ШКОЛЬНЫЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

Осуществление краеведческого принципа в учебно воспитательной работе возможно только при условии систематического накопления в школе местного географического материала. Этот материал постепенно собирается в школьном краеведческом уголке, который впоследствии в результате увеличения и организации работы может перерасти в краеведческий музей.

Сложность работы по созданию краеведческого музея в школе состоит главным образом в том, что учитель при недостаточном владении методикой краеведения

затрудняется в постановке исследований для получения нужных материалов. Не все собранные материалы можно использовать для создания музея, а только те, которые подобраны так, что вместе образуют нечто целое, объединенное идеей лучшего отражения жизни родного края и представляющее в то же время' педагогическую ценность.

Главным критерием в оценке музейного материала должны быть достоверность типичных для края явлений и объектов и возможность применения их в учебно-воспитательной работе.

Школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью и системой отбора, от чего зависит и расположение материала по отделам и стендам музея.

В школьном краеведческом музее сосредоточивается все самое значительное о природе, истории, экономике, культуре края. Посредством отбора характерных и ярких предметов музей должен превратиться в составленное по определенному замыслу собрание экспонатов, показывающих все стороны жизни края. В этом его сходство с местным государственным краеведческим музеем, от которого в то же время школьный музей сильно и отличается.

Эти отличия: во-первых, по содержанию своих материалов, так как в школьный музей собирают главным образом наиболее подробные сведения о ближайших окрестностях школы, поскольку главное в работе школьного музея — изучение прилегающей к школе местности.

Во-вторых, экспонаты школьного музея должны помогать учителю в проведении уроков. В нем сосредоточивается материал, отвечающий требованиям и содержанию учебного предмета и служащий учебно-наглядным пособием для уроков, строящихся на краеведческой основе, поэтому экспозиция в школьном краеведческом музее располагается так, чтобы можно было в нем проводить учебно-урочную работу.

В-третьих, в школьном краеведческом музее показывают те пути и методы, какими ведется краеведческая работа в школе. В нем сосредоточиваются всевоз-

9. Витрина для краеведческого музея (или уголка).

можные описания экспедиций, походов, экскурсии, встреч, вечеров, слетов краеведов, дневники походов, сведения по истории краеведения в школе, различные призы, награды, подарки, полученные юными краеведами школы.

Как бы ни была мала или велика территория края, она должна быть представлена обособленно от соседних мест, чтобы отражение ее в музее составляло бы осмысленную цельную картину.

Задача краеведческого музея — дать наглядный и всесторонний показ природы и жизни родной местности. Но воплощать это можно и нужно очень разнообразно и продуманно.

Натуральные экспонаты, карты, иллюстративный материал, копии разнообразных документов, книг.и, журналы располагаются по отделам. Количество отделов и их содержание определяются произвольно. Музей может, например, иметь только один отдел, включающий материалы о занятиях населения, но могут быть отделы о природе, истории, хозяйстве края, о быте населения ,н т. д. Последовательность размещения материалов в отделах может соответствовать расположению тем в учебной программе, а может быть связана с принципами научной классификации вопросов.

При организации школьного краеведческого музея необходимо строго придерживаться правил музейного хранения доподлинных памятников. В каком бы виде ни были памятники, какой бы характер они ни носили:

исторические предметы и документы, материалы геологических исследований, археологических раскопок и др., они должны быть выделены в так называемый “особый фонд” для учета и наиболее тщательного хранения. Об обнаруженных памятных материалах необходимо поставить в известность государственный музей и получить от него указания, как их оформить и где они должны храниться.

В опыте школ выработалось два противоположных подхода к созданию музея. Первый — когда материалы для музея накапливаются постепенно и после того, когда образуется некоторый фонд, составляется план оборудования и начинается изготовление экспонатов и их размещение. Второй — открытие музея не откладывается на то время, когда будут собраны все материалы по всем разделам, так как на это уйдет немало времени, за которое у учащихся, работающих над созданием музея, если они не видят результатов своих трудов, потеряется к нему интерес.

Пользы будет больше, если при появлении первых экспонатов приступать к созданию хотя бы краеведческого уголка. Не беда, что некоторые отделы не будут достаточно представлены. Зато собранный и выставленный с соответствующей обработкой материал сразу начнет использоваться в учебно-воспитательной работе.

Естественно, что первоначально собранные и офор-

10. Соотношение культур в процентах и увеличение
посевных площадей в миллионах гектаров в Татарской АССР
(образец-экспоната краеведческого музея).

мленные экспонаты будут исходным материалом для дальнейшей пополнения музея и расширения его роли в учебно-педагогическом процессе. Неотложная обработка материла для экспонирования на стендах музея должна быть правилом краеведческой работы в школе.

В школах, где с краеведением связано преподавание географии, истории, биологии, литературы, краеведческий музей носит общий характер и организуется с учетом специальных задач, выдвигаемых каждым предметом.

