АРИСТОТЕЛЬ 1 страница
СОКРАТ
ПЛАТОН
АРИСТОТЕЛЬ
СЕНЕКА
СОКРАТ. ПЛАТОН. АРИСТОТЕЛЬ. СЕНЕКА:
Биогр. очерки. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998.—416с.
В настоящее издание включены очерки о жизни и деятельности великих мыслителей древности, впервые опубликованные в конце прошлого века в биографической серии «Жизнь замечательных людей» известного русского издателя Ф. Ф. Павленкова. Имена Сократа, Платона и Аристотеля олицетворяют расцвет древнегреческой философии, сказавшей определяющее влияние на всю европейскую культуру. Этическое учение древнеримского философа-стоика Сенеки во многом предвосхищает христианскую мораль, оно, по словам А. Ф. Лосева, полно предощущений, поражающих сознание даже искушенного человека современности. Будучи великими мыслителями, Сократ, Платой, Аристотель и Сенека прожили удивительные, часто загадочные, порой трагические жизни, о которых и рассказывается в очерках.
Сборник представляет интерес для широких кругов читателей.
Сдержание
СОКРАТ
Его жизнь и философская деятельность
Биографический очерк Е. Орлова
I
Место Сократа в ряду великих личностей истории. — Его рождение и первоначальное образование. — Общественные влияния — политические и эстетические. — Вступление на философское поприще. — Его бедность и отношение к вопросу о насущном хлебе. — Его жена и отношение ее к Сократу. — Взгляд философа на софистов и денежные отношения между учителем и учениками. — Сенсационная внешность и манеры Сократа. — Обаяние его речей и личности. — Его интеллектуальные особенности. — Нравственные качества. — Довольствование малым и отсутствие аскетизма. — Взгляд на наслаждения и страдания. — Самообладание. — Мужество. — Цельность и исключительность его натуры. — Его «демон» 5
II
Источники. — Сократово сознание своего невежества. — Что такое знание для Сократа? — Этика и прочие науки. — Презрение к естественным и физическим наукам. — Исторический момент. — Крушение древнего строя и миросозерцания. — Роль софистов: их заслуги и недостатки. — Отношение к ним Сократа и исходная точка его философии. — Добродетель — знание. — Добродетель — благо. — Значение логических определений и их место в Сократовой системе. — Диалектический метод и эленх. — Иллюстрация Сократовых приемов. — Религиозные и политические убеждения Сократа 34
III
Пункты обвинения против Сократа. — Насколько они основательны. — Что способствовало их успеху. — Гордое поведение Сократа на суде. — Обвинительный вердикт и вопрос о наказании. Последняя речь. — Сократ в тюрьме. — Его последний день и смерть 80
ПЛАТОН
Его жизнь и философская деятельность
Биографический очерк Е. Орлова
I
Наши сведения о Платоне. — Его рождение, семья и первоначальное образование. — Встреча с Сократом, их взаимные отношения. — Путешествия Платона. — Влияние Пифагорейской философии. — Три поездки на Сицилию и политические мечтания Платона. — Смерть его. — Его внешность и характер. — Политические убеждения и влияние на современников. — Деятельность Платона. —Школа и метод. — Диалогическая форма Платоновых сочинений: ее преимущества и историческое значение. — Художественность диалогов и их неудобочитаемость. — Подлинность диалогов и невозможность их классифицировать. — Отсутствие системы и характер Платоновых доктрин. — Теория Шлейермахера и Германца. — Хронологический порядок диалогов и разделение философской системы Платона на три отдела 101
II
Исторический момент. — Мир материальный и мир идеальный. — Идеи — их природа и отношение к предметам чувственного восприятия. — Иллюстрация. — Коренное противоречие в платоновском миросозерцании. — Знание реальное и мнимое. — Орудие истинного познавания. — Важность вопроса об абсолютном знании. — Ответ на него Платона — теория воспоминания. — Ее произвольность и значение в истории мысли. — Выводы практической морали и их исторический смысл. — Иерархия идей. — Высочайшее благо. — Божество. — Сотворение мира. — Косное начало. — Материальная форма. — Мировая душа. — Космология — Психология. — Природа души. — Добродетель. — Любовь 147
