Мифология как наука

На протяжении советского периода истории белорусской науки мифологией, даже в рамках фольклористики, почти никто не занимался, миф находился на периферии научных интересов. Примерно с 80-х гг. положение кардинально изменилось. С одной стороны, в СССР внимание населения в целом и интеллектуалов в частности привлекло христианство – приближалось 1000-летие Крещения Руси, с другой (видимо, по закону соответствия) возник также интерес к языческому прошлому нашего народа.

Такой интерес общества к проблемам, считавшимся ранее ненаучными, связан не только с объявленной Михаилом Горбачевым свободой слова, общей демократизацией жизни, но и с эпохой fin de siecle (фэн дэ сьекль) – конца столетия, а также тысячелетия, ощущением несомненной смены цивилизационной парадигмы. Действительно, в конце ХХ – начале ХХІ вв. возрастает интерес к духовным проблемам, к тайнам психики, усиливается и тенденция тяготения друг к другу религии и науки. Возможно, названная тенденция будет вообще определяющей в культуре ХХІ в.

Изменилось и отношение к мифу. За последнюю четверть века он приобрел буквально универсальный статус, а это, в свою очередь, обусловило переоценку базисных основ многих гуманитарных наук. В 80-е гг. появились фундаментальные работы по выявлению связи мифологии и литературы таких выдающихся белорусских исследователей, как академики Виктор Коваленко и Иван Науменко. Их достижения сопоставимы с открытиями самых известных европейских ученых.

Румынский культуролог с мировым именем Мирча Элиаде считал, что разгадка мифа будет когда-нибудь отнесена к наиболее важным открытиям ХХ ст. А российский филолог Дмитрий Лихачев утверждал, что расшифровка мифов станет наиболее примечательным достижением гуманитарной науки в ХХІ ст. Заметим, что в ХХ в. произошло понимание значения мифа как такового, а в ХХІ – осуществится собственно расшифровка каждого конкретного мифа. Современные исследователи сходятся во мнении, что сегодняшняя культура становится все более мифоцентричной.

Почему же мифология получает такую высокую оценку, почему понимание мифов так важно в наше время?

Мифология – форма сознания, особый процесс мышления, который сохранился с самых архаических времен, действует и сегодня, выражает себя не только в искусстве, в поэзии, но и в политике, идеологии, других формах общественного сознания.

Слово «мифология» следует понимать в двух смыслах: объективном –как систему мифов того или иного народа, региона, всего человечества (сбор преданий, легенд, эпос архаических этносов) и метаязыковом как науку о мифах. Мы будем говорить о мифологии во втором значении.

Мифологию изучают самые разные науки: фольклористика, этнография, литературоведение, искусствоведение, лингвистика, культурология, история, философия, психология, социология. Это только фундаментальные науки, не говоря о таких ныне модных, как теория рекламы.

Миф лежит в основе всех национальных культур. Если процесс развития того или иного народа начался сравнительно недавно и у него нет своей исторической мифологии, то молодой этнос создает современную мифологию. Пример – США (как государство существует чуть более 200 лет, однако мифология этой страны, благодаря Голливуду, завоевала уже весь мир). Кстати, насаждение чужой мифологии, а значит, иных стереотипов сознания, – негативный процесс. Потому что по большому счету мифы (именно собственные мифы) – выявление души народа; они содействуют единению общества, участвуют в формировании менталитета нации через сохранение определенных матриц мышления и поведения. Когда человек теряет эти матрицы, воспринимает чужие, он становится пустышкой, буквально перекати-поле, Иваном, не помнящим родства, манкуртом. Известно, что после Октябрьской социалистической революции 1917 г. в эмиграцию выехало огромное количество (более 2 млн.) высокоодаренных русских людей. Они значительно обогатили культуру других народов, но их потомки абсолютно ничем не проявили себя – в инокультурной среде произошла полная деградация.

Мифология – не сказки и не фантастические представления, как обычно думают; это обобщенный опыт жизнедеятельности предков, отраженный и сохраненный в системе образов. Образность в данном случае–ключевое понятие.

