Теория развития А. Фрейд

Следуя традиции классического психоанализа, концепция А. Фрейдпредставляла личность состоящей из Id, функционирующего по принципу удовольствия, Ego, функционирующего по принципу учета внешнего мира, и Super-Ego, функционирующего по принципу морали.

Id, в свою очередь, она делила на сексуальную (либидо) и агрес­сивную (мортидо) составляющие. Развитие либидозных потребнос­тей соответствует оральной, анальной, фаллической, латентной, предпубертатной и пубертатной стадиям. Соответствую­щие стадии развития агрессивности проявляются в таких видах пове­дения, как кусание, плевание, цепляние (оральная агрессивность); разрушение и жестокость (проявление анального садизма); власто­любие, хвастовство, зазнайство (на фаллической стадии); дисоциальные начала (в предпубертате и пубертате).

Для развития Ego А. Фрейд наметила приблизительную последовательность развития защитных механизмов: вытеснение, реактивные образования, проекции, сублимация, ре­грессии и т.д.

Анализируя развитие Super-Ego, А. Фрейд описывала идентифи­кацию с родителями и интериоризацию родительского авторитета.

Каждая фаза развития ребенка, по А. Фрейд, есть результат раз­решения конфликта между внутренними инстинктивными влечени­ями и ограничительными требованиями внешнего социального ок­ружения. А. Фрейд считает, что, учитывая фазы, можно построить линии развития для бесконечного количества сфер детской жизни. Так, ее большим вкладом в психоанализ является описание линии развития кормления — от младенческой стадии до разумных привы­чек питания взрослых; линии развития опрятности — от первона­чальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линии развития физической са­мостоятельности, отношения к старшим и т.д. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития сексуальности от инфантиль­ной зависимости к взрослой половой жизни.

Важным моментом развития самой психоаналитической концеп­ции является распространение А. Фрейд идей 3. Фрейда на сознание, на инстанцию Ego (а не только на бессознательное, как в ортодо­ксальном психоанализе). Она рассматривает развитие как процесс по­степенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности.

Новорожденный, по ее мнению, знает лишь один закон — прин­цип удовольствия, которому подчинены все его проявления. Однако в удовлетворении основных потребностей младенец полностью зави­сим от ухаживающего за ним взрослого. И если поиск удовольствия — «внутренний принцип ребенка», то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира.

Мать исполняет или отвергает желания ребенка и благодаря этой роли становится не только первым объектом любви, но также и пер­вым законодателем для ребенка. Наблюдения А. Фрейд за младенца­ми подтверждают, что пристрастия и антипатии матери являются важнейшим фактором развития: быстрее всего развивается то, что нравится матери и поддерживается ею; процесс развития замедляет­ся там, где она остается равнодушной или скрывает свое одобрение.

Младенец, несмотря на беспомощность, очень рано научается проявлять определенные отношения к матери. Уже в этом раннем возрасте можно различить детей послушных, «хороших», легко уп­равляемых, и детей нетерпимых, своевольных, «трудных», которые буйно протестуют против каждого требуемого от них ограничения.

Чем самостоятельнее становится ребенок, тем больше телесные потребности отступают на задний план, уступая место новым желаниям. Но он по-прежнему сталкивается с ограничениями со стороны реального мира. Даже самый либеральный и любящий взрослый вы­нужден ставить ограничители стремлениям ребенка к немедленному удовлетворению любых желаний. В результате этого несоответствия между внутренним и внешним, стремлением к удовольствиям и уче­том реальности все дети этого возраста, по выражению А. Фрейд, «запутаны» в постоянных сложностях внешнего мира и, естественно, непослушны, невежливы и упрямы.

Шансы ребенка вырасти психически здоровым во многом зави­сят от того, насколько его Ego способно выносить лишения, т.е. пре­одолевать неудовольствие. Для некоторых детей любая отсрочка или ограничение в удовлетворении желаний совершенно непереносимы. Они отвечают реакциями гнева, нетерпения, ярости, и любые заме­щения желаемого отвергаются ими как недостаточные. У других де­тей ограничения не вызывают возмущения. Что интересно, подобные установки, возникая очень рано, сохраняются на долгие годы.

А. Фрейд характеризует ребенка как незрелого до тех пор, пока инстинктивные желания и их осуществление разделены между ним и его окружением так, что желания остаются на стороне ребенка, а решение об их удовлетворении или неудовлетворении — на стороне внешнего мира. Зрелость связана со способностью контролировать свои намерения, подвергать их анализу и даже иногда отказываться от удовлетворения побуждений ради чего-то другого, следуя прин­ципу реальности. А. Фрейд предполагает, что принцип удовольствия и а(анти)социальное поведение сплетены так же тесно, как принцип реальности и социализация.

По наблюдению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детс­кой жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность, по­желание смерти, толкают ребенка в направлении асоциальности. Со­циализация — только защита от падения в асоциальность. Поэтому организация психологических защит — важная и необходимая со­ставная часть развития Ego.

Продвижение ребенка от принципа удовольствия к принципу реальности тесно связано с развитием мышления, памяти и т.д. Так, только после того, как начнет функционировать память, действия ребенка смогут осуществляться на основе опыта и предвидения. Без контроля реальности не существует различий между внутренним и внешним, фантазией и реальностью. Только приобретение речи де­лает ребенка членом человеческого общества. Логика, разумное мышление способствуют пониманию взаимосвязей между причинами и следствиями, а приспособление к требованиям окружающего мира перестает быть простым подчинением — оно становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных про­цессов, с другой стороны, открывает путь для таких механизмов социализации, как подражание, идентификация. Все они способствуют формированию инстанции Super-Ego.