III
Значение политических взглядов Платона для настоящего времени. — Утопии вообще и платоновская в частности. «Республика». Возникновение обществ и их органические элементы. — Ошибочность платоновских взглядов. — Политические формы общества и их недостатки. — Идеальное 'правление философов. — Роль воспитания. — В чем оно состоит: гимнастика, музыка, поэзия и математика. — Значение этих предметов образования. — Цели воспитания: распределение общественных обязанностей и прав и реализация высшего блага. — MКлассы и их добродетели. — Коренная ошибка платоновской схемы. — Необходимость в обществе единодушия и согласия. — Взгляды Платона на частную собственность и семью. — Уничтожение обоих институтов. — Брачное сожительство и положение детей. — Неестественность платоновского режима. — Положение женщины, ее права, обязанности и воспитание. — Основной недостаток платоновского миросозерцания 177
АРИСТОТЕЛЬ
Его жизнь, научная и философская деятельность
Биографический очерк Е. Ф. Литвиновой
Предисловие 209
I
Отец Аристотеля. — Первоначальное воспитание в Македонии и в Стагире. — Переселение в Афины. Аристотель — слушатель Платона. — Школа красноречия, основанная Аристотелем в Афинах. — Путешествие Аристотеля в Малую Азию. — Смерть его друга Гермия. — Женитьба Аристотеля на Пифиаде. — Гимн Аристотеля «добродетели». — Аристотель — воспитатель Александра Македонского. —Вторичное переселение в Афины. — Открытие философской школы. — Смерть Пифиады. — Вторая женитьба. — Смерть Александра Македонского. — Отношение Аристотеля к афинским демагогам. — Удаление в Халкиду. — Смерть Аристотеля. — Завещание Аристотеля. — Главные черты характера Аристотеля, влияние их на его философию 211
II
Аристотель и Платон. — Аристотель и Демосфен. — Аристотель и Каллисфен. — Аристотель и Александр Великий. — Два рода бессмертия. — Бессмертная жизнь и бессмертные мысли 234
III
Общий характер философии Аристотеля и сравнение ее с философией Платона. — Логика Аристотеля. — Реальное знание. — Физика. — Астрономия. — Метеорология. — Учение об
органической природе 252
IV
Учение о душе. —Психология. —Антропология и физиология. — «Этика». — «Политика». — О воспитании и музыке. — О власти и рабстве. — Теория поэзии. — Современные взгляды на общие заслуги Аристотеля 275
V
Первые последователи Аристотеля в Греции. — Философская школа перипатетиков. — Судьба сочинений Аристотеля. — Недавно открытая рукопись Аристотеля. — Выдержка из сочинения Аристотеля об Афинской республике 303
СЕНЕКА
Его жизнь и философская деятельность
Биографический очерк П. Краснова
I
Родина Сенеки. — Его отец, мать, тетка. — Братья Сенеки: Галлион и Мела. — Племянники: Новатилла и поэт Лукан. — Общая даровитость семьи 315
II
Детство и ранняя молодость Сенеки. — Его физическое воспитание. — Болезненность. — Образование. — Наставники Сенеки в философии: стоик Аттал, пифагореец Сотион, циник
Деметрий, эклектик Фабиан Папирий. — Первый этюд по естествознанию 323
III
Адвокатура Сенеки. — Столкновение с Калигулой. — Трактат «О гневе». — Знакомство с Юлией и изгнание на остров Корсику 331
IV
Элегии Сенеки по поводу его изгнания. — Послание к Полибию.— Послание к Гельвии. — Образ жизни на Корсике и предпринятые ьво время ссылки ученые труды 338
V
События в Риме. — Возвращение Сенеки из ссылки. — Его товарищи при дворе. — Аницет и Афраний Бурр. — Воспитание Нерона. — Его успехи в риторике. — Занятия философией. — Хорошие стороны в характере Нерона 345
VI
