Писатели демократического течения

Связь творчества писателей-демократов 1860-х годов с мате­риалистической эстетикой Чернышевского и Добролюбова. Роль «Современника» в формировании мировоззрения и направления творчества этих писателей. Новая постановка темы народа. Анти­дворянский пафос их творчества. Особенности стиля писателей-демократов.

Изображение крестьянства в «Очерках народного быта» Н. Успенского. Художественное своеобразие рассказов и очерков Н. Успенского. Чернышевский и Достоевский об очерках этого писателя и о значении его литературной деятельности, о «начале перемены» в изображении народа.

Место Н.Г. Помяловского (18351863) в русской демократи­ческой прозе 60-х годов. Помяловский-романист (дилогия «Мещанское счастье» и «Молотов»). Тургеневская традиция в романе и полемика Помяловского с воззрениями Тургенева. Чер­нышевский о Помяловском. «Очерки бурсы», их обобщающее значение. Писарев об «Очерках бурсы». Дальнейшая работа По­мяловского над жанром очерка («Поречане»). Поиски Помялов­ским новых форм жанра романа («Брат и сестра»).

Повесть Ф.М. Решетникова (18411870) «Подлиповцы». Документально-очерковое и обобщающее, эпическое начало в повести.

Рассказы и повести В.А. Слепцова (18361878) («Владимирка и Клязьма», «Питомка», «Письма об Осташкове» и др.). Роман «Трудное время».

А.И. Левитов (18351877) («Степные очерки», «Горе сёл, дорог и городов»). Особенности реализма Левитова. М. Горький о Левитове.

Н.А. Некрасов (18211877/78)

Место Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Не­красов и Пушкин. Связь Некрасова с поэзией Кольцова, с творче­ством Рылеева, Полежаева, Лермонтова.

Некрасов и Белинский. Общественно-литературная деятель­ность поэта. Некрасов – редактор и издатель «Современника» и «Отечественных записок», альманахов «Физиология Петербурга» и «Первое апреля».

Первые поэтические опыты Некрасова («Мечты и звуки»). Демократический характер произведений поэта в 1840-е годы. Тен­денция утопического социализма в прозе Некрасова: «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». Изображение социальных противоречий, обличение лицемерия буржуазно-дворянского общества. Развитие сатиры Некрасова («Нравственный человек», «Колыбельная песня»). Разработка городских мотивов. Некрасов и «натуральная школа».

Переход к крестьянской тематике («В дороге», «Огородник»). Сатирические зарисовки помещичьей жизни («Псовая охота», «Отрывки из путевых записок графа Гаранского»).

Некрасов в 1850 – 1860-е гг. Надежды на крестьянскую револю­цию («Размышления у парадного подъезда», «Песня Еремушке»). Некрасов – соратник Чернышевского и Добролюбова. Образы Бе­линского, Добролюбова, Чернышевского, Шевченко в стихотво­рениях Некрасова. Писарев о поэзии Некрасова. Колебания Не­красова. Петербург в его поэзии (пьеса «О погоде»). Любовная лирика – «Панаевский цикл».

Борьба за революционно-демократическое искусство («Поэт и гражданин», «Белинский»). Традиции и новаторство в лирике Некрасова. Стихотворение «Рыцарь на час».

Крестьянско-демократические идеалы Некрасова. Поэмы: «Коробейники», «Мороз, Красный нос».

Широта изображения русской жизни в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Всесторонняя критика крепостничества («Помещик», «Поп»). Образы активных борцов (Савелий, Яким Нагой), пассивных мстителей (Яков) и предателей крестьянских интересов (Глеб). Образ женщины-крестьянки. Образ револю­ционера – народного заступника Гриши Добросклонова. Истори­ко-революционные поэмы («Дедушка», «Русские женщины»).

Труд и капитал в поэзии Некрасова. Воспевание положи­тельных черт русского народа, широкое и правдивое изображение «зрелища бедствий народных». Своеобразие стихосложения в произведениях Некрасова. Жанровый состав его поэзии.

Формы пародии, стихотворного фельетона, публицистики. Стиль поэзии Некрасова. Обновление поэтического словаря. Из­менение мелодики стиха. Особенности некрасовского стиха. Ска­зовый стих. Глубокая связь поэзии Некрасова с мотивами и прие­мами устного народного творчества.