Большое значение в подготовке экспозиций музея принадлежит задаче эстетического воспитания. Умение красиво оформить материал и как можно лучше и яснее его показать — важное условие при создании музея. Сам музей, его экспонаты могут служить средством эстетического воспитания, а работа в нем — конкретная возможность привить хороший вкус школьникам. Для этого важно, чтобы обзор экспонатов был не только поучительным, но и легким, приятным. Все предметы, помещаемые в нем, должны быть непременно интересными, красиво оформленными. Музей будет очень проигрывать в художественном отношении, если переполнить его лишними материалами плохого качества. Экспонаты необходимо размещать с достаточными, промежутками, чтобы при рассмотрении каждого предмета соседние не могли рассеивать или отвлекать внимание; следует избегать в музее впечатления тесноты.

Очень важное значение имеют при оформлении экспонатов краски и освещение. Сильное впечатление создают не кричащие яркие краски, а спокойные, ровно покрывающие поверхность полутона, гармонирующие между собой. Следует стремиться для каждого предмета найти лучшее место в той части музея, где этот предмет по своему содержанию и характеру должен размещаться.

Все отделы сопровождаются соответствующими надписями, а экспонаты—этикетками, объясняющими качественные стороны предмета, некоторые сведения об истории его появления в музее и т. д. Для каждого рода надписей выбирается свой шрифт—простой и четкий. Фотографии, диаграммы, рисунки, письменные материалы обводятся рамкой или окантовываются под стекло. Многие материалы удобно хранить в папках, альбомах с/прочными переплетами.

Каждый экспонат должен быть зарегистрирован в инвентарной книге, в которой фиксируется: 1) инвентарный номер, 2) дата поступления, 3) от кого поступил экспонат.

Кроме инвентарной книги заводятся карточные каталоги экспонатов по отделам музея: на каждый экспонат должна быть заполнена карточка с названием и подробным, описанием экспоната.

Музей должен быть примером чистоты, порядка и изящества. Плохо, если его экспозиции никогда не меняются. Изменения в экспозициях, их обновление — верный признак того, что в школе жива краеведческая работа, а музей хорошо служит учебно-воспитательным целям:

В последнее время стало усиливаться стремление к переходу на кабинетную систему организации учебных занятий. В связи с этим, с целью лучшего использования в преподавании каждого предмета краеведческого материала, прибегают к созданию при кабинете предметных краеведческих уголков. Например, в школе № 1 г. Георгиевска Ставропольского края в общешкольном музее в коридорных витринах размещаются общие разделы о природе, хозяйстве и культуре края, а в кабинетах сосредоточиваются учебные краеведческие материалы по предметам: географии, истории, химии, литературе.

В правильном создании экспозиций школьного музея имеет большое значение постоянная связь его с государственным краеведческим музеем своей области или города и получение от последнего практической и методической помощи. Организуя краеведческую работу в тесном контакте с государственным краеведческим музеем, можно использовать в преподавании такие уникальные материалы, которыми школа не располагает. Музей может выделить для школы часть предметов из своих запасных фондов.

В экспозиционных залах государственного музея на подлинных материалах также могут проводиться уроки. При этом лучше, если их проводит сам учитель, а не экскурсовод. Поэтому учителю необходимо предварительно хорошо познакомиться с экспозициями государственного музея. Его сотрудники обычно оказывают школам методическую помощь при подготовке уроков, а также и занятий краеведческого кружка.

Краеведением должны заниматься все школы, поэтому для создания действительно хорошего школьного музея целесообразно объединить работу нескольких школ, расположенных рядом, и в одной из них открыть музей, при обязательном сохранении в каждой школе краеведческих уголков. В этом случае интересные материалы для музея получаются от ряда школ, в обработке их тоже участвуют объединенные силы. Опыт создания таких кустовых школьных краеведческих музеев уже имеется. Например, известный народный музей Первомайского района Москвы возник из объединенных школьных музеев.

Основное условие для образования и развития кустового краеведческого музея —его внутренняя связь искусством, в котором он возникает. Музей должен представлять достаточно полное и ценное собрание материала, который может вызвать интерес всех школ “куста”. Очень важна задача, имеющая большое воспитательное значение, — отразить непосредственное участие самих школьников в местном хозяйстве, культурном строительстве. И в этом деле совершенно особое идейно-воспитательное значение будут иметь материалы, показывающие деятельность местного .населения.

Организация кустового музея открывает больше возможностей для постоянного пополнения экспонатов, так как в этом случае силы умножаются в соответствии с Ц числом школ. Он также может взять на себя роль основного организационного центра краеведческой работы в школах.

На использовании кустового музея могут развиваться некоторые виды массовой работы: экскурсии, походы, создание литературных описаний, издание рукописного журнала, .подготовка докладов, картографирование местности, сбор и систематический учет фотоматериалов, любительских фильмов, устройство краеведческих вечеров, встреч и пр.

