Трансляционные области культуры.

Образование — помимо многочисленных работ педагогического характера в 1980-х — 1990-х гг. возросло количество публикаций философского характера, где образование вписывается в культурный контекст, а также начинается культурологическое осмысление этой области культуры.

Массовая культура — эта область культуры поделена на две пока слабо связанные между собой темы; во-первых, объекты художествен­ной культуры, не подводимые под образцы классической "высокой" и "народной" культур, с одной стороны, и распространяемые в массо­вом масштабе — с другой; во-вторых, сообщения средств массовой информации. В обоих случаях специфика предметной области не отрефлексирована, и работы носят описательный характер, несмотря на то, что в сфере изучения средств массовой информации ведутся какие-то подсчеты аудитории, опросы, выводятся рейтинги и т.п. Для рассмотрения обеих тем заимствуются западные образцы, но недостаточно квалифицированно, хотя мировая научная литература высокого класса в этой области обширна. Пока же здесь доминируют художественная критика и квазисоциология.

Просвещение — работы, посвященные этой области культуры, свя­заны с анализом учреждений культуры, их истории, функционирова­ния, популярности. Они обычно выполняются на стыке социологии и культурологии. В настоящее время в этой области накоплен богатый и интересный материал, который уже начинает обобщаться.

Обыденная культура. Обыденная культура пока трактуется недифференцированно, область исследования не определена. Тем не менее можно выделить определенные направления ее изучения.

1. Общие работы о природе повседневной обыденной культуры, которые вначале представляли собой анализ западных подходов, а затем попытки подражания определенным западным образцам. Имеются работы, в которых область исследования определена достаточно чет­ко.

2. Этнографические работы, посвященные нравам и обычаям, наро­дному быту; такие работы пока не выходят за рамки описательности; здесь даже не ставятся вопросы о необходимости построения класси­фикации .

3. Народная культура как тема включает в себя профессиональный уровень традиционной культуры: художественная культура, ремесла, традиционная медицина, колдовство и т.п.; в настоящее время в этой области заметно активизировалось внимание к современным образцам городской культуры: обыденное поведение и отношения, фольклор, неформальные объединения и т.п.

Из сказанного следует, что можно говорить о наличии предпосы­лок для формирования специальной культурологии, или культурно-антропологических теорий среднего уровня.