Подбор шпонок входного и выходного хвостовиков
Входной вал.
При диаметре хвостовика 25 мм и длине хвостовика 60 выбираем шпонку со следующими параметрами:
b = 8 мм;
h = 7 мм;
s = 0.25 мм;
t1 = 4 мм;
t2 = 3.3 мм.
Длину шпонки назначим примерно на 8...10 мм меньше длины хвостовика, согласно стандартному ряду длин для шпонок:
l = 45 мм.
Выходной вал.
При диаметре хвостовика 45 мм и длине хвостовика 110 выбираем шпонку со следующими параметрами:
b = 14 мм;
h = 9 мм;
s = 0.4 мм;
t1 = 5.5 мм;
t2 = 3.8 мм.
Длину шпонки назначим примерно на 8...10 мм меньше длины хвостовика, согласно стандартному ряду длин для шпонок:
l = 90 мм.
Подбор подшипников качения на заданный ресурс
Расчет подшипников проводится по рекомендациям Дунаева П.Ф., Леликова О.П. [1, стр. 105-112].
Подшипники червячного вала
Исходные данные для расчета: частота вращения вала n = 2910.6 мин-1; требуемый ресурс при вероятности безотказной работы 90%: L'10ah = 26280 ч.; диаметр посадочных поверхностей вала d = 35 мм; максимальные длительно действующие силы: Fr1max = Fr/2 = 585.64 Н, Fr2max = Fr/2 = 585.64 Н, FAmax = 3313 Н; режим нагружения - 0 - постоянный; ожидаемая температура работы tраб = 50oC.
Для типового режима нагружения 0 коэффициент эквивалентности KE = 1. Вычисляем эквивалентные нагрузки:
Fr1 = KEFr1max = 1 ∙ 585.64 = 585.64 Н;
Fr2 = KEFr2max = 1 ∙ 585.64 = 585.64 Н;
FA = KEFAmax = 1 ∙ 3313 = 3313 Н.
Предварительно назначаем роликовые конические подшипники легкой серии 7207A.
Для выбранной схемы установки подшипников следует:
Fa1 = FA = 3313 Н;
Fa2 = 0.
Дальнейший расчет производим для более нагруженной опоры 1 (подшипниковый узел фиксирующей опоры червяка образуют два одинаковых подшипника).
1. Для принятых подшипников из табл. 24.10 [1] находим:
Cr = 48400 Н;
C0r = 32500 Н;
Y = 1.6;
e = 0.37
Суммарно для двух подшипников:
Cr = 96800 Н;
2. Отношение Fa/(VFr) = 3313/(1∙585.64) = 5.657, что больше e = 0.37 (V=1 при вращении внутреннего кольца).
Определим значение угла α:
α = arctg(e/1.5) = arctg(0.37/1.5) = 13.75o.
Тогда для двухрядных конических роликовых подшипников [1, стр. 106]:
X = 0.67;
Y = 0.67∙ctgα = 2.74;
3. Эквивалентная динамическая радиальная нагрузка
Pr = (VXFr + YFa)KбKт.
Принимаем Kб [1, табл. 7.4 стр 107]; Kт = 1 (tраб < 100o).
Pr = (1 ∙ 0.67 ∙ 585.64 + 2.74 ∙ 3313) ∙ 1.4 ∙ 1 =
= 13258 Н.
4. Расчетный скорректированный ресурс подшипника при a1 = 1 (вероятность безотказной работы 90%, табл. 7.5 [1]), a23 = 0.7 (обычные условия применения, см. стр. 108 [1]), k = 3.33 (роликовый подшипник):
L10ah = a1a23∙(Cr/Pr)k ∙ (106/60n) =
= 1 ∙ 0.7 ∙ (96800/13258)3.33∙(106/60∙2910.6) = 3007 ч.
5. Так как расчетный ресурс меньше требуемого: L10ah < L'10ah (3007 < 26280), то назначенные подшипники 7207A непригодны. При требуемом ресурсе 90%.