С краеведением, и в частности с краеведческим музеем, должна быть связана работа школьной библиотеки. Она сосредоточивает основные научные и популярные сочинения по каждому отделу музея, заметки и статьи местных газет, тексты постановлений правительственных органов и партийных решений и т. д., дающих материал для всестороннего изучения края. В библиотеке могут сохраняться и папки с рисунками, фотогра-

фиями, картами, не выставленнымина стенды и составляющими фонд для дальнейшей обработки и пополнения экспозиций музея, и использования на уроках.

Организация в библиотеке “краевого” дай “местного” отдела, составление систематического Каталога литературы, карт и фотографий по вопросам краеведения очень важное дело, от него во многом зависит широта постановки краеведческих работ.

Отделы школьного краеведческого музея

Необходимо иметь в виду, что приведенное здесь описание отделов не рассчитано на то, чтобы дать исчерпывающее представление о характере музея. Примерное перечисление отделов и хранимых предметов показывает лишь внешние формы музея, а подлинная его сущность выражается во внутреннем замысле, которым все предметы объединяются в стройное целое (1) .

Чтобы ясней представить краеведческий музей, полезно познакомиться с ним в какой-нибудь из школ, где он имеется.

Отдел первый — Изучаем родной край

В этом отделе собираются все материалы, рассказывающие о том-, как проводилась и проводится краеведческая работа в школе.

1. Летопись краеведческой работы.

2. Хронологические данные об экспедициях и походах, количественные данные об их участниках. Дневники походов, экскурсий.

3. Карты маршрутов школьных походов, экскурсий, экспедиций. Рассказы участников.

4. Тематика и планы краеведческого кружка. Его отчеты. Охват учащихся краеведческой работой по годам и классам. Работа отличившихся кружковцев.

5. Материалы о краеведческих слетах, вечерах.

6. Награды, подарки, отражение краеведческой работы в печати.

Отдел второй — Наша школа

1. Географическое положение.

2. Микрорайон школы; его топографический план.

1 Перечень экспонатов некоторых отделов музея дан по статье Н. М. Бороздинова в журнале “География в школе”, 1961, № 6.

3. Топографический план пришкольного участка. .

4. Данные об истории школы.

5. Материалы о деятельности школы по годам.

6. Учителя школы.

7. Ученики школы.

8. Пионерская и комсомольская организации школы.

9. Общественная и культурно-просветительная роль школы в крае.

Отдел третий — Природа края

I. Географическое положение края.

1. Общегеографическая карта края.

2. Географический атлас своего края.

3. Географические координаты крайних точек территории края.

4. Картосхема расстояний до Северного полюса, Северного полярного круга, северного тропика и расстояний до морей.

5. Положение края на карте союзной республики.

6. Протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.

7. Сравнительные данные о величине территории края.

II. Геологическое строение, рельеф.

1. Таблица геологической хронологии.

2. Таблица периодов, отложения которых распространены в крае.

3. Геологическая карта.

4. Карта четвертичных отложений.

5. Картины ландшафтов геологических периодов.

6. Геологический профиль.

7. Схема геологического разреза какого-либо обнажения, показывающая состав пород, слагающих местность.

8. Геологическая колонка из натуральных образцов пород, слагающих толщу земной коры в районе школы.

9. Коллекция окаменелостей, содержащихся в породах, слагающих толщу земной коры в районе края.

10. Физическая карта.

11. Рельефная карта.

12. Геолого-геоморфологические профили.

13. Фотографии и карты типичных форм рельефа края.

14. Описания типичных форм рельефа.

III. Полезные ископаемые.

1. Коллекции полезных ископаемых.

2. Карты размещения полезных ископаемых '

3. Данные о запасах полезных ископаемых и качественные характеристики.

4.'Сведения о хозяйственном применении ископаемых.

IV. Климат.

1. График абсолютных температур воздуха.

2. Графики хода средних температур, выведенных по месяцам, за год (данные за несколько лет).

3. Диаграммы осадков по месяцам, средних по сезонам и за год (данные за несколько лет).

4. Диаграммы высоты солнца над горизонтом, продолжительности дня и ночи.

5. Диаграммы состояния облачности по месяцам.

6. Столбиковые диаграммы высоты снежного покрова по декадам. "•*•

7. Розы ветров по сезонам и по годам.

8. Сводки погоды по месяцам и по годам.

9. Таблицы и диаграммы гидрологических наблюдений.

10. Таблицы и графики фенологических наблюдений.

11. Таблица местных признаков и предсказаний погоды.

12. Круговая диаграмма продолжительности времен года и календарь сельскохозяйственных работ.

13. Описания исключительных проявлений климата и материалы борьбы с неблагоприятными климатическими условиями.

14. Картины местности в разные сезоны.

V. Внутренние воды.

1. Гидрологическая карта.

2. Описание источников.

3. Разрез колодца с указанием пластов и глубины залегания верхнего 'уровня грунтовых вод.

4. Таблицы режима местных рек и водоемов (время замерзания и вскрытия, продолжительность ледостава, высота уровня воды по временам года).

5. Круговая диаграмма соотношения между различными источниками питания рек.

б. Карты, фотографии, схемы и описания отдельных водоемов (источники, реки, озера, болота).

7. Материалы о работе текучих вод.

8. Схемы, графики, описания и фотографии хозяйственного использования местных вод.

9. Гидростроительство. VI. Почвы.

1. Почвенная карта края.

2. Монолиты почв.

3. Образцы удобрений, вносимых в почвы.

4. Макеты, таблицы, графики, диаграммы, фотографии, характеризующие способы борьбы за повышение урожайности почв.

VII. Растительность.

1. Карта растительности.

2. Образцы деревьев и кустарников с продольными и поперечными срезами.

3. Гербарий образцов естественной и культурной растительности и материалы по хозяйственному использованию растений.

4. Образцы семян местных растений.

5. Рисунки грибов, лекарственных растений.

6. Фотографии отдельных участков растительного покрова.

VIII. Животный мир.

1. Зоогеографическая карта края.

2. Чучела зверей и птиц.

3. Коллекции насекомых.

4. Рисунки зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных и рыб.

5. Рисунки и таблицы животных, имеющих промысловое значение.

6. Таблица “Польза птиц”.

7. Гнезда птиц.

8. Таблицы “Чья это работа?” (вредители).

9. Рисунки местных пород домашних животных. IX. Ландшафты края.

1. Ландшафтная карта.

2. Фотографии типичных ландшафтов края. X. Охрана и освоение природы.

1. Замечательные места, их описания, картины, фотографии.

2. Заповедные и охраняемые территории.

3. Материалы, характеризующие способы борьбы и ее результаты по охране почвенного покрова, растительности, животных.

4. Участие школьников в охране природы края.

Отдел четвертый — История края

I. Первобытный период.

1. Археологические материалы.

2. Карта заселения края.

3. Историческая летопись.

II. Докапиталистический период.

1. Материалы об условиях быта и труда местного населения.

2. История основания населенных пунктов.

III. Дореволюционное прошлое.

1. Материалы о предприятиях и хозяйствах края.

2. Орудия труда, предметы быта, культуры и искусства местного населения.

3. Материалы, характеризующие революционную борьбу народа (документы, фотографии, листовки, книги, газеты).

4. Исторические памятники.

5. Карта с обозначением исторических, археологических и культурных памятников.

IV. Советский период.

1. Участники Октябрьской революции и гражданской войны.

2. Документы, предметы, литература о революционном периоде и гражданской войне.

3. Восстановительный период.

4. Довоенные пятилетки; коллективизация сельского хозяйства.

5. Великая Отечественная война.

6. Хозяйственное и культурное строительство в послевоенный период. Карты, схемы, рисунки, диаграммы, фотографии, характеризующие развитие края.

7. Материалы о патриотических и трудовых движениях в ознаменование исторических событий.

Отдел пятый — Население края

1. Диаграммы численности городского и сельского населения.

2. Диаграммы динамики населения по возрастному к профессиональному составу, по грамотпости^и образовательному уровню.

3. Карта плотности населения.

4. Карты расселения сельского населения.

5. Макеты, рисунки и фотографии, характеризующие жилище, его внутреннее устройство, одежду и быт сельского и городского населения до революции и теперь.

6. Макеты, рисунки и фотографии, характеризующие технику и орудия труда в сельском хозяйстве, промышленности и транспорте.

7. Знатные люди края, передовики производства, ученые, общественные деятели. Участники Великой Отечественной войны.

8. Доска почета учащихся школ.

Отдел шестой — Хозяйство края

1. Диаграммы и таблицы, характеризующие развитие отдельных отраслей хозяйства.

2. Образцы продукции некоторых местных предприятий.

3. Схемы технологического процесса и производственных связей отдельных предприятий местной промышленности.

4. Диаграммы роста посевных площадей.

5. Диаграммы структуры посевных площадей.

6. Схемы полевых севооборотов в отдельных колхозах (совхозах).

7. Диаграммы уровня механизации при посеве, уборке культур.

8. Диаграммы поголовья скота.

9. Диаграммы роста продукции животноводства.

10. Список колхозов (совхозов).

11. Диаграммы доходов колхозов и колхозников.

12. Строительство в колхозах (совхозах). Фотографии и описания новых зданий и сооружений.

13. Материалы, характеризующие рост культуры отдельных совхозов и колхозов.

14. Пути сообщения и транспортное строительство.

Отдел седьмой — Культура края

1. Диаграмма количества школ, библиотек, киноустановок, клубов и других культурных учреждений до революции и теперь.

2. Диаграммы количества яслей, детских садов, больниц до революции и теперь.

3. Теле- и радиофикация колхозов.

4. Диаграмма роста книжного фонда и читателей библиотек края.

5. Библиография литературы о крае и его людях.

6. Книги, журнальные статьи, открытки и другие изобразительные произведения о крае.

7. Подшивки местных газет, стенных газет школ, бюллетеней, журналов, посвященных своему краю.

