ИСТОРИЯ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Дореволюционный период. Преподавание географии как учебного предмета в России относится к началу XVIII в. В русской школе география носила тогда характер собрания справочных сведений самого разнообразного содержания, которые должны были заучиваться учащимися.

Однако уже в то время в школу стали проникать краеведческие идеи в современном понимании. В 1761 г. М. В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения и детей. В плане изучения России, которое он предполагал осуществить, большое место занимало обследование минеральных богатств страны. К сбору их образцов привлекались дети в расчете на то, что детская любознательность приведет к хорошим результатам.

Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которые входили сведения о городах, губерниях

и провинциях государства. Эта анкета может считаться первой программой краеведческого изучения территории. Собирание материалов не экспедиционным порядком, а при содействии местного населения составляет как раз характерную особенность краеведческих исследований.

В 1782 г. в городах открываются начальные училища. Они расширили возможность использования школы в краеведческих целях. В 1788 г. в правительственном документе на осмотр этих начальных учебных заведений, адресованном одному из деятелей народного просвещения того времени, содержится следующее указание, интересное с точки зрения установления фактов внедрения в школу идей краеведения:

“В поспешество лучшему и вернейшему географическому Российского государства описанию препоручить везде учителям четвертого класса, чтобы они соединенными силами и с подкреплением своих директоров старались доставить комиссии, уповая на ее признательность и благоволение:

а) верное описание общего состояния губернии, как-то: гор, больших равнин, лесов и проч.;

б) описание рек, которые из них судоходны и на коих мельницы и заводы какие;

в) озера и рыбные ли они;

г) краткое известие о древней истории губернии и о народах, тамо живших, есть ли древние остатки, курганы и что о них повествуют;

д) произведения изо всех трех царств природы и которая страна или уезд того наместничества тем или другим произведением больше славится;

е) каковы земледелие, скотоводство, рыбная ловля, промыслы, заведения, фабрики, заводы и торги не только в губернском и уездном городах, но и в деревнях, куда с оных фабрик товары по большей части в продажу отправляются;

ж) какие науки и художества, с означением, сколько есть семинарий;

з) какое вообще свойство народа в нравах, обычаях, какие важные наречия и к каким промыслам вообще народ этого наместничества склонен;

и) коликое число душ мужского и женского полу по всей губернии считают и как далеко отстоят уездные города или знатные селения от губернского города, в

которую сторону света и при каких реках и озерах именно;

к) какой герб каждого уезда”(1).

Таким образом, выдвинутая в XVIII в. проблема всестороннего (обследования страны при помощи местного населения, {инициатором которой был М. В. Ломоносов, почти с самого начала ее осуществления была связана со школой.

Во введении к первому русскому учебнику по естествознанию, составленному академиком В. Ф. Зуевым, говорилось: “А чтоб польза сего учения еще явственнее была в своей подробности, то каждое в наместничестве народное училище наипервее да примется за познание собственных своих произведений”... Из этих рекомендаций можно сделать вывод, что интерес к своему краю уже в то время связывался с педагогическими целями.

Принцип “учить детей географии с ближайшего для них места” выдвигался в одном из первых русских учебников географии (учебник Ф. Студитского в 1840 г.). Эти мысли также развивал русский общественный деятель начала XVIII в. Н. И. Новиков. В статье “О воспитании и наставлении детей” он писал: “Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать”.

Во второй половине XIX в., когда растущая и крепнущая буржуазия России искала внутренних рынков и новых объектов приложения капитала, сильно возрос интерес к познанию своей страны. Конкретное выражение этого интереса в общественно-культурной жизни - вылилось в движении, названном отечествоведением. Центром его стало созданное в 1845 г. Русское географическое общество, которое добилось исключительно больших результатов в изучении страны.

На основе “отечествоведения” возникло “родиноведение” как движение, преследующее те же цели, но в расчете на малую территорию. Оно вызвало к жизни так называемое родиноведческое направление географии в школе того времени.

Четкое определение “родиноведения” как особого направления в школьном обучении географии дал впо-

(1) Б. В. Артоболевский. К истории краеведческих замыслов М. В. Ломоносова. “Краеведение”, т. III, 1926, стр. 55.

следствии известный методист географии А. Соколов. Он писал: “Родиноведение есть география родной местности, на примерах которой дети практически и наглядно знакомятся с основными географическими понятиями”(1) (т. е. “родиноведение” — по существу — “краеведение” в современной терминологии). Так именно рассматривает родиноведение и А. С. Барков: “Под родиноведением, или отечествоведением, понималось ознакомление в школе с географией окружающей местности, знакомство, основанное преимущественно на непосредственных наблюдениях”. По мнению А. С. Баркова, современный термин “краеведение” появился на смену прежним терминам “родиноведение”, “отечествоведение”(2).