Роль Некрасова в развитии русской революционной поэзии. Влияние Некрасова на пролетарскую поэзию конца 19 – начала 20 веков, а также на Блока, Есенина, Маяковского, Твардовского.

И.С. Тургенев (18181883)

Ранний период творчества Тургенева: лирика, поэмы («Стено», «Параша», «Разговор»). Их отношение к пушкинско-лермонтовской традиции. Сближение Тургенева с Белинским и «натуральной школой». Гоголевские традиции в ранних произве­дениях Тургенева («Помещик», «Петушков»). Роль Тургенева в идейной борьбе 1840-х гг. Выражение в «Записках охотника» пере­довых антикрепостнических тенденций творчества писателя. Об­разы крестьян, помещиков, «лишних людей» в «Записках охотни­ка». Своеобразие композиции книги. Искусство пейзажа.

Тематика и своеобразие пьес Тургенева 1840-х гг. Поэтика пьесы «Месяц в деревне».

Роман «Рудин». Противоречивость оценки Рудина в свете идейной борьбы 1840-х гг. Повести Тургенева 1850-х гг. («Дневник лишнего человека», «Фауст», «Ася»), своеобразие их конфликтов, поэтики. Статья Чернышевского «Русский человек на rendez-vous».

Роман «Дворянское гнездо» и его проблематика. Образ Лаврецкого в сопоставлении с образами Паншина и Михалевича. Об­раз Лизы Калитиной. Оценка романа Добролюбовым и Ап. Григорьевым.

Роман «Накануне». Идейный смысл образов Инсарова и Елены. Оценка романа Добролюбовым и разрыв Тургенева с «Современником». Роман «Отцы и дети». Образ Базарова как от­ражение в литературе 1860-х гг. разночинско-демократического движения. Идеологическая позиция Базарова. Своеобразие его материалистических воззрений. Образы дворян-либералов в ро­мане. Своеобразие композиции «Отцов и детей». Оценка романа Писаревым, Герценом, Антоновичем, Катковым.

Две точки зрения на роман «Дым». Вопрос об идейном кри­зисе Тургенева после 1862 года. Изображение русской политиче­ской эмиграции в романе. Критика российского либерализма (кружок Ратмирова). Писарев о Литвинове. Герцен о Потугине.

Общественное движение 1870-х гг. и его отражение в творче­стве Тургенева. Роман «Новь». Сатира на пореформенно-дворянский либерализм (образ Сипягина) и реакцию (образ Калломейцева). Изображение крепостничества: критика утопичности его идеалов, отсутствие реальных связей с крестьянским движением; утверждение моральной чистоты участников народнического движения. Образ Соломина – демократа и реформиста.

Настроения Тургенева в последние годы его жизни. «Стихотворения в прозе», «Фантастические повести».

Тургенев – мастер реалистического романа и повести. Принципы характеристики героев и развития сюжета в повестях и романах Тургенева. Значение пейзажа в его произведениях. Типы композиций романов и повестей.

Влияние Тургенева на творчество русских и зарубежных писателей. Связи Тургенева с Ж. Санд, Флобером, Золя, братьями Гонкурами. Тургенев – пропагандист русской литературы на За­паде.

И.А. Гончаров (18121891)

Раннее творчество Гончарова («Счастливая ошибка», «Лихая болесть», «Иван Саввич Поджабрин»). Роман «Обыкновенная история». Своеобразие взглядов на жизнь Алек­сандра и Петра Адуевых. Позиция автора в романе. Белинский об «Обыкновенной истории». «Фрегат "Паллада"», художественные особенности этого произведения как жанра «путешествий».

Особенности концепции реализма у Гончарова (теория ис­торической дистанции как непременного условия реалистическо­го изображения, понимание категорий «тип», «типическое»). «Обломов» как вершина творчества писателя. Обломов и «обломовщина» в романе. Роман как «знамение времени».

Пушкинская и гоголевская традиции в романе. Философская сложность образа центрального героя. Социальное, национальное и общечеловеческое в образе Обломова. Ограниченность поло­жительной программы Штольца. Женские образы. Своеобразие типизации в романе, его композиция. Добролюбов, Дружинин об «Обломове».

Роман «Обрыв». История создания романа. Совмещение разновременных исторических пластов. Образ Райского. Бунт Веры против заветов старины; место образов Веры и Марфиньки в ряду героинь русской литературы 1860-х гг. Образ Марка Волохова. Тушин и его место в системе персонажей романа в галерее «деятельных героев» русской литературы. Исторически преходя­щие формы патриархального быта и неизменные основы нацио­нального бытия в понимании Гончарова.