8. Материалы краеведческих сборов и изучения своего края (доклады, рефераты, описания).

9. Летопись событий.

Отдел восьмой — Профессионально-справочный.

1. Списки распространенных в крае профессий.

2. Система подготовки к овладению, специальностями.

3. Достижения передовиков производства.

Литература

Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. “География в школе”, 1961, № 6.
Герасимов В. П., Огризко З. А. Краеведческие музеи и школа. М., Изд-во НИИ музееведения, 1965.
Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 1972.
Ершов В. П. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1970, № 2.
Пчельников Т. С. Каждой школе — краеведческий музей или уголок. “География в школе”, 1965, № 5.
Сергеев И. С. Школьный краеведческий музей. “География в школе”, 1968, № 2.

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии требует умелого сочетания разнообразных методов и приемов учебной работы. В одних случаях усвоение географических понятий происходит в процессе непосредственного изучения края; в других — из рассказов, чтения литературных и научных произведений о своем крае или из бесед о родных местах на уроках учащиеся узнают об особенностях природы и хозяйства всего Советского Союза и некоторых зарубежных стран. Наконец, использование на уроках предметов, характеризующих жизнь людей и природу

своего края, или иллюстративных наглядных пособий, составленных на краевом материале, а также разъяснение происхождения местных географических названий способствует усвоению учебной программы.

В учебной программе рекомендуется организация систематических наблюдений над явлениями природы и трудовой деятельностью людей своей местности; указаны практические работы в природе, выполнение которых сочетается с краеведением; предусматриваются и обязательные учебные экскурсии для изучения (в окрестностях школы) отдельных географических объектов или всего географического комплекса. Однако теми конкретными указаниями, которые содержатся в программе, не исчерпывается связь преподавания с краеведением. Могут быть применены многие другие виды и приемы использования краеведческих знаний при изучении географии, например работа с местными картами, с краевой литературой и т. д.

Наиболее правильным будет применение одновременно ряда приемов, так как учащиеся не могут, например, достаточно ознакомиться со своим краем из одного только объяснения учителя; требуется собственная активная работа: чтение литературы, работа с различными картами, непосредственные самостоятельные наблюдения и т. д.

Первые краеведческие наблюдения начинаются в начальной школе; например, в I—III классах школьники учатся составлять календари погоды. Из года в год краеведческие работы должны усложняться, приобретаться все новые и новые навыки наблюдений и расширяться знания о своем крае. Распределение краеведческих работ в учебной програме школы, последовательное изучение своего края, особенно в начальном курсе физической географии (V класс), физической географии СССР (VII класс), подводят к теме “Своя область...”, которую начинают изучать в VII классе и продолжают в курсе экономической географии СССР. При этом накопленный материал за все предшествующее время и приобретенные учащимися навыки будут неза-. менимыми источниками для географической характеристики своей области и базой для прохождения учебной программы на краеведческой основе. Конкретный местный материал, собранный учащимися, является дополнением к учебнику о своей области.

Осуществление краеведческого принципа в преподавании географии связано с насыщением местным географическим материалом учебной программы и выполнением определенной краеведческой работы. Очень важно, чтобы эта работа была органически связана со всем учебным процессом, а краеведческий материал стал бы исходным при изучении различных тем географии. Если в процессе беседы предлагаемые учителем вопросы о своем крае будут .органически связаны с изучаемым по программе материалом, возникнут ассоциации, способствующие пониманию и облегчающие запоминание.

Увязка местного материала с программным осуществляется различными методами и приемами в зависимости от темы, содержания и структуры урока. Но она должна строиться в большей степени на самодеятельности и самостоятельности учеников. Ведь привлекается знакомый материал, полученный на экскурсиях, в результате собственной работы. И чем лучше знают учащиеся свой край, чем больше и подробнее они его изучали, тем активнее будут проходить уроки и прочнее усваиваться предмет. Значение краеведения для активизации урока очень большое. Привлечение сведений о своем крае, особенно при изложении нового материала, вызывает у учащихся большое внимание и интерес к предмету.

Наиболее часто применяемый учителями прием введения краеведческого материала в учебные занятия — это постановка вопросов о географических явлениях или объектах своего края для сравнения их с изучаемыми в целях лучшего усвоения понятий.

Вопросы такого рода обычно задаются, когда необходимо создать правильное представление о. видовых признаках географических объектов, для уяснения причин явления. Как пример первого случая можно указать вопросы из опыта работы учительницы Т. Ф. Лариной. Чтобы показать исключительную прозрачность воды озера Байкал, она предложила ученикам вспомнить, на какой глубине в местной реке (Ингоде) видны придонные камни.

“На глубине 3—4 метров”,— ответили учащиеся. И были очень удивлены, узнав, что в Байкале в спокойную погоду дно просматривается на глубине 30— 40 м. Ингоду они считали довольно прозрачной рекой. Какой же прозрачности должна быть вода Байкала?

Приведем пример вопросов, задаваемых в целях конкретного представления о причинах географического явления. Урок в V классе по теме “Ветер и его образование”, описанный В. А. Щеневым'.