Огромное влияние на развитие родиноведческого направления в географии имел в 40-х годах XIX в. К. Д. Ушинский. Он был вдохновителем преподавания географии на родиноведческой основе, которое успешно продолжалось его учениками и последователями,

Родиноведческое направление было конкретным развитием применительно к географии общепедагогических идей К. Д. Ушинского, считавшего, что основой для изучения географии должна быть местность, на которой живут дети. Цель изучения родной местности — уяснение важнейших географических понятий и подведение учащихся к пониманию карты. В предисловии ко второй части “Родного слова” указывалось на необходимость развивать у детей “инстинкт местности”, т. е. знание своего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со своей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту “способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни”, необходимо также прививать в процессе обучения географии.

Под влиянием К. Д. Ушинского в 60—70-х годах XIX в. появились учебники географии, основанные на родиноведческом принципе. Так, в 1860 г. вышел первый выпуск “Уроков географии” Д. Д. Семенова. А к 1862 г. вышли все три выпуска.

К. Д. Ушинский дал этому первому родиноведческому учебнику географии в России высокую оценку. “Уро-

(1) “Очерк методики и дидактики учебной географии”, изд 2 1919, стр. 22.
(2) А. С. Барков. Вопросы методики и истории географии. М., Изд-во АПН РСФСР, !961, стр. 72.

ки географии” положили начало в создании других учебников родиноведческого направления в русской школе.

К “Урокам географии” Д. Д. Семеновым были написаны “Педагогические заметки для учителей”, изданные в 1864 г. Они по существу представляют первую сводную методику географии. В них была сформулирована главная идей, определяющая содержание родиноведческого принципа в преподавании: “Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик” ( 1). Еще более точно основы краеведческого принципа выражены в предисловии к учебнику: “Лучше всего начинать преподавание географии с окрестностей той местности, на которой живут учащиеся... Посредством сравнения близких предметов с отдаленными, посредством занимательных рассказов дети незаметно получают самые верные понятия о различных явлениях природы и географических терминах, не заучивая наизусть книжных определений...”

Д. Д. Семенов строил свой учебник на основе опыта изучения учащимися Петербурга и его окрестностей. Он сначала рассказывает о Петербурге — городе, столице, затем характеризует окрестности, уезд и всю Петербургскую губернию и далее переходит к изучению Земли в целом.

На уроках Д. Д. Семенов рекомендовал применять беседу, в которой объяснять детям географические объекты с помощью сравнения близких и знакомых явлений с незнакомыми и далекими. Высказывая мнение, что только путем правильно организованных экскурсий можно обогатить знания детей достаточным количеством географических фактов и добиться сознательного усвоения географических терминов, он разработал методику географических прогулок и экскурсий в ближайшие окрестности, во время которых можно наблюдать географические явления и предметы. “Основные понятия о земном шаре, — писал Д. Д. Семенов,— дитя усваивает из собственного наблюдения: глаза дают ему бессознательное понятие о том клочке, на котором он живет.

(1) Д. Д. Семенов. Педагогические заметки для учителей, 1864, стр. 6.

Учение должно ввести в сознание детей этот7 тесный круг познаний и распространить его. Дело учителя в этом классе утвердить сознательное понятие в детях о тех предметах, о которых они уже имеют понятие бессознательное». Д. Д. Семенова справедливо считают непосредственным предшественником того направления, которое положило начало, по современной терминологии, школьному краеведению,

Во второй половине XIX в. выходили и другие роди-новедческие учебники, но их значение было сравнительно небольшим, так как до революции краеведение развивалось стихийно. Его успехи больше всего зависели от наличия в крае краеведа-любителя, а в школе — от учителя, прогрессивно настроенного и также причастного к краеведению. Как тех, так и других в России было немного. Но и эти немногие передовые люди просвещения должны были приостановить свои творческие искания в связи с наступившей в 70—90-х годах политической реакцией. В школах стали насаждаться схоластические методы преподавания и направление в обучении географии на живом местном материале было заменено зубрежкой, отвлеченной от реальных представлений номенклатуры. География превратилась в сухой, далекий от жизни предмет.

Идеи краеведения снова ожили накануне первой мировой войны. Их значение признавалось прогрессивной частью педагогической общественности. В уступку ее настойчивым требованиям в проекте так называемых игнатьевских программ в младших классах вводилось родиноведение. В объяснительной записке к программе указывалась цель курса: «Ознакомить детей с окрестною (доступною их прямому наблюдению) местностью... курс этот немыслим без действенных прогулок и без самодеятельного отношения к нему учащихся. Для каждого города программы родиноведения должны быть различны».