Художественные особенности романов Гончарова. Внут­ренняя связь трех романов (статья Гончарова «Лучше поздно, чем никогда»). Изображение характеров. Особенности стиля Гонча­рова. Объективность повествования. Роль детали в соотношении реально-бытового и символического начал в романах. Значение Гончарова в истории русской литературы.

А.Н. Островский (18231886)

А.Н. Островский – создатель русского драматического теат­ра. Место драматурга в борьбе общественно-литературных на­правлений эпохи. Островский и Гоголь. Критика купечества в комедии «Свои люди – сочтемся!». Молодая редакция журнала «Москвитянин» и отражение славянофильских идей в пьесах первой половины 1850-х гг. («Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»). Ост­ровский и Ап. Григорьев. Поиск положительных начал нацио­нальной жизни.

Общественный подъем 1855 – 1861-х гг. и усиление критических начал в драмах Островского. Островский и «Современник». Кри­тика бюрократической системы в «Доходном месте». «Гроза» и ее место в литературно-общественных спорах. Образы самодуров в «Грозе» (Дикой, Кабаниха). Тихон и Борис, Варвара и Кудряш; их отношение к «темному царству». Образ Катерины и ее стихийный протест против подавления личности. Образ Кулигина. Статьи Добролюбова, Писарева и Ап. Григорьева о «Грозе».

Островский после 1861-го г. Исторические драмы («Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Воевода»).

Драмы и комедии Островского 1860 – 1880-х гг. Основные темы, образы и мотивы пьес: «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница». Разоблачение жизни дворянства, буржуазных дельцов. «Снегурочка». Фольклорно-мифологическая основа драмы. Проблема жанра. Вопросы искусства и образы актеров в драматургии Островского («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»).

Островский как переводчик шедевров мировой драматургии (Шекспир, Сервантес, Гольдони, Гоцци и др.).

Островский – создатель самобытной национальной драмы. Жанровая система и драматургические принципы Островского. Язык его произведений.

Островский в развитии русской драматургии и театра. Ост­ровский и Малый театр.

Ф.И. Тютчев (18031873)

Место Тютчева в истории русской поэзии. Философская ли­рика Тютчева. Мотивы одиночества («Silentium!», «Фонтан», «Душа моя – элизиум теней»). Пантеизм Тютчева («Не то, что мните вы, природа», «Видение», «Сумерки»). Тема хаоса в при­роде («Сон на море», «О чем ты воешь, ветр ночной», «День и ночь»). Тема любви и смерти («О, как убийственно мы любим», «Близнецы»). Политическая лирика («Море и утес», «Цицерон», «29 января 1837 года»). Славянофильские мотивы у Тютчева («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять...», «Молчит сомнительно Восток»). Своеобразие трактовки природы в лирике поэта («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Летний вечер»). Параллелизм явлений природы и человеческой жизни. Декламационно-ораторская патетика. Своеобразие мелодики и ритма.

А.А. Фет (18201892)

Особенности лирики Фета, ее основные мотивы. Место кра­соты и вечных ценностей в лирике Фета («Из тонких линий идеа­ла...», «Сияла ночь, луной был полон сад...», «Ласточки», «Только в мире и есть...»). Импрессионистические элементы («На стоге сена ночью южной»), фиксация неопределенных чувств, переход­ных состояний души. Проповедь чистого искусства; раздор с но­вым поколением, политический консерватизм Фета («К памятни­ку Пушкина 26 мая 1880 г.», «Псевдопоэту», «Вот наш патент на благородство», «1 марта 1881 года»). Влияние поэзии Фета на творчество русских символистов (И. Анненский, А. Блок и др.).

А.К. Толстой (18171875)

Особое место Толстого в литературно-общественной борьбе. Жанровое многообразие творчества (лирика, роман, драматиче­ская трилогия, баллада, поэма). Сатирические стихи Толстого («Сон Попова», «Змей Тугарин», «Поток-богатырь», «История го­сударства Российского от Гостомысла до Тимашева»). Роман «Князь Серебряный». Проблематика, образная система, идейный смысл, поэтика драматической трилогии («Смерть Иоанна Гроз­ного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис»). Философская, любовная и пейзажная лирика, ее музыкальность. Сочинения Козьмы Пруткова.