В начале урока учитель спрашивает сводку погоды за сегодняшний день (или вчерашний).

Дежурный сообщает данные о температуре, осадках, о направлении ветра.

Учитель спрашивает: “Почему сегодня ветер северовосточный?”

Естественно, учащиеся не могут ответить на этот вопрос, поскольку у них нет еще соответствующих знаний. Мышление начинается с вопроса. Перед учащимися возникла проблема, решить которую они смогут только в конце урока, когда узнают, как образуется ветер. В конце урока учитель вновь ставит вопрос: “Почему сегодня ветер дует с северо-востока?” Теперь учащиеся дают на него обоснованный ответ, объясняя причину возникновения ветра разницей в температуре и давлении воздуха своей местности и удаленной от нее территории, лежащей к северо-востоку.

Этот пример показывает использование на уроке краеведческого материала для постановки вопросов “проблемного” характера, направленных на развитие географического мышления.

Краеведение открывает большие возможности для решения проблемных вопросов в процессе обучения географии, направленных на формирование основных географических понятий, составляющих содержание школьного курса. При этом учитель должен связывать постановку и решение проблем с усвоением учащимися программного материала.

Для проблемного обучения на краеведческом материале чаще всего может применяться проблемно-фрагментарная форма построения учебного процесса, при которой проблемная ситуация создается для раскрытия отдельных (одного, двух) вопросов содержания темы урока. Реже применяется проблемно-урочная форма, когда связывается весь урок в целом с решением проблемы, основанной на краеведческом материале.

(1) См.: В. А. Щенев. Использование краеведческого материала для развития самостоятельности учащихся. “География в школе”, 1963, № 6.

Проблемные задания на краеведческом материале даются в связи со следующими вопросами курса: а) для решения на основании данных местных наблюдений природы общих землеведческих проблем типа объяснения причин явлений, их описания, характеристики действия, развития и т. п., б) для оценки природных условий и природных ресурсов стран и районов на основа-. нии материалов наблюдений связей, взаимодействия и взаимообусловленности природных компонентов и их использования в строительстве своего края, в) для выявления направления хозяйственной специализации, изучаемой по программе территории на примерах экономических расчетов и обоснований развития .местного производства и размещения отдельных предприятий, г) для составления комплексной географической характеристики территории на основании плана изучения и описания своего края.

Большое значение имеет краеведческий материал в работе с картой, особенно на уроках по первоначальному ее изучению и в занятиях с топографической картой. Обычно, для того чтобы с самого начала заложить у учащихся правильное представление о построении карты, проводят работы с планом школьного участка или ближайших окрестностей школы. А для работы с топографической картой используется составленная краеведами карта своей местности. Переключая внимание учащихся с обозрения участка своей местности, знакомых на ней предметов .на условное их изображение топографическими знаками, учитель добивается правильного понимания карты.

При изучении климата работа с климатической картой особенно конкретизирует знания, когда все данные. карты сравниваются с аналогичными показателями по своему краю. В этом случае количественные выражения элементов климата (температур, осадков и т. д.), показанные на карте, будут реально восприниматься. Привлечение материалов местных наблюдений в процессе работы с картой поможет учащимся более сознательно разобраться в ее условных знаках, полнее и глубже понять географические особенности той или иной территории..

Расширению географических знаний и приобретению умений и навыков работы с картой и периодической печатью служит дежурная карта своей области. Это

местный педагогический прием, дающий хорошие результаты, так как учащиеся привыкают систематически следить за текущими событиями. Основным источником для дежурной карты является областная (краевая) газета. Сама же карта—пособие для иллюстраций на уроках по ряду вопросов школьного курса географии (охране природы, развитию отдельных отраслей хозяйства: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства населенных пунктов и т. д.). Для обеспечения планомерности изучения своего края и применения краеведческого принципа в преподавании учебных курсов серьезную помощь оказывают соответствующие упражнения и задания, помещаемые учебниках. Выполнение их вырабатывает у учащихся необходимые навыки и умения давать географические характеристики территории. Они помогают устанавливать связи между конкретной географией местности и изучаемым программным материалом.

Необходимо, чтобы эти работы проводились на протяжении всего года как на уроках, так и во внеурочной ”боте. Чаще всего это наблюдения природы в разное время года. Учитывая местные условия, учитель намечает конкретные места вблизи школы, где будут выполняться рекомендуемые наблюдения, и планирует их выполнение по времени. При этом от сроков, предусматриваемых учебником, могут быть сделаны отступления, например в связи с сезонными условиями. Но всегда надо иметь в виду, что предлагаемые в учебниках работы по краеведению .большей частью связаны с содержанием темы, поэтому необходимо стараться так ставить их выполнение, чтобы можно было результаты использовать на учебных занятиях.

Примером построенной на краеведческом материале практической работы может служить работа, проводившаяся - в школе № 8 г. Чусового при изучении темы “Климаты СССР”. Она состояла в вычерчивании климатической картосхемы своего края.

