II. Схема психиатрического обследования

I.Паспортные данные, внешний вид, поведение, отношение к обследованию

А.Внешний вид и уровень сознания

Б.Двигательная сфера и поведение

В.Контактность и отношение к беседе

II.Жалобы

III.Речь

А.Общая характеристика

1.Громкость, модулированность, эмоциональная окраска

2.Артикуляция

3.Темп и связность

4.Инициация речи

Б.Типы расстройств

1.Разорванность мышления

2.Словесная окрошка

3.Закупорка мышления

4.Обстоятельность

5.Мимоговорение

6.Персеверация

7.Вербигерация

8.Эхолалия

9.Скачка мыслей

10.Мутизм

IV.Когнитивные функции

А.Внимание и сосредоточение

Б.Ориентация

В.Память

Г.Словарь и общение

Д.Суждение и абстрактное мышление

1.Рассуждение

2.Умение находить сходства и различия

3.Объяснение смысла пословиц

V.Содержание мышления

А.Бред

Б.Галлюцинации

В.Другие расстройства мышления и восприятия

VII.Эмоциональная сфера

А.Аффект

Б.Настроение

VIII.Критика к своему состоянию

III. Методика психической релаксации

I.Условия

А.Спокойная обстановка.

Б.Удобное положение.

В.Мантра (слово, сочетание звуков, фраза).

Г.Безучастность к окружающему.

II.Последовательность действий

А.Сядьте удобно, в тихой, спокойной обстановке.

Б.Закройте глаза.

В.Расслабьте все мышцы — в восходящем порядке от ног к голове.

В.Дышите носом. Сосредоточьтесь на своем дыхании. На выдохе тихо произносите мантру (например, “ОУМ”).

Г.Продолжайте в течение 20 мин. Чтобы следить за временем, периодически открывайте глаза, но будильником не пользуйтесь.

Д.Закончив упражнение, несколько минут посидите спокойно, сначала с закрытыми глазами.

Е.Цель упражнения — полное спокойствие и безучастность. Добиться полного расслабления удается не всегда. В голову могут приходить отвлекающие мысли — не обращайте на них внимания, полностью сосредоточьтесь на дыхании.

Ж.Повторяйте упражнение дважды в день, спустя более 2 ч после еды.