М.Е. Салтыков-Щедрин (18281889)

Сатира Щедрина как выдающееся явление русской литера­туры и русской общественной жизни. Ранний период творчества. Салтыков-Щедрин и Петрашевский. Повести «Противоречия» и «Запутанное дело». Утверждение реализма в «Губернских очер­ках», Чернышевский и Добролюбов о «Губернских очерках». «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». Переход от юмора к сарказму. Очерк-фельетон («Скрежет зубовный»).

Усиление щедринской сатиры в 1860-е гг. Место Щедрина в ряду писателей революционно-демократического направления. Проблема народа в «Письмах из провинции» («Шестое письмо»). «Помпадуры и помпадурши»: разнообразие типов бюрократов. «История одного города» как сатира на самодержавный режим и опыт национального мифотворчества. История и современность в «Истории одного города». Проблема народа и власти. Смысл фи­нала. Природа гротеска в сатире Щедрина.

Творчество Щедрина в 1870-е гг. «Дневник провинциала в Пе­тербурге». Образы «пенкоснимателей». «Благонамеренные речи»: проблемы капитализма. Образы «столпов» и «простецов». «Господа Головлевы» как социально-психологический роман. Образ Иудушки в ряду типов русской и мировой литературы. Иу­душка и Тартюф. «Убежище Монрепо».

Сопоставление Щедриным западноевропейских и россий­ских социально-политических институтов; тема современной ему буржуазной культуры («За рубежом»).

Творчество Щедрина в 1880-е гг. Люди и «куклы» в сатириче­ской сказке «Игрушечного дела людишки». Обличение самодер­жавия, бюрократии, либерализма, обывательщины в «Современной идиллии», в сказках («Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц», «Либерал», «Вяленая вобла», «Карась-идеалист», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве») и в «Мелочах жизни» («Введение»).

Изображение народной жизни («Хозяйственный мужичок», «Портной «Гришка», «Коняга», «Путем-дорогой»), среднего че­ловека («Мелочи жизни»), идеалов Щедрина («Гиена», «Приключение с Крамольниковым», «Христова ночь», «Рождественская сказка»). Своеобразие жанра сказок. «Современная идиллия» как сатирический роман.

Щедрин о задачах литературы в 1880-е годы в очерке «Имярек», в «Приключениях с Крамольниковым». «Пошехонская старина», ее автобиографизм и актуальное значение в 1880-е гг.

Эзоповская манера повествования Щедрина. Разнообразие сатирических жанров. Реалистическая фантастика и сатирическая гипербола. «Оживление» литературных типов других писателей. Богатство и разнообразие стилей Щедрина.

Г.И. Успенский (18431902)

Противоречия в мировоззрении Успенского: революционно-демократическая направленность его творчества в целом и на­роднические тенденции в период 1870 – 1880-х гг. Ранний период твор­чества: «Нравы Растеряевой улицы» и «Разорение». Образы чи­новников, ростовщиков, городской бедноты. Оценка реформы 1861-го года.

Преобладание крестьянской тематики в творчестве Успен­ского 1870 – 1880-х гг. Отражение процесса разорения пореформенного крестьянства и классового расслоения в деревне: «Книжка че­ков», «Из деревенского дневника». «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли». Образы крестьян Ивана Ермолаевича и Ивана Босых.

Проблема народа и интеллигенции в творчестве Успенского. Критика либеральной интеллигенции в 1880-е гг. Революционер-просветитель как положительный герой. Тема России и буржуаз­ной Европы (очерки «Больная совесть», «Выпрямила»). План очерков «Власть капитала». Высказывания Успенского об идеях Маркса.

Критический реализм писателя. Противоречия в изображе­нии крестьянской общины: романтическая идеализация и реали­стическое изображение расслоения деревни. Принципы художе­ственного обобщения в очерках Успенского. Циклизация очер­ков. Особенности психологической характеристики. Юмор и ли­ризм писателя.

Литература

Историко-литературный материал по русской литературе второй половины ХIХ века в учебных программах филологических факультетов университетов традиционно делится на две части (два семестра), условно именуемые «вторая треть ХIХ века» и «последняя треть ХIХ века». Поэтому обязательный минимум источников (художественных текстов) распределяется соответственно этому делению.