Новые друзья. — Марция. — Павлин. — Вторая жена Сенеки, Помпея Паулина. — Анней Серен. — Фабий Рустик. — Луцилий. —Императрица Агриппина. —Интимные философские вечера 351
VII
Смерть Клавдия. — «Апоколокинтозис». — Первые шаги царствования Нерона. — Борьба с Агриппиной. — Роман Нерона и Акты. — Богатство Сенеки 358
VIII
Процесс Суиллия. — Упреки Сенеке за его богатство. — Послания к Галлиону «О счастливой жизни» и к Серену «О неуязвимости мудреца». — Трактат «О благодеяниях». — Взгляды Сенеки на рабов 367
IX
Смерть Агриппины. — Участие Сенеки. —Просьба об отставке. —Донос Романа. — Пожар в Риме. — Покушение отравить Сенеку. — 103-е письмо к Луцилию 375
X
Умеренный образ жизни Сенеки. — Изучение философии Эпикура. — «Письма к Луцилию». — Мысли о смерти 383
XI
Заговор Пизона. — Смерть Сенеки 394
XII
Сенека как государственный деятель, человек и писатель. — Сходство его идей с христианскими. — Отношения к Сенеке христианских писателей, романских и германских историков. — Русские переводы сочинений Сенеки 399
СОКРАТ
Его жизнь и философская деятельность
I
Место Сократа в ряду великих личностей истории, — Его рождение и первоначальное образование. — Общественные влияния — политические и эстетические. — Вступление на философское поприще. — Его бедность и отношение к вопросу о насущном хлебе. — Его жена и отношение ее к Сократу. — Взгляд философа на софистов и денежные отношения между учителем и учениками. — Сенсационная внешность и манеры Сократа. — Обаяние его речей и личности. — Его интеллектуальные особенности. — Нравственные качества. — Довольствование малым и отсутствие аскетизма. — Взгляд на наслаждения и страдания. — Самообладание. — Мужество. — Цельность и исключительность, его натуры. — Его «демон»
________________
Среди всех великих личностей, которыми так богата была Древняя Греция, вряд ли найдется одна, чье имя было бы более популярно, нежели имя Сократа. Почти 23 века промчалось с того момента, когда в тюремной келье, чуть-чуть озаренной догорающими лучами солнца, скончался афинский мудрец, ясный и спокойный, как летний вечер. Человечество с тех пор успело пройти длинный и тернистый путь, полный борьбы и увлечений, горя и радостей, поражений и
торжества. Народы приходили и уходили, государства слагались и разрушались, и новые идеалы и новые интересы сменялись как в калейдоскопе, то появляясь на горизонте исторической жизни, то исчезая во мраке прошлого. Но ни эта бесконечная смена событий, ни даже вся длинная вереница великих мыслителей и. поэтов, ученых и художников, общественных деятелей и моралистов, царивших над умами целых поколений, не могли ни на минуту заслонить от взоров человечества удивительный образ Сократа. Беспримерная чистота его нравственного облика, сугубо эллинское единство его учения и жизни и полная гармоничность его поступков и мотивов — все это сплетается в нем в одно неразрывное целое, подобно тем многоразличным цветам, которые составляют солнечный луч. Биография, конечно, не панегирик, и, действительно, нам придется указать на некоторые крупные недостатки в его учении и миросозерцании; но мы напрасно стали бы искать во всей галерее замечательных личностей истории другую, которая в нравственном отношении была бы так совершенна, как Сократ.
Сократ был сын Софрониска, бедного афинского ремесленника-ваятеля, и Фенареты, повивальной бабки, которая была уже раз замужем до того и имела от первого брака сына Патрокла. Предание, в правдоподобии которого у нас нет оснований сомневаться, уверяет нас, что род Софрониска был весьма древний и знатный, возводя свою генеалогию к Дедалу, которому греческая мифология приписывала введение в Афинах различных искусств и ремесел и сын которого Икар сделал безумную попытку подняться на восковых крыльях к солнцу и стал благодаря этому олицетворением тщеты человеческих стремлений к божественному идеалу.
