Сотворение человека – его природа

АНТРОПОЛОГИЯ

Введение. Антропология – anqrwpoj антхропос (человек) и логия logia (учение). Учение о человеке – понимание его природы и предназначения в контексте всего творения.

Что есть человек? Какова его природа?

· Просто молекулы?

· Комбинация химических соединений и реакций, которые определяют его жизнь?

· Всего лишь высшее животное?

После раскрытия генетического кода и выявления электрической основы деятельности головного мозга, ответ на этот вопрос стал еще труднее для человека, который не имеет в своей основе откровения Божия.

Даже христианам сложно до конца разобраться и понять человеческую природу. Здесь многое пока на уровне интуиции:

«Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1 Кор. 13:12-13).

Но ответ на этот вопрос (знаем мы его или нет) – оказывает огромное влияние на наше мышление, взгляды, нашу деятельность, на всю нашу жизнь.

Для христианина самое важное – это понимание истины:

ТО, ЧТО ГОВОРИТ О ЧЕЛОВЕКЕ БИБЛИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ ЯКОРЕМ В МОРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ИСКАНИЙ В ЭТОМ (КАК И В ЛЮБОМ ДРУГОМ) ВОПРОСЕ.

Наш предмет, по сути, это тематическое изучение Библии – изучаем Библейскую доктрину о человеке.

Замысел Бога о человеке (нетронутый, первозданный человек – до грехопадения)

Сотворение человека – его природа

Центральное значение для христианского понимания человеческой природы имеет текст Быт. 1:27: «И сотворил Бог человека (Адама) по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их»

Адам – происходит от слова, которое на иврите имеет значение «человек» или «человечество». Часто оно так и используется в Библии, как и в данном отрывке. Например, в Быт. 2:7,8,15,16,18,19,20,21,22,23,25.

1- СОТВОРЕН. Ни человек, ни природа в целом, не являются плодами игры слепого случая. Человек является результатом заботливого, целенаправленного и сознательного замысла Триединого Бога.

2- По ОБРАЗУ БОЖЬЕМУ. Образ – не значит видимое физическое подобие. Бог есть Дух (Ин. 4:24), и Его невозможно описать и вместить в материальную Вселенную (3 Цар. 8:27; 2 Пар. 6:18). Поэтому и образ/подобие духовное. Человек наделен уникальной способностью отражать и отображать свойства Бога. Несмотря на то, что человек ограничен, а Бог бесконечен, человек обладает элементами БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ.

Личность:

· Разум (творческое мышление)

· Чувства (в том числе мораль, эстетика, совесть)

· Воля

Божественная личность:

· Мудрость

ü Интеллект. Он обладал незамутненным и блаженным познанием Божиим, а также интуитивным познанием творений Божиих (умение, научное знание) – таким познанием, которого не удалось достичь ни одному ученому, жившему после грехопадения (Быт.2:19-20,23,24).

ü (целомудренность, целостность – совершенно честен и не развращен во всех своих дарованиях, силах и свойствах – в своем разуме, воле, телесных привязанностях Еккл. 7:29)

· Праведность

ü правильный склад ума и воли. Адам и Ева находились в согласии с заповедями Божиими (Быт.2:19 и далее; 3:2,3). В Новом Завете образ Божий описан в Кол.3:10 ("в познании"), а также в Ефес.4:24 ("в праведности и святости истины"). Изначально человеческая воля пребывала в полной гармонии со святою волей Божией.

ü Нравственность, ощущение гармонии – красоты, эстетики, порядка чистоты…

· Святость – принадлежность Богу и единение с Ним (одной природы). Полная гармония с Божественной святостью, и абсолютная чистота его желаний и устремлений.

· Управление земным творением (Быт.1:26-31; 2:16-23)

· Бессмертие (Быт. 2:17; Рим. 5:12; 6:23).