В марте 1915 г., на Первом Всероссийском съезде преподавателей географии, краеведческий принцип в преподавании географии был признан передовыми методистами того времени как мера борьбы со схоластикой и догматизмом дореволюционной школы и направление, способствующее улучшению обучения географии.

Советский период. В дореволюционной России краеведческий принцип не нашел настоящего применения в

практике работы школ. Оторванная от жизни схоластическая дореволюционная школа не подхватила идеи пе-редовых\педагогов.

Только Великая Октябрьская социалистическая революция и коренная ломка всего старого социального строя могли открыть широкий путь школьному краеведению.

В 1918 г. историческим декретом правительства школа была объявлена трудовой. Новая школа проблему освоения знаний ставила в органической связи с конкретным реальным трудом, с практическим участием в местном производстве. Это вызывало широкое развитие инициативы и интерес к родному краю и подготавливало к краеведческой исследовательской работе.

В объяснительной записке к программам школ первой ступени, разработанных ГУСом, указывалось: «Третий год обучения носит преимущественно краеведческий характер. Здесь изучается в доступных для данного возраста формах наша деревня, наш город, взаимоотношения города и деревни и наш край».

В объяснительной записке к программам для второй ступени тоже отмечалось, что изучается свой край; в пятых классах — «местное сельское хозяйство», в шестых — «связь города с деревней». Программам был придан схематический характер. Цель этого — предоставить возможность «каждой местности и каждой школе, исходя из местных условий, составить свой конкретный план работы».

Время с 1920 по 1930 гг. можно считать годами бурного роста краеведения. Оно развивается в процессе восстановления разрушенного мировой и гражданской войнами хозяйства, по мере того как все больше и больше выявляется потребность в изучении ресурсов и условий нового строительства на местах. Повсеместно возникают общества и кружки по изучению местного края, в них вливаются широкие массы трудящихся. За это Бремя было создано Центральное бюро краеведения (ЦБК)—организационный и научно-методический центр краеведческой работы.

При ЦБК была организована школьно-краеведческая комиссия, задачи которой состояли в том, чтобы намечать пути и средства сближения преподавания с краеведческой работой и разрабатывать методику школьного краеведения.

В помощь школе для проведения местных экскурсий с учащимися открывались специальные школьные экскурсионные станции. В Ленинграде, например, 1921 г. было четырнадцать станций. Каждая из станций представляла педагогическое учреждение. В Москве в 1919 г. было организовано Центральное бюро школьных экскурсий. Экскурсионные станции местных отделов народного образования открывались в Нижнем Новгороде, Казани, Архангельске и других городах.

В основе краеведения, складывавшегося в первые годы существования Советской страны, лежал принцип:

плановое социалистическое хозяйство должно развиваться на основе рационального использования всех местных ресурсов, выявление и использование которых лучше всего может производиться местными силами. Принцип учета местных условий и широкого использования местного опыта сохраняется и в настоящее время в практике коммунистического строительства в нашей стране.

Интерес к развитию краеведения был проявлен самой школой. Больше стали проводиться местные школьные экскурсии. В их программу включались самостоятельные наблюдения, одной из целей которых было привить школьникам навыки краеведческого изучения территории.

В постановлении ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. “Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе” указывалось на необходимость введения элементов краеведения в построение основных предметов школы. “Признать необходимым в учебные программы по обществоведению, литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания, касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства, исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое развитие и т. д.)”.

После этого постановления стало уделяться внимание изысканию и применению “активных методов обучения”, “методов разнообразной самостоятельной работы учащихся”. Разрабатывались специальные учебные пособия для самостоятельной работы учащихся в природе и на местности, чаще стали проводиться учебные и краеведческие экскурсии.

Необходимость экскурсий и краеведческой работы

подтверждается постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 16 мая 1934 г. “О преподавании географии в начальной и средней школе СССР”. Изжить отвлеченность изложения, которая отмечается этим постановлением как один из главных недостатков преподавания географии, возможно с помощью систематических наблюдений в природе ближайшего окружения школы и экскурсий. Многие школы начали их проводить как на учебных занятиях, так и во внеклассных и внешкольных работах. Начатое в первые годы после постановления почти повсеместное внедрение краеведения в педагогический процесс в дальнейшем встречало затруднения, которые часто не зависели от школы.

Экскурсионно-краеведческая работа исследовательского характера несколько оживилась в 1940—1941 гг. во время школьных краеведческих походов в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Маршруты походов по территориям областей намечались местными отделами народного образования совместно с хозяйственными и планирующими организациями. Материал, который собирался школьными группами, в ряде случаев имел большое значение для хозяйственного и учебного использования. Более широкое распространение получило исследование школьниками малых рек. Такая работа, например, проводилась многими московскими школами, школами Татарской АССР и других районов.