Что Сократ родился в Афинах, — в этом нет никакого сомнения; но самый год рождения его до сих пор остался невыясненным. Одни полагают, что он увидел свет в 471 году до Рождества Христова, другие — что в 469 году, а третьи утверждают даже, что в 468-м1. Вторая из этих дат, однако, наиболее вероятна, так как в своей речи на суде, то есть в 399 году, Сократ, если верить Платону, заявлял, что он — 70-летний старик. Вообще же первая половина его жизни — до вступления на поприще философской деятельности — нам мало известна, и только при помощи посторонних данных мы в состоянии кое-как дополнить наши скудные сведения об этом периоде Сократовой жизни. Так, например, мы почти ничего не знаем из того, чему и как он учился: мы лишь можем делать некоторые догадки на основании дошедших до нас сведений о положении образования в древних Афинах вообще. Семи лет, вероятно, он стал посещать школу, так как начальное образование было тогда для всех обязательное и начиналось именно с этого возраста. Из истории Греции мы знаем, чему там учились: чтение, письмо и немного арифметики составляли единственные научные предметы тогдашних школьных программ: ни языки, ни география, ни история, ни естествознание, ни другие подобные отрасли знания, входящие в круг современного образования, тогда еще не существовали, а потому не могли и преподаваться. Взамен этого греческие мальчики и юноши обучались двум вещам, теперь почти совершенно изгнанным из программ наших общеобразовательных учебных заведений,
______________________
1В настоящее время общепринятой датой рождения Сократа считается месяц фаргелион (май—июнь) 469 г. до н. э. — Здесь и далее примечания В. В. Сапова.
а именно гимнастике и музыке. Древние общины не знали ни постоянных армий, ни подразделения народа на сословия гражданское и военное. Каждый член их так же свободно владел мечом или луком, как и плугом, и должен был ежеминутно быть наготове выступить в поход и защищать свое отечество с оружием в руках. Телесные упражнения поэтому везде в древнем мире играли большую роль: это был предмет государственной необходимости; но еще большую роль они играли в Греции, — Спарте и Афинах, — где военное дело и было возведено в степень искусства. Малочисленные, но стройные и дисциплинированные армии их разбили наголову несметные, но дикие полчища персов, и этим они немало были обязаны своей научной системе гимнастики.
Музыка также имела значение более широкое, нежели теперь: она была не только одним из изящных искусств, способствующих всестороннему культурному развитию личности, но и учреждением общественной важности. Она была тесно связана со всей религиозно-нравственной системой, на которой покоилось греческое общество, и подразумевала не только пение и игру на инструменте, но и чтение и заучивание наизусть стихов из национальных поэтов, как Гомер и Гескод, — этих несокрушимых и чуть ли не главных авторитетов в области религии и морали. В сферу музыки входила также и пляска, которой сопровождались религиозные и другие процессии, занимавшие столь высокое место в общественной жизни Греции.
Всему этому, стало быть, должен был обучаться и Сократ, но, конечно, было бы печально, если бы образование его ограничилось одним этим. Плутарх, или, скорее, псевдо-Плутарх— передает нам, что богатый
Критон, впоследствии ученик и друг Сократа, встретившись с последним, тогда еще юношей, был так поражен его умом и дарованиями, что взял его из отцовской мастерской и послал на свой счет к лучшим учителям тога времени. Достоверность этого рассказа, по хронологическим и другим соображениям, справедливо оспаривается; но тот факт, что Сократ еще в юные годы ходил слушать выдающихся философов и изучал под их руководством все высшие области тогдашнего знания, весьма вероятен. Он был довольно хорошо знаком с геометрией и астрономией и имел сносные знания по философии в системах Парменида, Гераклита, Демокрита, Анаксагора и Эмпедокла, Предпоследний даже, говорят, был его учителем, но, насколько это верно, мы не беремся судить. Во всяком случае, ни этот философ, ни другие не сыграли в развитии Сократа большой роли. Греческая жизнь, как мы это увидим ниже, уже оставила далеко позади космофизические умозрения старых мыслителей, и