АЛФАВИТ

УЧЕБНИК РАЗГОВОРНОГО ТИБЕТСКОГО ЯЗЫКА (Фрагменты)

 

©ВЛАДИСЛАВ ЕРМОЛИН, 1997-1999 По мотивам учебника КАЩИ И УЛЬРИХА КРАГХ Посвящается скорейшему перерождению Топги Юлгьяла Ринпоче

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот учебник написан для обученитя по нему студентов филиала Международного Буддийского Института Кармапы, открывшегося в Элисте (Республика Калмыкия) в 1995 году. В течении первых двух лет его существования преподавание разговорного тибетского там велось на основе перевода с английского учебника написанного Кащей и Ульрихом Крагх для головного Института Кармапы (Karmapa International Buddhist Institute), находящегося в Нью-Дели. Однако к 1998 учебному году, на основе накопленного опыта преподавания тибетского на русском языке, подготовлен принципиально новый учебник, охватывающий гораздо больше грамматических конструкций, и из которого также исключены рудименты рассмотрения тибетского через призму английской грамматики.

В программе Института весь первый семестр первого курса отведён ежедневному изучению разговорного тибетского языка. Этому и посвящена данная книга. Начиная со второго семестра студенты изучают классический язык.

И хотя главным является возможность читать классические тексты, для получения устных наставлений по ним, имеет смысл изучать разговорный тибетский. Более того, сегодня тибетские учителя, объясняя Дхарму, смешивают разговорный язык с классическим.

Целью этой книги является научить вас изъясняться по-тибетски. Для этого вам не нужно иметь никаких предварительных знаний.

A- ка B- кха C- га D- нга

E- ча F- чха G- джя H- нья

I- та J- тха K- да L- на

M- па N- пха O- ба P- ма

Q- ца R- цха S- дза T- ва

U- жя V- за W- хга X- йа

Y- ра Z- ла [- ща \- са

]- ха ^- а

АЛФАВИТ

 

Урок 1

 

& 1. Советы при письме и чтении.

 

а) Написание

Чтобы писать красивые буквы, следует с самого начала приложить некоторое усилие в изучении направления и последовательности, в которых следует проводить линии букв, а также уделить внимание тому, как эти линии выглядят. Поэтому постарайтесь запомнить порядок в котором рисуются составляющие букву линии, их толщину, как и в какую сторону они изогнуты. Не считайте, что много часов, проведенные за написанием букв - потерянное время. Напротив - вы получите плоды удовлетворения от этой, требующей концентрации, работы.

 

б) Чтение:

Несмотря на то, что в этом учебнике предлагается система транслитерации тибетских букв в русские, следует помнить, что она введена главным образом для установления однозначного соответствия лишь между буквами, но не между звуками этих двух языков. Что касается реального произношения тибетских букв и слов, то ему не всегда можно однозначно указать русский эквивалент, тем более что некоторые тибетские буквы могут произноситься по разному в зависимости от того, какие другие буквы их окружают. Так что в плане произношения постарайтесь больше обращать внимание на устные объяснения вашего преподавателя, чем на русскую транслитерацию тибетских букв.

Не отчаивайтесь, если вам не удается различить между собой звуки некоторых тибетских букв. Эта проблема свойственна для большинства нетибетцев, особенно начинающих. Впрочем, с увеличением вашего опыта и словарного запаса вы научитесь обходить ее, из контекста угадывая какая именно буква имеется в виду.

Теперь очень важный совет относительно того, чего не следует делать. Вам ни при каких обстоятельствах никогда не следует подписывать по-русски произношение под тибетскими буквами. Просто-напросто - никогда! Учитесь с самого начала читать и писать прямиком и только на тибетском! Это окупится сторицей. Хоть это и будет казаться несколько непростым вначале, если вам удастся не подписывать произношение под тибетским текстом, ваше обучение пойдет быстрее.

30 букв алфавита - немало для заучивании наизусть. Вы можете попытаться выучить его, читая вслух несколько раз в день. Есть также один испытанный метод: если у вас есть чётки, прочитайте алфавит целиком 108 раз с чётками в руке. После этого вы будете знать его наизусть;

И, наконец, последний совет. Нарежьте бумажных квадратиков и напишите на каждом из них по букве. Смешайте карточки и старайтесь узнавать и читать буквы поодиночке.