В годы войны имели место лишь полевые работы краеведческого характера в пионерских и туристских лагерях. О такой работе в течение лета 1944 г. в лагере докладывал на заседании Научного общества учителей-географов при Московском городском педагогическом институте С. И. Тимофеев (1).

После Великой Отечественной войны наступил подъем школьного краеведения. Но в первые послевоенные годы оно носит почти исключительно внешкольный характер, мало связанный с учебными целями. Работа организуется и проводится главным образом краеведческими кружками Домов пионеров, реже — школ.

Развитие школьного краеведения было признано особенно необходимым в связи с постановлением СНК

(1) См.: С. И. Тимофеев. Опыт краеведческой работы с детьми в летнем лагере, изд. Центральной детской экскурсионно-туристской станции. М., 1945.

СССР от 21 июня 1944 г. “О мероприятиях по улучшению качества обучения”. В это время началась систематическая борьба с формализмом в преподавании и повсюду в школах краеведение стало занимать особое место как средство, наиболее эффективное для преодоления формализма в обучении.

Начиная с 1948 г. в объяснительных записках к программам по географии появляются рекомендации по увязке преподавания с краеведением: “Преподавание географии во всех классах должно по возможности опираться на изучение явлений и фактов из жизни своего района — это особенно касается курса физической географии в V классе. В курсе VII и VIII классов географический район или область, где находится школа, следует изучать значительно подробнее, чем остальные районы. Обучение географии на основе школьного краеведения, организация экскурсий в природу, в музей, на производство, организация наблюдений и практических работ — все это дает возможность подвести учащихся к непосредственному восприятию природы, жизни и хозяйственной деятельности людей и предохраняет от формализма в географических знаниях учеников”'.

К 50-м годам в результате изучения школьного опыта, произведенного АПН РСФСР был определен круг вопросов, составлявших основу школьного предмета, т. е. “что изучать во всех классах” и на повестку дня вышла проблема “как изучать”. И как на один из принципов, способствующих неформальному обучению, указано было на краеведение.

В объяснительной записке к программе 1951 г. говорится о большой ценности краеведения во внеклассной работе: “Одним из важных видов внеклассной работы есть изучение учащимися своего района, его природы и хозяйственной деятельности населения. Исключительная ценность краеведческой работы заключается в непосредственном, а не книжном, ознакомлении учеников с окружающей географической средой”(2).

В программах 1954 г. краеведению отводится большая роль во всем процессе обучения географии в школе: “Большое значение в преподавании географии имеет краеведение. Знакомство с особенностями природы и

(1) “Программы средней школы. География”. Учпедгиз, 1948,
(2) “Программы средней школы. География”. Учпедгиз, 1951.

с хозяйственной деятельностью людей в ближайшем окружении служит одним из средств конкретизации географического материала, способствующим закреплению знаний учащихся по географии и расширению их политехнического кругозора” ( 1).

В VII классе была введена трехчасовая тема “Изучение своей области .(края, республики)”, правда, без раскрытия ее содержания.

Число школ, ведущих краеведческие исследования, росло. Наряду с комплексно-географическим изучением своей области проводятся краеведческие исследования и экскурсии со специальными задачами. Например, экспедиции под руководством Ф. П. Калинина исследовали Можайское водохранилище и ряд лет вели наблюдения в верховьях реки Москвы, имевшие большое значение для Рублевской водопроводной станции; школы Киевского района Москвы провели по заданию СОПС АН СССР изучение реки Клязьмы от истоков до устья с целью выяснения возможности использования пойменных лугов и др.

Большую организационно-методическую помощь школам оказывали Дома пионеров, детские экскурсионно-туристские станции.

Большой размах школьное краеведение получает в связи с решениями XX съезда КПСС, который выдвинул задачу комплексного развития хозяйства в экономических районах на основе максимального использования их природных и трудовых ресурсов. Для этого необходимо непрерывно и достаточно полно вести изучение природы, истории, хозяйственной деятельности и культуры населения района.

В программы 1957 г. уже не в объяснительную записку, а в текст их были включены требования об обязательных экскурсиях в ближайшую от школы местность, задача которых — обеспечить осуществление краеведческого подхода в преподавании географии. Для V класса введены две экскурсии: 1) для ознакомления с формами поверхности и водами своей местности; 2) для ознакомления с работой внешних сил, с растительностью и животным миром своей местности; для VI класса— комплексная экскурсия в природу по изучению рельефа, вод и растительного мира своей местно-

(1) “Программы средней школы. География”. Учпедгиз, 1954.

сти; для VII класса — осенью экскурсия на местную реку или озеро, а весной в связи с темой “Своя область”— экскурсия на сельскохозяйственное производство (совхоз, колхоз) или местное промышленное предприятие для ознакомления с хозяйственной деятельностью местного населения; для IX класса, в котором изучалась экономическая география СССР,— осенью экскурсия на ведущее промышленное предприятие своего города, района, а весной — на сельскохозяйственное предприятие (колхоз или совхоз).

