвинове. Герцен о Потугине.
Общественное движение 1870-х гг. и его отражение в творчестве Тургенева. Роман «Новь». Сатира на пореформенно-дворянский либерализм (образ Сипягина) и реакцию (образ Калломейцева). Изображение крепостничества: критика утопичности его идеалов, отсутствие реальных связей с крестьянским движением; утверждение моральной чистоты участников народнического движения. Образ Соломина – демократа и реформиста.
Настроения Тургенева в последние годы его жизни. «Стихотворения в прозе», «Фантастические повести».
Тургенев – мастер реалистического романа и повести. Принципы характеристики героев и развития сюжета в повестях и романах Тургенева. Значение пейзажа в его произведениях. Типы композиций романов и повестей.
Влияние Тургенева на творчество русских и зарубежных писателей. Связи Тургенева с Ж. Санд, Флобером, Золя, братьями Гонкурами. Тургенев – пропагандист русской литературы на Западе.
И.А. Гончаров (1812 – 1891)
Раннее творчество Гончарова («Счастливая ошибка», «Лихая болесть», «Иван Саввич Поджабрин»). Роман «Обыкновенная история». Своеобразие взглядов на жизнь Александра и Петра Адуевых. Позиция автора в романе. Белинский об «Обыкновенной истории». «Фрегат "Паллада"», художественные особенности этого произведения как жанра «путешествий».
Особенности концепции реализма у Гончарова (теория исторической дистанции как непременного условия реалистического изображения, понимание категорий «тип», «типическое»). «Обломов» как вершина творчества писателя. Обломов и «обломовщина» в романе. Роман как «знамение времени».
Пушкинская и гоголевская традиции в романе. Философская сложность образа центрального героя. Социальное, национальное и общечеловеческое в образе Обломова. Ограниченность положительной программы Штольца. Женские образы. Своеобразие типизации в романе, его композиция. Добролюбов, Дружинин об «Обломове».
Роман «Обрыв». История создания романа. Совмещение разновременных исторических пластов. Образ Райского. Бунт Веры против заветов старины; место образов Веры и Марфиньки в ряду героинь русской литературы 1860-х гг. Образ Марка Волохова. Тушин и его место в системе персонажей романа в галерее «деятельных героев» русской литературы. Исторически преходящие формы патриархального быта и неизменные основы национального бытия в понимании Гончарова.
Художественные особенности романов Гончарова. Внутренняя связь трех романов (статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда»). Изображение характеров. Особенности стиля Гончарова. Объективность повествования. Роль детали в соотношении реально-бытового и символического начал в романах. Значение Гончарова в истории русской литературы.
А.Н. Островский (1823 – 1886)
А.Н. Островский – создатель русского драматического театра. Место драматурга в борьбе общественно-литературных направлений эпохи. Островский и Гоголь. Критика купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!». Молодая редакция журнала «Москвитянин» и отражение славянофильских идей в пьесах первой половины 1850-х гг. («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Островский и Ап. Григорьев. Поиск положительных начал национальной жизни.
Общественный подъем 1855 – 1861-х гг. и усиление критических начал в драмах Островского. Островский и «Современник». Критика бюрократической системы в «Доходном месте». «Гроза» и ее место в литературно-общественных спорах. Образы самодуров в «Грозе» (Дикой, Кабаниха). Тихон и Борис, Варвара и Кудряш; их отношение к «темному царству». Образ Катерины и ее стихийный протест против подавления личности. Образ Кулигина. Статьи Добролюбова, Писарева и Ап. Григорьева о «Грозе».
Островский после 1861-го г. Исторические драмы («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода»).
Драмы и комедии Островского 1860 – 1880-х гг. Основные темы, образы и мотивы пьес: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница». Разоблачение жизни дворянства, буржуазных дельцов. «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа драмы. Проблема жанра. Вопросы искусства и образы актеров в драматургии Островского («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).
Островский как переводчик шедевров мировой драматургии (Шекспир, Сервантес, Гольдони, Гоцци и др.).
Островский – создатель самобытной национальной драмы. Жанровая система и драматургические принципы Островского. Язык его произведений.
Островский в развитии русской драматургии и театра. Островский и Малый театр.
Ф.И. Тютчев (1803 – 1873)
Место Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Тютчева. Мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя – элизиум теней»). Пантеизм Тютчева («Не то, что мните вы, природа», «Видение», «Сумерки»). Тема хаоса в природе («Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной», «День и ночь»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Политическая лирика («Море и утес», «Цицерон», «29 января 1837 года»). Славянофильские мотивы у Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять...», «Молчит сомнительно Восток»). Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер»). Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Декламационно-ораторская патетика. Своеобразие мелодики и ритма.