Сократ напрасно искал у них ответа на возникавшие в его голове вопросы. Он не нашел удовлетворения ни в одной из существовавших тогда школ и одинаково отрицательно относился к Гераклиту, как и к Демокриту, к Пармениду, как и к Эмпедоклу, считая их всех мечтателями, даром потратившими свои силы на предметы, недоступные нашему познанию и маловажные по своему практическому значению. Сократа воспитала сама жизнь: это была та школа, которая заменила ему всякую теоретическую подготовку и умственную дисциплину, столь важные в большинстве других случаев. То был один из самых замечательных моментов в истории европейского человечества. Персидские войны только что окончились, и Восток отступил перед
соединенными силами Эллады, тогда впервые сознавшей свое расовое единство и общность своей культуры. Громадный подъем национального духа был непосредственным результатом этого сознания, и одновременно с коренным переворотом в области экономических политических и нравственных отношений страны последовал тот взрыв благороднейших эмоций и идей, который вызвал беспримерный в истории расцвет поэзии и искусства во всех их формах. Читатель, желающий поближе познакомиться с этой замечательной эпохой, должен обратиться к всеобщей истории Греции; здесь же мы можем лишь указать на те черты в условиях жизни того времени, которые не могли не иметь громадного воспитательного значения для развития личности Сократа. Она стала слагаться в период, непосредственно следовавший за периодом освободительных войн: победоносный отголосок их не успел еще умолкнуть и на подмостках жизни все еще подвизались герои незабвенных Марафона и Саламина. Афинам, родине Сократа, суждено было принять особенно деятельное участие в борьбе за национальное существование, и на них-то поэтому с наибольшей силой отразились все перемены, теперь происшедшие. Они достигли кульминационного пункта в своем политическом и гражданском развитии: последние оковы, тяготевшие еще на правоспособности народной массы, были теперь сняты, и все политическое здание от самого верха до низа было перестроено согласно с требованиями новой жизни. За каждым свободным членом афинской общины был обеспечен максимум прав личных и гражданских, и, что не менее важно, пользование этими правами вменялось общественным мнением в обязанность каждому. Древние
общества не знали принципа представительства, а считали за необходимое условие нормальной политической жизни и за единственную гарантию своей свободы личное участие граждан в отправлении политических функций. Сам державный народ в своей коллективной личности являлся законодателем, судьей и администратором, и нигде теория не реализовалась с большей полнотой, чем в Афинах. Народное собрание — агора — было высшим политическим органом страны: оно избирало должностных лиц, обсуждало внешнюю и внутреннюю политику, устанавливало бюджет, издавало законы, отправляло правосудие и имело верховный надзор за администрацией, религией и общественной нравственностью. Такого рода политическая жизнь, естественно, являлась могучим фактором в развитии не только общественных инстинктов, но и целого ряда моральных и интеллектуальных качеств, вырастающих лишь на почве свободных гражданских отношений.
Но и помимо социальных влияний афинская жизнь представляла столько стимулов, как ни одна историческая обстановка другого какого-нибудь народа. Эллинская культура достигла своего зенита. Искусство — пластика, живопись, поэзия и драма — сбросило стеснявшие его архаические формы и условности и предстало во всей красоте и грации идеализированной природы. Акрополь украсился благороднейшими произведениями человеческого гения в области архитектуры и скульптуры, а на подмостках народных театров происходили музыкальные и поэтические состязания и ставились бессмертные драмы Эсхилов и Софоклов. На площадях, рынках и улицах, под величественными портиками или под открытым небом, сверкающим
южной синевой, собирались группы горожан и раздавались оживленные и меткие разговоры о высочайших проблемах жизни и искусства. Все кипело избытком сил, интеллектуальных и физических, идеи сталкивались и скрещивались, мнения сходились и шлифовались, и вся духовная жизнь билась ускоренным и горячим пульсом.