Составленный в то время по программе учебник по физической географии СССР ' был построен на основе краеведческого принципа. В учебник были включены специальные задания по изучению своего края, которые направляли учителя на организацию краеведческих работ в течение всего года как в порядке специальных занятий по темам уроков, так и во внеурочное время. Большей частью это работы по наблюдениям в природе в разное время года, включая и зиму.

В последней теме учебника “Своя область (край, АССР)” давались краткие сведения о порядке работы по краеведческому изучению своей области,

Краеведческие наблюдения, проводимые в течение года, давали материал для изучения темы “Своя область...”, на которую в учебном плане отводилось специальное время в VII и в IX классах.

В 1958 г. после всенародного обсуждения был принят “Закон о связи школы с жизнью, о дальнейшем развитии народного образования”. На XXII съезде КПСС, а затем на июньском (в 1963 г.) Пленуме ЦК КПСС было подчеркнуто значение всех принципиальных положений, заложенных в законе о связи школы с жизнью. Этот закон оказал большое влияние на повышение роли краеведения как в учебной, так и в воспитательной работе. В 1960 г. школы перешли на новые программы, которые по географии строились целиком на краеведческой основе. Постепенно в работу по изучению родного края стали включаться все школы. И если раньше эта работа развертывалась большей частью только в немногочисленных кружках с небольшим числом участников, то после издания закона она проводится в разных фор-

(1) См.: К. Ф. Строев. Физическая география СССР. Учебник для 7-го класса средней школы. М., Учпедгиз, 1957.

мах: краеведческие кружки, краеведческие походы по своей области, экспедиции и др. И главное, краеведение все более пронизывает весь процесс обучения географии в школе, постепенно охватывает все больше учителей и учащихся.

На первых порах в сферу краеведческого изучения для использования его в учебных целях включались вопросы физической географии и меньше — характеристики населения и экономической географии. Возможно, это объяснялось тем, что в физико-географических наблюдениях может участвовать большее число учащихся, а также и то, что в школах по исследованию природы накопился более значительный опыт, чем в исследовании хозяйства. Эти исследования и более доступны. Еще меньше распространены были комплексные краеведческие исследования, роль которых постепенно возрастает, но еще недостаточна.

Большой размах стали принимать экскурсии-экспедиции школьников по изучению родного края, организуемые детскими экскурсионно-туристскими станциями и Домами пионеров. Главная цель экскурсии-экспедиции состоит в выполнении конкретного задания исследовательского характера. В этой связи следует назвать Всесоюзную экспедицию пионеров и школьников 1956— 1957 гг., объявленную в ознаменование сороковой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции газетой “Пионерская правда” и Центральной детской экскурсионно-туристской станцией Министерства просвещения РСФСР. Основной задачей экспедиции было изучение родного края в сочетании с посильной поисковой и исследовательской работой по заданиям местных Советов, научных и других учреждений и организаций. С этим связывалось закрепление и углубление знаний, полученных в школе, расширение политического кругозора, приобретение учащимися ряда практических навыков и умений.

Вторая экспедиция была проведена в 1958—1960 гг., третья—в 1961—1962 гг. В третьей экспедиции, посвященной сорокалетию пионерской организации имени В. И. Ленина, участвовало более пяти миллионов школьников.

Участники экспедиции собирали документы и материалы о зарождении и развитии местных пионерских организаций, об участии юных ленинцев в социалистиче-

ском строительстве, коллективизации, в Великой Отечественной войне;,

В 1963—1965 гг. состоялась четвертая Всесоюзная экспедиция под девизом “По дорогам семилетки”.

В 1966—1967 гг. проводился Всероссийский туристский поход пионеров и школьников, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, под девизом “Из искры возгорелось пламя”. Поход раскрыл перед школьниками грандиозные достижения Советского Союза, способствовал воспитанию чувства глубокого уважения к революционным, боевым и трудовым подвигам советских людей. К 50-летию образования СССР и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В. И. Ленина была посвящена Всесоюзная туристско-краеведческая экспедиция пионеров и школьников “Мое отечество — СССР”.

В походах-экскурсиях школьники проводят краеведческие исследования по заданиям научно-исследовательских, хозяйственных и общественных организаций, внешкольных учреждений, педагогических советов, комитетов комсомола школ, советов пионерских дружин;

посещают и изучают ленинские места, собирают материалы о претворении в жизнь советским народом ленинских заветов; проводят экскурсии на стройки, заводы, фабрики, в колхозы, совхозы, научно-исследовательские учреждения, музеи;

знакомятся с местами сражений гражданской и Великой Отечественной войн, записывают воспоминания участников, заботятся о памятниках и могилах героев;

встречаются с ветеранами пионерского движения, собирают сведения для летописи Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина и ВЛКСМ, обмениваются опытом работы с лучшими пионерскими дружинами;

изучают и охраняют природу, ведут разведку природных богатств страны;

работают в колхозах, совхозах, на стройках;

собирают материалы для школьных выставок и музеев, изготавливают наглядные пособия для учебных кабинетов, ведут дневники экспедиции.