В тетрадях в квадратной рамке произвольной величины схематически показывалось положение своего города (Чусового) с обозначением' его координат. Дополнительно к этому наносилось еще несколько опорных ^пунктов, важных для понимания некоторых закономерностей в размещении климатических явлений на территории края. Таковыми для схемы оказалась Пермь,

удаленная к западу на 200 км, река Чусовая, протянувшаяся к западу на 700 км, и Уральский хребет, расположенный к востоку от города. Для второй части работы было предложено .задание: на составленной картосхеме своего края показать распределение годового количества осадков, январские и июльские изотермы, зимнее и летнее направления ветров, количество дней со снежным покровом, максимальную и минимальную температуры в своем городе, наблюдавшиеся в течение года, для чего использовать климатические карты атласа, школьного учебника и результаты наблюдений погоды. Основные сведения брались из общего журнала наблюдений природы.

Когда учащиеся закончили составление климатических картосхем, были поставлены вопросы:

1. Чем объяснить, что к востоку от города выпадает больше осадков, чем к западу; характерно ли это явление для всей Восточно-Европейской равнины?

2. Почему изотермы июля (+15°) и января (—20°) языком подходят с севера к нашему городу?

3. Какая июльская изотерма должна проходить к югу от нашего города? Какая через Пермь?

Устанавливая как в процессе выполнения подобной практической работы, так и по ее окончании причинность и взаимозависимость явлений, учащиеся более отчетливо начинают представлять климатические особенности своей местности. А в сравнении с ней становятся более понятными условия климата других районов страны.

По учебной тематике могут даваться домашние задания с использованием краеведческого материала, рассчитанные на длительный срок выполнения и на большую самостоятельность в работе, например: сочинения о географии своего края, составление карт и графиков, монтаж тематических альбомов и плакатов и т. д. Учащиеся составляют характеристики сезонов своего края, вычерчивают графики температур и осадков, оформляют таблицы сезонного развития природы и сроков сельскохозяйственных, лесохозяйственных и водохозяйственных работ, диаграммы развития отраслей хозяйства, местных промыслов и т. д.

Накоплению краеведческого материала и организации планомерной работы с ним во время учебных занятий способствует ведение тетрадей, в которые записыва-

ются задания учителя по краеведению и различные сведения местного характера по теме. Записанный в тетрадях материал позволяет составить географическую характеристику своего края.

В некоторых школах такие тетради называют “дневник краеведа”, так как это название обязывает учащихся к повседневным, систематическим записям.

Полезным является издание школьной краеведческой газеты. Большое воспитательное значение имеет сам процесс работы над ней (подбор и подготовка материала для очередного номера, его редактирование, литературное и художественное оформление и т. д.). А при условии направления газеты соответственно с тематикой разделов курса, изучаемых ко времени выпуска номера, она становится своеобразным дополнительным источником знаний, наглядным пособием.

Учебным целям может быть подчинено издание краеведческого школьного (или классного) журнала. В этом случае все помещаемые в номере статьи, карты, рисунки по своему содержанию должны отвечать темам программы.

Чаще всего краеведческий материал привлекают для сравнительной характеристики изучаемых территорий с родным краем.' Этим достигается более точное представление об особенностях их географии; например, реки какого-либо района или другой страны сравниваются с реками своей области, географический комплекс какого-либо региона — с природно-хозяйственным комплексом родного края и т. д. Для разъяснения на уроках процессов развития и взаимосвязей явлений убедительные примеры дают длительные наблюдения над местными природными явлениями (климатическими, водным режимом, фенологическими). Ссылки на эти наблюдения и на их результаты будут понятны учащимся, так как были уже осознаны в течение самих наблюдений. Учащиеся, например, лучше понимают различия в климатах отдельных районов и стран, когда ведут систематические наблюдения за погодой края и причинами ее изменения.

С учебными задачами изучения географии в старших классах связана подготовка докладов и сообщений о характеристике и общих закономерностях развития географических явлений в сравнении с особенностями их местного проявления.

Для обеспечения наглядности на уроках демонстрируются различные экспонаты и иллюстративные пособия, составленные на краеведческом материале (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы), которые помогают созданию у учащихся правильных географических понятий и образов.

Показ на уроке предметов, собранных на экскурсиях, может быть увязан с объяснением географических процессов. Например, при характеристике русской платформы И. В. Белевич показала найденные на экскурсии в Подмосковье (около Подольска) известняки из обломков кораллов, объяснив при этом, что древние кораллы хотя и отличаются от современных, но в общих чертах устроены одинаково. Поэтому можно думать, что и в прежние геологические эры они жили в условиях, похожих на жизнь современных кораллов у островов, рифов, на небольшой глубине (30—40 м) в очень теплой (не ниже +20°) и чистой морской воде с нормальным содержанием солей (35 г на литр).