В такой среде вырос Сократ, и можно смело утверждать, что лучшей воспитательной обстановки было бы трудно придумать. Он унаследовал от отца его ремесло, и вплоть до II века от Рождества Христова по дороге к Акрополю иностранцам показывали группу одетых в покрывала Харит (граций), которые приписывались Сократу. У нас, в настоящее время, нет никакой возможности решить, в самом ли деле эта группа была его работой, но мы тем не менее вправе усомниться в этом, встречая со всех сторон заверения, что он оставил свое ремесло рано и, по-видимому, никогда не чувствовал большой любви к нему. Что заставило его решиться на этот шаг, мы также не знаем. Сомнительные авторитеты передают, что 25 лет от роду он встретил Протагора, знаменитого философа того времени, который своими речами и идеями оказал такое сильное впечатление на его восприимчивую натуру, что Сократ решил посвятить себя исключительно философии. Особенно невероятного в этом ничего нет, как нет его в другом предании, приписывающем решающее значение для мысли Сократа встрече его с Аспасией. Мы можем лишь оспаривать — что мы и делаем — факт личного влияния этих выдающихся личностей на Сократово миросозерцание и судьбу, но никак не их посредствующую роль как представителей и основателей особых течений в афинской жизни
и мысли той эпохи. Как мы это увидим ниже, сократовская философия была истым законным детищем своего времени, а потому являлась крестницей и Протагора, и Аспасии, и Продика, и многих других великих деятелей, которым Сократ мог быть обязан своим развитием и без личного знакомства с ними. Как бы то ни было, Сократ довольно рано почувствовал стремление к философской деятельности, но только после долгой, почти 15-летней работы мысли, — о которой, к сожалению, до нас не дошло никаких сведений, — он решился вступить на публичное поприще в качестве учителя философии. Это не значит, конечно, что все эти годы он провел в совершенном уединении и неизвестности, разрабатывая свое миросозерцание в собственном мозгу, а затем, подобно Афине Палладе, выскочившей в полном вооружении из головы Зевса, явился в одно прекрасное утро на городскую агору с готовой и стройной системой идей. Дело, вероятно, обстояло так, что, не бросая еще своей профессии, он все больше и чаще занимался проблемами философии, то раздумывая над ними за работой, то в свободное время делясь своими мыслями с друзьями. Так дело продолжалось, быть может, целые годы, но по мере того, как взгляды его прояснялись и определялись, подобно очертаниям материка средь спадающей воды, он все чаще осмеливался выходить на площадь, затрагивать разглагольствующих там риторов, диспутировать с ними и излагать свои мнения, свои идеи. Он все яснее и яснее начинал сознавать свое превосходство над соперниками, успех стимулировал его мысль и рвение, он становился популярен, его окружала толпа, — и, наконец, бросив окончательно свое ремесло, он совершенно отдается своей новой деятельности. С
тех пор он уже более не принадлежит себе, и к 430 году, когда Сократу было уже около 40 лет, мы застаем его на том посту, на котором он геройски простоял до самого момента своей смерти. Во имя этой деятельности он забыл все и вся, и семью, и заботу о насущном хлебе, и ремесло, и политику. Он был беден: предание о том, что отец оставил ему землю и 80 мин деньгами (мина — 40 руб.)1, которые он отдавал в рост, мы можем, не колеблясь, причислить к той клевете, которую так много и так усердно распространяли после его смерти эпикурейцы и другие философские и политические его противники. Мы имеем точное свидетельство Ксенофонта, человека, который особенно близко стоял к философу, что все его имущество, недвижимое и движимое, вряд ли стоило больше пяти мин; да и сам Сократ с трогательной простотой заявляет на суде: «Моя работа так поглощает меня, что у меня нет времени ни заниматься вопросами политики, ни заботиться о своем материальном благосостоянии. Я — нищий, благодаря моей покорности велениям Божества».
Само собою разумеется, что такое отношение к «земным благам» не проходило ему даром. Судьба наградила его женой, вульгарность и сварливость которой доставили ей такую же громкую репутацию, как супружеские добродетели другой греческой жене — Пенелопе. То была знаменитая Ксантиппа, ставшая притчей во языцех уже в свое время и продолжающая быть таковою и поныне. Говорили, что у Сократа была еще одна жена, — некая Мирто, дочь или внучка Аристида:
______________
1 Мина — древнегреческая денежная единица, равная 100 драхмам, или 436,6 г серебра.