А.А. Фет (1820 – 1892)
Особенности лирики Фета, ее основные мотивы. Место красоты и вечных ценностей в лирике Фета («Из тонких линий идеала...», «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Ласточки», «Только в мире и есть...»). Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной»), фиксация неопределенных чувств, переходных состояний души. Проповедь чистого искусства; раздор с новым поколением, политический консерватизм Фета («К памятнику Пушкина 26 мая 1880 г.», «Псевдопоэту», «Вот наш патент на благородство», «1 марта 1881 года»). Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (И. Анненский, А. Блок и др.).
А.К. Толстой (1817 – 1875)
Особое место Толстого в литературно-общественной борьбе. Жанровое многообразие творчества (лирика, роман, драматическая трилогия, баллада, поэма). Сатирические стихи Толстого («Сон Попова», «Змей Тугарин», «Поток-богатырь», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Роман «Князь Серебряный». Проблематика, образная система, идейный смысл, поэтика драматической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Философская, любовная и пейзажная лирика, ее музыкальность. Сочинения Козьмы Пруткова.
М.Е. Салтыков-Щедрин (1828 – 1889)
Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литературы и русской общественной жизни. Ранний период творчества. Салтыков-Щедрин и Петрашевский. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Утверждение реализма в «Губернских очерках», Чернышевский и Добролюбов о «Губернских очерках». «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». Переход от юмора к сарказму. Очерк-фельетон («Скрежет зубовный»).
Усиление щедринской сатиры в 1860-е гг. Место Щедрина в ряду писателей революционно-демократического направления. Проблема народа в «Письмах из провинции» («Шестое письмо»). «Помпадуры и помпадурши»: разнообразие типов бюрократов. «История одного города» как сатира на самодержавный режим и опыт национального мифотворчества. История и современность в «Истории одного города». Проблема народа и власти. Смысл финала. Природа гротеска в сатире Щедрина.
Творчество Щедрина в 1870-е гг. «Дневник провинциала в Петербурге». Образы «пенкоснимателей». «Благонамеренные речи»: проблемы капитализма. Образы «столпов» и «простецов». «Господа Головлевы» как социально-психологический роман. Образ Иудушки в ряду типов русской и мировой литературы. Иудушка и Тартюф. «Убежище Монрепо».
Сопоставление Щедриным западноевропейских и российских социально-политических институтов; тема современной ему буржуазной культуры («За рубежом»).
Творчество Щедрина в 1880-е гг. Люди и «куклы» в сатирической сказке «Игрушечного дела людишки». Обличение самодержавия, бюрократии, либерализма, обывательщины в «Современной идиллии», в сказках («Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц», «Либерал», «Вяленая вобла», «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве») и в «Мелочах жизни» («Введение»).
Изображение народной жизни («Хозяйственный мужичок», «Портной «Гришка», «Коняга», «Путем-дорогой»), среднего человека («Мелочи жизни»), идеалов Щедрина («Гиена», «Приключение с Крамольниковым», «Христова ночь», «Рождественская сказка»). Своеобразие жанра сказок. «Современная идиллия» как сатирический роман.
Щедрин о задачах литературы в 1880-е годы в очерке «Имярек», в «Приключениях с Крамольниковым». «Пошехонская старина», ее автобиографизм и актуальное значение в 1880-е гг.
Эзоповская манера повествования Щедрина. Разнообразие сатирических жанров. Реалистическая фантастика и сатирическая гипербола. «Оживление» литературных типов других писателей. Богатство и разнообразие стилей Щедрина.
Г.И. Успенский (1843 – 1902)
Противоречия в мировоззрении Успенского: революционно-демократическая направленность его творчества в целом и народнические тенденции в период 1870 – 1880-х гг. Ранний период творчества: «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение». Образы чиновников, ростовщиков, городской бедноты. Оценка реформы 1861-го года.
Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успенского 1870 – 1880-х гг. Отражение процесса разорения пореформенного крестьянства и классового расслоения в деревне: «Книжка чеков», «Из деревенского дневника». «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Образы крестьян Ивана Ермолаевича и Ивана Босых.
Проблема народа и интеллигенции в творчестве Успенского. Критика либеральной интеллигенции в 1880-е гг. Революционер-просветитель как положительный герой. Тема России и буржуазной Европы (очерки «Больная совесть», «Выпрямила»). План очерков «Власть капитала». Высказывания Успенского об идеях Маркса.
Критический реализм писателя. Противоречия в изображении крестьянской общины: романтическая идеализация и реалистическое изображение расслоения деревни. Принципы художественного обобщения в очерках Успенского. Циклизация очерков. Особенности психологической характеристики. Юмор и лиризм писателя.
Литература
Историко-литературный материал по русской литературе второй половины ХIХ века в учебных программах филологических факультетов университетов традиционно делится на две части (два семестра), условно именуемые «вторая треть ХIХ века» и «последняя треть ХIХ века». Поэтому обязательный минимум источников (художественных текстов) распределяется соответственно этому делению.