На вопрос “Какой вывод можно из этого сделать?” учащиеся ответили, что на месте залегания коралловых известняков в центре Русской платформы существовало открытое, но мелкое море, что климат был жарким и на берегах этих морей могли расти тропические леса.

Для более понятных представлений о сложных взаимоотношениях и взаимосвязях человека и природы прибегают к разъяснению происхождения местных названий.

Названия, данные географическим объектам, помогают иной раз объяснить своеобразие природы, хозяйства, этнические особенности, историческое прошлое изучаемой территории.

В педагогическом же отношении топонимика полезна для создания ассоциаций в целях более глубокого понимания событий и фактов. Поучительно показано В. А. Солоухиным значение названий в познании своего края в рассказе о том, как он рассматривал карту:

“...С этой картой можно было беседовать ночи напролет”.

— Какие звери водились раньше на Владимирской. земле?— спрашивал я у нее. И она отвечала:

— Водились здесь туры. Вот читай: “Турине сельцо, Турина деревня, Турово, Турыгино... были и соболя. Раз-98

ве не видишь названий деревень: Соболь, Соболеве, Соболи, Собольцево, Соболята? А вот Лосево, Досье,

Боброве, Гусь...”.

И в другом месте: “...По названиям можно узнавать, откуда шли славяне. Вон Лыбедь, вон Галич, вон Вышгород—все это киевские словечки”. (1)

Обычно у учащихся возникает большой интерес к разгадке названий и имен в географии родного края. Собирание местного топонимического материала связано с большой и содержательной работой: требуется записать все наименования, узнать, не изменялись ли они и не имеются ли наряду с официальными еще и неофициальные, пояснить их происхождение и смысл, составить краткие справки об объектах, существующих под определенным названием. Естественно, что для выполнения этой работы учащиеся должны использовать карту, литературные и официальные справочные источники исторические материалы и т. п. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение.

В осуществлении краеведческого принципа в преподавании немалую роль играет как одно из важных правил организации учебных занятий перспективное тематическое планирование. В нем особенно тщательно продумывается вопрос о том, как будет проводиться связь с краеведением. Для получения лучших педагогических результатов при планировании учебной темы необходимо провести тщательный отбор краеведческого материала, включаемого в урок. Очень важно, чтобы он был однородным с изучаемой темой урока и доступным для понимания. Он должен помогать усвоению научных понятий географии, содействовать раскрытию сущности географических закономерностей и способствовать разрешению воспитательных задач, а также обеспечивать возможность применения наиболее правильных методов обучения, быть интересным; наглядным.

Непосредственная связь учебного процесса с краеведением осуществляется в различных стадиях изучения темы. Из опыта работы многих учителей можно выделить следующие разновидности планов прохождения учебных тем на краеведческой основе.

1. Работа по краеведению предшествует изучению

(1)Вл. Солоухин. Владимирские проселки. В кн.: “Лирические повести. Рассказы”. М., “Художественная литература”, 1964, стр. 12—13.

учебного материала. Например, в VII классе учитель организует наблюдения погоды до изучения темы “Климаты СССР”, которая в этом случае может начинаться не с программных вопросов, а с сообщений учащихся о результатах их краеведческих наблюдении. Учитель специально так планирует краеведческие работы, чтобы они обеспечили достаточными примерами и убедительными выводами научные понятия и теоретические обобщения изучаемой темы.

2. Краеведческий материал органически включается в содержание темы, и краеведческие работы проводятся одновременно с изучением программых вопросов. Примером может служить тема V класса “Изображение земли на глобусе и картах” и работы по ориентированию на местности, по измерению расстояний и составлению топографического плана местности'.

3. Краеведческая работа переносится в конец темы, например, тема “Географическая" оболочка” в V классе заканчивается экскурсией в природу.

Во всех случаях краеведческий материал должен подводить учащихся к тем обобщениям и связям, которые требуются изучаемой в данный момент темой и выходят за пределы местных единичных понятий и представлений.

Большую роль играет краеведение в повторении учебного материала на уроках географии.

Повторение — наиболее эффективное средство углубления и систематизации знаний, умений и навыков, приобретаемых учащимися по географии. Но оно должно проводиться на новом материале или быть поставлено в иной форме и группировке по сравнению с первоначальным изучением. Тогда будут вырабатываться осмысленные знания. Очень часто эти новые аспекты изучения могут быть взяты из местного окружения, что может служить материалом для проверки или подтверждения изученных фактов, для выполнения новых практических заданий. Например, в учебном пособии по экономической географии СССР для VIII класса для повторения дается задание: “Сопоставьте карты вашей области (республики):

физическую, плотности населения, сельского хозяйства — я объясните различия в сельскохозяйственном производстве”. При выполнении этого задания учащиеся обнаруживают, как они усвоили понятие о специализации, умение пользоваться картами для выявления причинных связей.

Литература

Кастроне К. Краеведческая работа юных географов Латвии. “География в школе”, 1972, № 3.
Никонова М. А., Пашканг К. В. Использование атласа своей области в преподавании географии. “География в школе”. 1973, № 3