Понятие практической науки и функциональная парадигма

Любой зарождающийся социокультурный процесс, в том числе и появление прикладной культурологии, можно рассмотреть с двух точек зрения: "извне" и "изнутри". В первом случае мы оказываемся перед необходимостью анализа социокультурной ситуации, обусловившей "запрос" на соответствующий тип знания, во втором - сосредоточиваем свое внимание на внутренней логике познания, которая привела к соответствующему результату - возникновению нового типа знания.

Правда, мы совершаем здесь искусственное разделение средств и содержания познания, однако надеемся, что этот ход приведет нас к искомому результату: рассмотрению типологической самостоятельности прикладного знания, специфика которого заключается в том, что проблемная ситуация порождается ходом конкретных практик. Результатом ее разрешения, помимо прямого назначения - продолжения хода практической деятельности, будет и приращение технологий решения подобных задач, которые мы, в совокупности можем рассматривать как методологию прикладной науки. Настоящий раздел посвящен анализу становления структурно-функциональной парадигмы, которая в этом контексте интересует нас как базовая парадигма ее ресурса.

Начнем с краткого введения, позволяющего нам подойти к познавательному аспекту нашей темы. Структурно-функциональная методология формировалась в русле сциентистских традиций социально-гуманитарного знания. Родоначальником (по крайней мере одним из них) был Герберт Спенсер, предложивший метафору "общественного организма". "Социальному организму", как и биологическому свойственны рост, дифференциация функций, их взаимозависимость, а также зависимость отдельной функции от целого.

Достоянием истории науки стали аналогии организма и социальной системы. Подход, именуемый "холизм," остался в арсенале познавательных средств как вполне "благонадежный". Ученые, использующие холистические концептуальные схемы, исходят из феноменологического факта целостности познавательного объекта, воспроизводя ее затем на абстрактно-логическом уровне. Это движение мысли позволяет выделить "системообразующие функции", которым приписывается роль поддержания целостности объекта и его гомеостаза в среде.

Научное исследование культуры сводится к выявлению системообразующей функции, определяющей конкретную культурную систему. Функционирование интегрального целого всегда представляет собой процесс, направленный на достижение определенных целей, важнейшей из которых является сохранение целостности, интегрированного состояния в динамично изменяющейся внешней, (социокультурной) среде.

Системность и структурность как принципы упорядоченности мира, свойственные всем уровням его организации, от неорганического до социального - это общие принципы классической философии, на основе которой сформировалась научная картина мира. Этот подход и характеризовал собственно научную специфику рассмотрения объекта, в отличие от профанной. Все без исключения процессы жизнедеятельности, включая социокультурные, рассматривались как последовательно разворачивающаяся во времени системная архитектоника, которую венчает социум как самоорганизующаяся система.

Понятие "функция" употреблялось в разных смыслах. Каждый функционалист определял это понятие по-своему, используя к тому же разные смыслы. Стремясь подчеркнуть близость функционализма сциентистским концепциям, обозначим их как «математический», «биологический» «и «прагматический».

В первом случае под функцией понимается переменная величина, значение которой зависит от другой переменной, в переносном смысле, явление, зависящее от другого явления. В контексте социально-гуманитарного знания это поиск порождающей причины, установление причинно-следственных связей без которого не обходится ни одно исследование.

Во втором случае под функцией можно понимать, как это принято в биологии, действие, направленное на удовлетворение потребностей. Но тогда рассуждение приобретает характер целеориентированный (телеологический) характер, поскольку выделение цели исследования должно предшествовать рассмотрению действия. Функцию как цель можно рассматривать и на психологическом уровне как мотивы и диспозиции актора, и на социальном как целеориентированная деятельность институтов. Обратная связь причинной и телеологической направленности действия и составляет сущность функционального анализа в социокультурных исследованиях.

В третьем смысле под функциональностью понимается оптимальный подбор действий, направленный на поддержание баланса системы.

Структурно-функциональный анализ - это системная связь этих трех векторов исследования. Сущность данной методологии мы можем выразить совсем кратко - это рассмотрение социокультурной системы в единстве ее интегрированности и саморазвития в культурной среде.

Зарождение практической науки: