Работа в краеведческом музее.

Задание 32. Ознакомьтесь с краеведческим музеем школы и его работой:

1. Осмотрите музей близко расположенной школы. Сделайте описание разделов музея: содержание, оформление, расположение стендов. Опишите и зарисуйте отдельные экспонаты. Ознакомьтесь с работой по инвентаризации, оформлению и хранению экспонатов.

2. Составьте описание школьного краеведческого музея. В описании отметьте: а) какие разделы музей должен иметь для того, чтобы он мог отвечать учебным и воспитательным запросам предмета, б) какие экспонаты могут быть подготовлены в результате краеведческих работ по заданиям учебников, в) какие экспонаты можно подготовить в связи с деятельностью школы по охране природы, г) какие экспонаты необходимо иметь по хозяйству своего края, д) какие учебные и внеклассные занятия могут проводиться в музее.

Ознакомьтесь с планом работы школьного краеведческого музея и предложите свой вариант, в котором больше отразите участие школьников в работе музея.

Литература

Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. “География в школе”, 1961, № 6.
Герасимов В. П., Огризко 3. А. Краеведческие музеи и школа. Методическое пособие. М., 1965.
Ершов В. П. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1970, № 2.
Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.

Задание 33. Из материала, собранного во время полевой практики, подготовьте экспонат для краеведческого музея школы. Экспонат должен быть типичен для данной местности, хорошо обработан и оформлен с соблюдением всех музейных правил.

Задание 34.Сделайте образцы надписей отделов музея, стендов и этикеток к экспонатам. Напишите, как должны оформляться экспонаты для краеведческого музея.

Задание35.Составьте методическую разработку урока в краеведческом музее школы.

Краеведческий кружок

Задание 36. Опишите все стадии работы по организации краеведческого кружка и по составлению его плана.

Литература

Александров А. А. Микроклиматические наблюдения в краеведческом кружке. “География в школе”, 1961, № 3.
МеджидовС. Г. Краеведческая работа в школе. “География в школе”, 1970, № 5.

Задание 37.Подготовьте свое выступление как учителя, организующего краеведческую работу, на первом собрании кружка на тему “Что такое краеведение и какую пользу оно приносит?”.

Задание 38.Подготовьте выступление в группе на тему “Организация пионерского сбора, посвященного изучению своего края”.

Задание 39. Составьте план проведения краеведческого вечера (или утренника). Определите его тематику и разработайте"программу (для конкретизации содержания вечера пользуйтесь местным материалом по району или опытом краеведческой работы школы, в которой проходит практика студентов).

Задание 40. Составьте план проведения олимпиады в школе на тему “Знай, люби и изучай свой край”.

К плану должны быть разработаны вопросы и задания учащимся разных классов и для всех туров олимпиады.

Литература

Давыдов Б. Географическая олимпиада. “География в школе”, 1965, № 3.
Ена П. М. Географическая олимпиада. “География в школе”, 1969, № 2.
3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М. Олимпиады по краеведению. М., “Просвещение”, 1965.
Мирошниченко Н. В. Комплексные краеведческие олимпиады. “География в школе”, 1965, № 1.

Задание 41. Учитывая конкретные условия известной вам местности (района института, школы и пр.), наметьте тематику занятий краеведческого кружка, дайте, объяснение выбору тем.

Использование краеведческого материала в школьной учебной работе по географии.

Задание 42.Напишите, что понимается под краеведческим принципом в преподавании географии. Приведите примеры уроков на краеведческой основе; содержания объяснений учителя, практических работ, вопросов ученикам, наглядных пособий и т. п. Тема уроков берется из учебной программы по выбору.

Литература

Барышева Ю. А. Использование краеведческого материала при формировании понятий в курсе экономической географии СССР. “География в школе”, 1969. № 1.
Герасимова Т. П. Краеведческий принцип в курсе V класса. “География в школе"; 1969, № 6.
Зайцев П. П. Осуществление краеведческого принципа в преподавании экономической географии в VIII классе. “География в школе”, 1969, № 1.
Кастроне К. Краеведческая работа юных географов Латвии. “География в школе”, 1972, № 3.
Лисов В. А. Решение учебных проблем на краеведческой основе при изучении темы “Климаты СССР”. "География в школе", 1971, № 4.
Чаманян А. А. Развитие познавательных способностей учащихся при изучении родного края на уроках географии. “География в школе”, 1969, № 6.

Задание 43. Выпишите из учебников по географии задания и упражнения по краеведческим наблюдениям и отметьте, как они увязываются с темами программы, могут ли они служить основой для осуществления краеведческого принципа в преподавании географии.

Задание 44. Составьте тематический план изучения природоведения на краеведческой основе.

Задание 45. Составьте тематический план изучения в школе начального курса физической географии на краеведческой основе.

Задание 46. Составьте тематический план изучения курса географии материков на краеведческой основе.

Задание 47.Составьте тематический план изучения курса физической географии СССР на краеведческой основе.

Задание 48. Составьте тематический план изучения курса экономической географии СССР на краеведческой основе.

Задание 49.Выпишите общие понятия курса экономической географии СССР, для формирования которых необходимо использовать краеведческий материал.

Задание 50. Составьте список наглядных пособий краеведческого характера, которые можно применить на уроках по географии. Для выполнения задания класс и тема указываются преподавателем.

Задание 51. Какие диаграммы, картограммы, графики можно составить на краеведческом материале для использования на "уроках географии в VII и VIII классах. Составьте такое пособие.

Задание 52. Подумайте, как надо использовать краеведческий материал для обучения школьников понимав нию карты. Составьте вопросы по привлечению этого материала в процессе работы с картой, например для объяснения масштаба, условных знаков, определения направлений и т. д.

Задание 53.Составьте методическую разработку использования в краеведческих занятиях атласа по своей области.

Литература

Никонова М. А., Пашканг К. В. Использование атласа своей области в преподавании физической географии. “География в школе”, 1973, № 3.

Изучение темы “Своя область (край), А С С Р”

Задание 54.Составьте рецензию на учебное пособие по географии своей области (республики), изданное для школ.

В рецензии отразить, как раскрывается содержание пособия, его научный уровень, каково методическое построение пособия, особенность упражнений и заданий для самостоятельной работы учащихся. Оценить оформление учебного пособия, его картографический и иллюстративный материал.

Литература

Бибик А. Е. Обзор изданных в РСФСР учебных пособий по географии своей области (края, АССР). “География в школе”, 1972, № 4.
Запалов Г. А. О заданиях в учебнике географии своей области. “География в школе”, 1962, № 3.
“К итогам обсуждения проблемы изучения географии своей союзной республики в курсе географии СССР”. “География в школе”, 1960, № 6.

Задание 55. Составьте рецензию на картографические пособия по своей области: стенные карты, атласы, карты учебника (область та же, которая рецензировалась ранее. См. задание 54).

В рецензии указать, в какой степени удовлетворяют карты требованиям для непосредственного изучения своей области и для преподавания (масштабы, условные знаки, качество .отобранного материала, качество печати).

Литература

Кириллов А. М. Школьный областной краеведческий атлас Тамбовской области. “География в школе”, 1961, № 2.
Сетунская Л. Е. Интересный опыт создания областного атласа. “География в школе”, 1973, № 2.

Задание 56. Составьте план изучения темы “Своя область” в курсе физической географииСССР.

В плане должны быть: разбивка темы на уроки и даты уроков, указание на формы занятий (урок в классе, урок в краеведческом музее, экскурсия, работа на местности и пр.); краткое содержание уроков (название темы уроков и ее узловые вопросы); практические работы для учащихся (указать какие).

Задание 57. Составьте план изучения темы о хозяйстве своей области в курсе экономической географии СССР.

Задание 58. Составьте методическую разработку одного из уроков по теме “Своя область”.

В разработке должно быть указано: содержание учебного материала, отобранного для урока, и методы его изучения, практические работы в классе, наглядные пособия, используемые на уроке, содержание и характер домашней работы учащихся. Для урока в природе ставятся свои вопросы.

Уроки темы распределяются среди студентов так, чтобы каждый студент самостоятельно составил методическую разработку одного урока. Разработки всех уроков темы докладываются их авторами на занятиях учебной группы.

Литература

Егоров В. К. Тема “Своя область” в курсе географии восьмилетней школы. “География в школе”, 1963, № 1.
Сафиуллин А. 3. Изучение темы “Экономическая география своей области (края, АССР)”. География в школе”, 1963, № 1.

Задание 59. Отберите материал для одного-двух наглядных пособий по теме “Своя область” и изготовьте эти пособия.

Тема пособий, их содержание и форма определяются самостоятельно.

Задание 60. Укажите, какие связи в работе по изучению темы “Своя область” могут быть у географов с преподавателями других предметов.

Задание 61. Составьте план проведения краеведческой викторины по “Своей области”. Для викторины подготовьте вопросы и задачи на местном материале (по району института),

Литература

“Школьные краеведческие викторины”, под ред. И. Т. Лазорина и Н. В. Тарасович. Тамбов, 1963.Краеведение в факультативных курсах

Задание 62.Составьте план использования краеведческого материала в учебных занятиях по факультативному курсу (курс соответствует выбранному для подготовки студентов к его преподаванию в школе).

Литература

Голов В. П. Подготовка учащихся к факультативным занятиям. “География в школе”, 1969, № 5.
Музафаров В. Г. Краеведческий принцип в преподавании школьного курса основ геологии. “География в школе”, 1970, № 5.