Перед школьниками раскрывается большое поле деятельности по изучению географии края. Участники похода могут воссоздать картину географической обста-

новки родного края, на фоне которой развивалось хозяйственное и культурное строительство, Проследить, как изменялась географическая среда.

Многие школы и отдельные учителя накопили уже большой опыт краеведческой работы. Для обобщения этого опыта Академией педагогических наук РСФСР на ежегодные “Педагогические чтения” включались доклады по краеведению, которые в начале организации “Чтений” (1946—1955 гг.) были единичными, с 1956 г. их стало больше, а в “Чтениях” 1961 г. краеведческая тематика уже преобладала. В 1962 г. краеведению и краеведческому принципу в преподавании географии была посвящена специальная конференция, созванная Институтом общего и политехнического образования АПН РСФСР. Заслушанные на конференции доклады свидетельствовали о большой творческой работе учителей географии, правильно понимающих роль краеведения как одного из важнейших средств укрепления связи обучения географии с жизнью. Содержание докладов, характер конкретных работ, о которых сообщали учителя, отражали основные направления развития краеведения в школе в послевоенное время. В докладах первых “Педагогических чтений” освещалась небольшая работа краеведческих кружков, на энтузиазме участников которых строилось в немногих школах краеведение.

На каждых следующих “чтениях” освещались все новые и новые формы работы: экскурсии, походы, экспедиции исследовательского характера, часто связанные с выполнением разнообразных хозяйственных и культурных задач, создание школьных краеведческих музеев и др.

В тематику первых Всесоюзных “Педагогических чтений”, которые состоялись в январе 1968 г., были включены доклады об опыте использования краеведческого материала в процессе обучения, о конкретных формах реализации краеведческого принципа в преподавании И различных курсов географии в школе при переходе на ^ новую программу. В докладах обнаруживалось более и глубокое отношение учителей к краеведческой работе, й&их стремление использовать накапливаемые краеведческие материалы для развития и углубления географических знаний учащихся.

Для создания наиболее благоприятных условий и обеспечения темы “Своя область...” учебными пособия-

ми, с 1961 г. на летних курсах, на методических объединениях рассматриваются вопросы организации и методы проведения краеведческой работы с учащимися; школам выделяются специальные помещения для организации краеведческих музеев или уголков; в летние каникулы средними школами организуются походы школьников по изучению истории, природы, экономики и культуры местного края. На местах из работников институтов усовершенствования учителей, кафедр пединститутов, лучших учителей, научных сотрудников краеведческих музеев созданы авторские коллективы для составления краеведческих учебных пособий по географии своей области. Проводится работа по подготовке методических пособий для учителей об использовании краеведческого материала в учебной и внеклассной работе.

Учебники по географии своей области начали выходить с 1961 г., и они уже изданы почти по всем автономным республикам и областям РСФСР. Изданы также учебники по всем союзным республикам. Главное управление геодезии и картографии издает учебные карты областей и местные атласы.

Положительную роль в развитии краеведения сыграли состоявшиеся в 1963 г. в Челябинске ив 1971 г. в Свердловске Всероссийские научно-практические конференции по вопросам школьного краеведения; а также конференции в ряде областей по вопросам краеведения регионального характера.

Вопросы школьного краеведения были в поле внимания I, III и IV съездов Географического общества СССР. К первому съезду А. С. Барков опубликовал тезисы своего доклада “Научное краеведение и краеведческая литература”.

В решениях третьего Географического съезда говорится, что “чрезвычайно важно с точки зрения воспитания учащихся в духе советского патриотизма усиление краеведческих элементов в школьных программах по географии и, в частности, введение в программы курсов географии СССР восьмилетней школы и экономической географии СССР в старших классах значительных по объему разделов, изучающих географию своей республики, области (края), АССР, а также города и административного района, в котором находится школа.

Съезд придает большое значение привитию учащимся краеведческих умений и навыков в изучении окружаю-

щей природы и -хозяйства людей и рекомендует учителям геог&афйй развернуть в школах в различных формах краеведческую работу, создавать здесь краеведческие угодий и музеи.

Съезд предлагает филиалам и отделам общества разработать программы краеведческого изучения школьниками своего района и инструкции к ним и оказывать постоянную помощь учителям географии в проводимой ими работе”'.

