Специфика фольклора как искусства слова

История русской фольклористики начинается с XVII века. Она связана с тем, что проблема национального самосознания стала тогда центральной для общественной мысли. Вот почему учёные, писатели, политические деятели обратились к изучению жизни народа, его быта, мировоззрения, художественного творчества (В.Н. Татищев, С.П. Крашенинников, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, Н.Г. Курганов, М.Д. Чулков, М.В.Ломоносов, А.Н. Радищев и др.). Итог этой работы настолько велик, что заслужил мировую славу.

В начале XIX века вопрос о народной культуре по-прежнему интересовал представителей разнообразных общественных направлений (Н.М.Карамзин, А.С. Шишков, К.Ф.Рылеев, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Г. Белинский и др.). В середине и в конце XIX века к нему продолжали обращаться люди, разные по своим научным взглядам и политическим убеждениям (И. В. Снегирев, П.И. Сахаров, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, Г.В. Плеханов, А.М. Горький и др.).

Что касается советской фольклористики, то, несмотря на противоречивость её отдельных выводов, она внесла существенный вклад в систему знаний о народной словесности. И здесь нельзя не упомянуть исследования В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, В.И. Чичерова, М.К. Азадовского, М.А.Рыбниковой, К.В. Чистова, С.Г. Лазутина и др.

Устное народное творчество отображает мир словесного искусства.

Хотя основой фольклорных произведений является слово, все же фольклор – это искусство синтетическое, то есть объединяет в себе особенности нескольких искусств, например, музыки, хореографии, театра.

Создатель фольклора – народ. Не случайно на протяжении многих веков устная словесность служила подлинной энциклопедией поэтических знаний народных масс, отображала их богатую историю, раскрывала философию, эстетику, этику.

Характерно, что в устно-поэтических произведениях положительные или отрицательные качества героев раскрываются не в психологических характеристиках, а в поведении, в действиях и поступках.

Причём фольклорные персонажи всегда делятся на две группы: положительные и отрицательные. В таком же контрастном плане создаётся и сюжет, формируются основные конфликты, строится композиция, развёртывается всё содержание произведения.

Фольклор – это творчество анонимное. Любой исполнитель имеет право на импровизацию, имеет право становиться соавтором первоначального творца. Поэтому в процессе устного исполнения и восприятия народной словесности возникает вариативность. Это неизбежно, ибо каждое фольклорное произведение, не имея устойчивого текста, бытует во множестве «редакций». Такие варианты равноправны между собою. Однако лучшими являются те, которые художественно более совершенны.

Итак, фольклор – это художественное творчество народа. Оно коллективное, позволяет в то же время выявить индивидуальность. У фольклора общий для всех видов искусства предмет в философском значении этого понятия – эстетическое в действительности.

 

Тема 2