по одним источникам, философ был женат на ней до Ксантиппы, по другим — после нее, а по третьим — даже одновременно с ней; но предание это столь очевидная нелепость, что новейшие биографы даже и не упоминают о нем. Во всяком случае, был ли женат Сократ однажды, или дважды, или больше, — роль в его судьбе сыграла одна — бессмертная Ксантиппа. Как и многим другим женщинам в ее положении, ей тяжело было видеть, как муж, во имя каких-то завиральных идей и непонятных для нее, как китайская грамота, идеалов, махнул рукой на хозяйство и семью, проводя целые дни на улицах в «бесплодных» разговорах и оставляя ее с тремя детьми не только без средств, но часто и без куска хлеба. Ее еще больше бесило, когда она видела других подобных ему «болтунов» богатеющими день ото дня, в то время как ее Сократ, ходивший в заплатанном хитоне, с гордостью гидальго отказывался от подарков и помощи, которые ему так часто и так деликатно предлагались людьми различных положений — от Архелая, царя македонского, до собственных его учеников. Естественно, что она ему часто устраивала такие сцены, что он должен был бежать из дома, утешаясь лишь тем, что, перенося эти испытания, он приучается тем переносить другие, еще большие. Раз даже, говорят, она в сердцах облила его ушатом помоев, но философ только утерся, добродушно приговаривая, что такой катастрофы как раз и следовало ожидать, так как после грома всегда бывает дождь. Словом, Ксантиппа была в полном смысле этого слова «дома с мужем сатана», но, к сожалению, она далеко не была ангелом и при людях: она не раз выгоняла из дома его учеников и друзей, осыпая их отборной бранью, на какую только способна вульгарная
женщина. При всем том мы не станем на нее негодовать, как это принято делать; напротив, мы отдадим ей полную справедливость за ее несомненную, хотя и своеобразную, любовь к мужу и детям, заботы о которых, быть может, занимали в ее уме больше места, нежели мысль о самой себе. Ксантиппа, в сущности, далеко не была зла: она лишь не понимала Сократа и, не видя материальных, то есть денежных результатов его деятельности, естественно, восставала со всей силой своей узкой души против его «беспорядочного» образа жизни. Но в самом ли деле это уже такое крупное и, главное, редкое преступление, как на это принято смотреть? Несомненно, она не была идеальной женой, любящим другом и товарищем, соучастницей в работе мужа и пр. и пр.; но много ли таких идеальных жен найдется теперь? Нынче мужей редко обливают грязной водой, но непонимание, равнодушие или черствость царят в настоящее время с такой же силой, как и прежде, и смотреть на Ксантиппу, как на какое-то чуть ли не чудовище, по крайней мере, лицемерие.
С другой стороны, было бы странно, чтобы не сказать больше, упрекать Сократа за его небрежное отношение к жене и детям, как то делают некоторые биографы в своем рвении реабилитировать попранные репутации вроде Ксантипповой. Без сомнения, Сократ не был образцовым семьянином, но он был образцовым человеком, — а одно вполне стоило другого. Очень может быть, что, оставаясь при своем ремесле, он сумел бы довольно сносно примирить интересы семьи с требованиями долга перед обществом; но раз сознание этого долга настолько заполонило его ум, что оттеснило на задний план все прочее, даже благополучие
его собственное и родных ему лиц, то нам следует скорее удивляться бескорыстию и благородству Сократа, нежели осуждать его равнодушие к требованиям практической жизни. Сделать же из своей деятельности карьеру или профессию, как то делали другие, или, по крайней мере, обставить ее так, чтобы она доставляла ему средства к жизни, было для него решительно невозможно: по его глубокому убеждению, взимание платы за преподавание или даже принятие добровольных подарков было одним из величайших актов безнравственности, какой только может совершить философ. Мы все знаем, какие страстные нападки со стороны Сократа, а еще больше Платона и Аристотеля навлекали на себя так называемые софисты за то, что они взимали плату за слушание лекций и ставили ее непременным и предварительным условием допущения в число своих учеников. И мы, в наш век, когда не только физический, но и умственный труд и способности выносятся на рынок, продолжали повторять эти самые стереотипные фразы о безнравственности, продажности и корыстолюбии софистов лишь со времени Грота — первого, кто осмелился поднять оружие в защиту этих людей, — наши фарисейские причитания стали понемногу умолкать; но, с другой стороны, мы все же не должны упускать из виду той доли справедливости, которая заключалась в словах Сократа и Платона, когда они обвиняли софистов в торгашестве и бесстыдстве. Правда, в ту эпоху, о которой идет речь, экономические отношения Афин, благодаря значительному разделению труда и системе рыночной отчуждаемости продуктов, достигли такой сложности, что человек, отдававший все свои силы и время на преподавание философии, имел право, за неимением