Четвертый и пятый съезды Географического общества СССР в своих резолюциях подтверждают решение третьего съезда по вопросам краеведения и считают, что Географическое общество должно возглавлять краеведческое движение на местах.

Большое внимание уделяли краеведению видные деятели коммунистической партии и Советского государства Н. К. Крупская и М. И. Калинин.

Н. К. Крупская рассматривала краеведение как средство всестороннего развития личности ребенка и связи обучения с жизнью, направленное против формализма и словесного метода преподавания. “Наша школа,— говорила Н. К. Крупская,— должна научить видеть, научить читать не только печатные книги, но также и книги жизни”(2). Она писала, что В. И. Ленин “настаивал на связи школьной работы со злободневными хозяйственными задачами как всей республики, так и данной области и данной местности”(3).

А для учителя краеведение она считала очень важной областью его деятельности. “Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности... Он должен быть в сущности краеведом”(4).

М. И. Калинин считал, что наша земля, леса и горы, реки, моря и озера, промышленные центры и колхозы, т. е. все то, что в совокупности составляет содержание географии,— все должно служить материалом для воспитания. Он советовал ввести в школе “изучение местной географии” своего города или сельсовета в сельской ''школе. С изучением “местной географии”, иначе гово-

(1) “Решения III съезда Географического общества СССР”. Л., 1960, стр. 76.
(2) Н. К. Крупская. О преподавании в средних школах взрослых. Сборник статей и докладов. 1939, стр. 46.
(3) Н. К. Крупская. Соч., т. 3, стр. 46.
(4) Н. К. Крупская. Соч., т. 4, стр. 540.

ря с краеведения, начинается, по справедливому мнению М. И. Калинина, углубленное познание страны, что имеет исключительное воспитательное значение. В основу изучения географии своей местности М. И. Калинин рекомендует положить работу по составлению карты района.

В речи, произнесенной 30 января 1941 г. на Всероссийском совещании руководящих работников народного образования, М. И. Калинин отметил высокую роль краеведения как важнейшего условия для преподавания географии в школе. Приводим его высказывания:

“Если, скажем, школа находится во Фрунзенском районе г. Москвы, то пусть ученики хорошо изучат географию этого района, нарисуют его карту, нанесут на ней свою школу, окружающие дома, ближайшие улицы, площади и т. д. Если школа находится в деревне, то пусть ребята обследуют и нанесут на карту всю территорию своего сельсовета. Ведь обычно в сельсоветах нет таких карт. Вот и будет хорошо, если ученики примутся за создание карт своих сел и деревень. Лучшие из них можно будет повесить в школе, чтобы они висели там до тех пор, пока не будут созданы карты еще лучше.

Все мы очень много говорим о воспитании патриотизма. Но ведь это воспитание начинается с углубленного познания своей Родины. Следовательно, и по этим соображениям надо изучать местную географию. Но, кроме того, изучение местной географии должно преследовать ту цель, чтобы научить ребят хорошо ориентироваться на местности. Я ручаюсь, что они будут делать это с большим интересом, от их внимания не уйдет ни один бугорок, ни один ручеек и овраг. Все это они подробно нанесут на карту” ( 1).

Признавая важность краеведческой работы, многие учителя спрашивали, как поставить эту работу, с чего начать. М. И. Калинин дает ясный ответ: начинать работу по изучению своего края надо с основы географических знаний и исследований — с карты. Самостоятельное изучение местной географии поможет учащимся получить практические знания. “Наша цель — выпустить из средней школы человека, обладающего определен-

(1) “Очередные задачи народного образования”. Материалы Всероссийского совещания 27—31 января 1941 г, Наркомпрос РСФСР, 1941, стр. 98.

ной суммой знаний и умеющего оперировать ими в практической жизни”,—говорит М. И. Калинин(1).

В разрешении теоретических вопросов школьного краеведения большое значение имели труды советских ученых-географов и методистов А. С. Баркова, Н. Н. Баранского, А. А. Половинкина, В. П. Буданова, В. К. Кондакова и других.

А. С. Барков — ученый, географ, который в течение всей своей жизни много сил и энергии отдал советской школе; краеведческой работе уделял очень большое внимание. По его инициативе при АПН РСФСР в 1946 г. была организована комиссия по школьному краеведению. В задачу комиссии входила научная разработка содержания, методов и организации краеведческой работы и ее обобщение. О краеведении им написаны две статьи: “О научном краеведении” (1946) и “Еще о научном краеведении” (1949).

А. С. Барков о большом образовательном и воспитательном значении краеведения говорил, что оно только тогда может плодотворно развиваться, когда оно будет опираться на научные знания и будет связано с задачами и потребностями бурно развивающегося социалистического строительства. В краеведении, так же как в географии, метод познания территории заключается в выяснении взаимосвязей и взаимоотношений между предметами и явлениями; такой синтез необходим и в школьном краеведении. Признавая большую важность изучения своего края, он призывал учителей включиться в краеведческое движение.

