ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО СТРАНОВЕДЕНИЮ


ОГЛАВЛЕНИЕ

  Стр.
Введение…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ  
1.1. Страноведение как наука………………………………………………….
1.1.1. Объект, предмет и методы страноведения………………………..
1.1.2. Типы комплексного страноведения……………………………….
1.1.3. Программа страноведческого исследования……………………...
1.1.4. Современные концепции страноведения…………………………
1.1.5. Функции страноведения……………………………………………
1.2. Глобальные пространственные структуры……………………………….
1.2.1. Тенденции глобального развития………………………………….
1.2.2. Цивилизации мира………………………………………………….
1.2.3. Геоэкономическая структура мира………………………………..
1.3. Классификация и типология в страноведении…………………………...
1.4. Опорные элементы комплексных страноведческих характеристик……
1.4.1. Территория в страноведении………………………………………
1.4.2. Географическое положение (ГП) страны…………………………
1.4.3. Природа страны…………………………………………………….
1.4.4. Расселение страны………………………………………………….  
1.4.5. Инфраструктура в страноведении…………………………………  
1.4.6. Территориальная структура хозяйства в страноведении………..  
ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА  
2.1. Многообразие стран современного мира………………………………...  
2.2. Типология стран мира……………………………………………………..  
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ТУРИСТСКОГО ИЗУЧЕНИЯ СТРАН  
3.1. Географическое положение страны………………………………………  
3.2. Природные условия и ресурсы……………………………………………  
3.3. Население и народы……………………………………………………….  
   
   
   
Приложение…………………………………………………………………………  
Библиографический список…………………………………  

 


Введение

 

Страноведение составляет не только главный потенциал учебной географии, но и, как отмечал выдающийся отечественный географ Н. Н. Баранский, через страноведение географическая наука вводится «общепризнанным элементом в сокровищницу национальной культуры».

Термин «страноведение», широко используется в географии, ис­тории и ряде других наук, он означает, что основным объектом изучения является та или иная страна, крупные части (районы) или регионы страны. В Большом энциклопедическом и в Географическом энциклопедическом словарях этот термин толку­ется как «географическая дисциплина, занимающаяся комплекс­ным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разно­родные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации», т.е. страноведение рассматривается как часть географической науки. Ничего не сказано о значении стра­новедения в истории, общей культуре, туризме и других сферах человеческой деятельности. Но страноведение – важная составная часть туризма как вида деятельности и системы учебных дисцип­лин для подготовки высокообразованных, профессиональных кад­ров для турбизнеса.

Доктор географических наук, профессор Н.С.Мироненко, от­мечая, что существенным фактором развития любой науки явля­ется общественная потребность в ней, выделяет четыре группы таких потребностей и соответственно четыре группы социально-экономических функций, выполняемых комплексным странове­дением. Туристское страноведение осуществляет следующие функции:

· просветительскую – создание «образов» стран, государств, которые необходимы самым широким слоям общества и ряду пред­приятий (рекламы, маркетинга);

· информационную – сбор, хранение и предоставление воз­можностей использования широкого набора сведений о природе, населении, народах, культуре, экономике страны, ее особенно­стях и типичных чертах;

· развивающую – международные и внутригосударствен­ные связи и отношения, которые стали основой для развития в разных странах турбизнеса, создания и публикации путево­дителей, оптимизации деятельности предприятий и организаций, существующих в сфере коммерческого туризма;

· учебную – в системе учебных заведений, подготавливающих специалистов по туризму.

По уровню развития страноведения можно судить, насколько проявляются в системе географических наук интегративные идеи, способные сохранить целостность этой системы. Периоды раздробленности географического знания всегда отрицательно сказывались на состоянии комплексного исследования как собственной страны, так и зарубежных регионов и стран. Как показывает история, крупные страноведы, всегда требовали от географии сохранения ее методологического единства и глубокого философского осмысления полученных знаний.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАНОВЕДЕНИЯ