Выбор аккумуляторной батареи

Для питания приводов выключателей, устройств защиты, сигнализации и телемеханики на подстанциях часто применяют постоянный оперативный ток. Его источником является аккумуляторная батарея типа «СК», работающая в режиме постоянного разряда. При выборе батареи исходят из аварийного режима работы электроустановки, когда к постоянной нагрузке батареи добавляется нагрузка аварийного освещения и других потребителей, переключаемых на питание от постоянного тока при исчезновении переменного напряжения. Кроме того батарею проверяют по кратковременному толчковому току, значение которого определяется, главным образом, током, потребляемым наиболее мощным приводом выключателя. Основные нагрузки батареи приведены в таблице 8.

Таблица 8

Потребители, питающиеся от аккумуляторной батареи

Потребители Число одновременно работающих потребителей Ток одного потребителя, А Нагрузка батареи, А
Длительная Кратковременная
Постоянно присоединенные приёмники Лампы положения коммутационных аппаратов 0,065 1,6 -
Устройства управления защиты - - -
Приемники присоединённые при аварийном режиме Устройства телеуправления и связи - - 1,4 -
Аварийное освещение - - -
Привод МКП-110м - - -

 

 

Ток длительного разряда в аварийном режиме определен следующим образом:

Iдл.разр = Iпост + Iав, (4.1)

где Iпост – ток постоянной нагрузки рабочего режима, А;

Iав – ток временной аварийной нагрузки, А.

Iдл.разр = 16,6 + 11,4 =28 А.

Ток кратковременного разряда в аварийном режиме рассчитан по формуле:

Iкр.разр = Iдл.разр + Iвкл, (4.2)

где Iвкл – ток, потребляемый наиболее мощным приводом выключателя;
в данном случае ШПЭ-33 выключателя МКП-110м.

Iкр.разр = 28 + 244 = 272 А.

Расчётная ёмкость батареи:

(4.3)

где tав – длительность разряда при аварии; для тяговых подстанций tав=2ч.

Номер батареи по требуемой емкости:

(4.4)

где 1,1 – коэффициент, учитывающий емкость батареи после нескольких лет
эксплуатации;

QN=1 –емкость аккумулятора СК-1; при tав =2ч QN=1 = 22 А ч.

Предварительно принято N = 3.

Номер батареи по току кратковременного разряда:

(4.5)

где 46 –кратковременный допустимый ток разряда аккумулятора СК-1, А.

Окончательно принято N = 6, т. е. выбрана аккумуляторная батарея СК-6.

Полное число последовательно включённых элементов батареи:

(4.6)

где Uшв напряжение на шинах включения; принято равным 258 В;

Uпз – напряжение элемента в режиме подзарядки.

Число элементов, нормально питающих шины управления и защиты:

(4.7)

где Uш – напряжение на шинах управления и защиты, равное 232 В.