А. А. Половинкин организацию и методику краеведческих работ связывает исключительно с задачей их применения в преподавании географии в школе. “Нам нужно изучать физическую географию своего края, — говорит А. А. Половинкин,— во-первых, для того, чтобы знать и понимать окружающее, а во-вторых, чтобы через изучение географических объектов своего края лучше понимать физическую географию всякой другой страны и всего земного шара”.

А. С. Барков и А. А. Половинкин высоко оценивали роль краеведческого направления в школьной работе как могучего средства борьбы с формализмом в преподавании.

(1) См.: М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании и обучении. М., Изд-во АПН РСФСР, 1948, стр. 136.

О большом значении краеведения для преподавания географии говорил В. П. Буданов. Он писал, что “конкретное, лично и в натуральную величину изученное местное дает неиссякаемый источник для сравнения в делах познания воображаемого (лично не наблюдаемого), далекого”.

Как одно из конкретных условий правильной постановки преподавания географии выдвигал школьное краеведение Н. Н. Баранский. В его фундаментальную работу “Методика преподавания экономической географии” включена специальная глава, в которой Н. Н. Баранский говорит о содержании географического краеведения, о значении краеведческого подхода и о мерах к усилению его в преподавании географии. Н. Н. Баранский пишет: “В основу школьного краеведения заложена та мысль, что свое, близкое и в природе, и в человеческой жизни, и в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и' далекое”. В то же время краеведение в процессе обучения географии позволяет переключаться “с книжных рельсов на реальную жизнь”. Он указывает на две категории связей преподавания географии с краеведением: 1) в виде приводимых учителем примеров из местной природы и местного хозяйства и 2) в виде внеклассных кружковых занятий школьным краеведением. При этом как опытный педагог Н. Н. Баранский предупреждает, что “использование примеров из местной жизни — дело очень простое, но организация школьного краеведения—дело очень сложное, трудоемкое и далеко не легкое”. В этих словах заложена мысль о необходимости постоянного, серьезного изучения края школой в целях возможно более глубокого использования результатов для преподавания географии, что, в представлении Н. Н. Баранского, доступно и по силам каждому учителю.

Но нельзя понимать так, что это не требует специальных знаний и владения методами краеведческого подхода в преподавании. Опыт учителей говорит о большом разнообразии приемов использования краеведческого материала в учебных занятиях.

Считая, что краеведение не может развиваться без соответствующей подготовки учителя, Н. Н. Баранский предлагает программу книги, которая должна быть написана по каждому крупному району страны в помощь школе.

 

Эта книга, по мнению Н. Н. Баранского, должна содержать три части:

1. Общую характеристику природы, населения и хозяйства данного района с подчеркиванием моментов, важных с краеведческой точки зрения.

2. Подробную программу для краеведческого описания микрорайонов и населенных пунктов (сел, городов, городских поселков и т. д.) данного района.

3. Несколько (от 3 до 5) образцовых краеведческих описаний разного рода объектов, взятых из данного района.

В целях улучшения методической подготовки учителей географий с 1954 г. был включен в учебный -план педагогических институтов практикум по краеведению. В некоторых педагогических институтах начали проводиться комплексные исследования местной территории хозяйства. В государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина создана проблемная лаборатория комплексных территориальных исследований. Ряд институтов создал краеведческие кабинеты (Тамбовский институт).

Таким образом, школьное краеведение, а за ним и краеведение в педагогических вузах к настоящему времени получили большое развитие. Накоплен также богатый опыт многих учителей. Он подтверждает, что в .Процессе преподавания географии краеведческий материал, во-первых, служит источником для формирования географических понятий, во-вторых, может использоваться в качестве примеров и иллюстраций при изучении предмета, в-третьих, родной край дает наибольшие возможности и создает лучшие условия для практического применения приобретенных знаний.

Литература

Баранский Н. Н. Девять конкретных предложений по реальной борьбе с формализмом в преподавании географии. Сб. “Экономическая география в средней школе”. М., Географгиз, 1957.
Коленкин А. А. Развитие географических экскурсий учащихся средней школы в СССР за 40 лет. “Ученые записки Московского пединститута им. В. П. Потемкина”, т. 101. М., 1959. ; - “Краеведение”. БСЭ, изд. 3, т. 13.
“Краеведение”. КГЭ, т. 2. М., 1961.
“Программы по географии”, изд. 1951, 1954, 1957, 1961, 1967, 1973 гг.
“Решение III съезда Географического общества СССР”. Л., 1960.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ
В ПРОЦЕССЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