Современные исследователи обычно обращают внимание на то, что мифология – народный аналог науки, так как она вобрала в себя исключительно богатые знания наших предков о природе и человеке. Мы полагаем, что миф можно считать и народной философией, философией в образах. Это важно для ф и л о л о г о в, изучающих словесное творчество, поскольку литература всегда ставила и решала те или иные философские проблемы. Однако объединяет мифологию и литературу прежде всего сам тип мышления, основанный на фантазии. Отметим и другие точки соприкосновения мифа и словесности:

1. Мифы – сюжеты, рассказывающие о богах, героях, духах, чудесах, а сюжетность – определяющий принцип построения многих текстов, прежде всего художественных, большинства жанров фольклора и литературы.

2. Миф насквозь символичен – самое символичное из всех явлений, основанных на слове. Некоторые символы представлены в нарративной (повествовательной) форме, что прямо позволяет относить их к литературе. В мифе можно найти множество смысловых пластов, как и в каждом художественном произведении, но символизм мифа гораздо глубже. Миф – универсальная модель для построения символов, особенно панорамных и всеохватных. Они называются архетипами.

В принципе, все типичное имеет отношение к мифологии, а создание типов считается одним из высших достижений классической художественной литературы – собственно, это под силу только гениям. Но миф создает типовые модели и для всего общества, всего человечества. Как физические тела представителей разных рас и народов обладают явным сходством, так и психика всех людей в мире имеет схожие структуры. Такие структуры (их можно назвать моделями, суперсимволами) и есть архетипы. Они представляют собой предельно устойчивые формы, в которых проявляется коллективное бессознательное – как рода, нации, так и человечества. То есть существует информация, которая передается генетически и выявляется у любого человека в виде спонтанно возникающих образов, символов – архетипах. Это одно из фундаментальных понятий не только мифологии как науки, но и (в наше время) теории культуры, литературоведения, психологии, этнолингвистики и многих других наук. Данное понятие оказалось очень продуктивным.

Наиболее наглядно архетипы выявлены именно в мифах. Причем они имеют как бы вневременной характер. Мифология состоит из архетипов, на которые, как на стержень, нанизываются образы и представления магии, религии, политики, искусства. Возьмем для примера характерный для русских людей архетип доброго царя, идущий от мифологического ВЛАДИМИРА КРАСНОЕ СОЛНЫШКО. Что бы ни творили властители на троне в России, все равно народ считает: царь (президент) – хороший, а бояре (чиновники) плохие. Скажем, будучи президентом России Владимир Путин за восемь лет своего правления в исключительно благоприятных условиях высоких мировых цен на углеродное сырье не сделал, в сущности, ничего хорошего для населения собственной страны, а лишь для олигархов и своего бюрократического окружения, но все равно его рейтинг не опускался ниже 80 %. Эта невероятная популярность – результат манипуляции, умной пропаганды в СМИ, основанной как раз на названном архетипе, все время подпитывающей его.

Чрезвычайно действенен и архетип матери, имеющий отношение ко всему, что рождает, опекает, оберегает, включает в себя, как в лоно, воспитывает. Это не только собственно мать, но и бабушка, мачеха, кормилица, няня, гувернантка. Сюда же можно отнести и соответствующие учреждения – детский дом, университет (Alma Mater), кроме того, многие природные и культурные объекты: пещера, озеро, печь и т. д.

Архетипы, то есть глубинные смыслы и значения, у писателей в художественных произведениях выявляются неосознанно. При сознательном их использовании возникают мифологемы.

3. Миф – неиссякаемый источник и образов-тропов фольклора и художественной литературы.

Многие писатели моделировали и моделируют реальность по законам мифологического мышления. Типы мифологизации в литературе следующие:

А). Создание своей оригинальной системы мифологем (характерно в основном для писателей-романтиков – Адама Мицкевича, Николая Гоголя, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Янки Купалы, Владимира Короткевича);

Б). Возрождение мифосинкретических структур мышления в целях придания сюжетам большей оригинальности (скажем, обыгрывание оборотничества, двойничества персонажей – у Яна Борщевского, Федора Достоевского).

В). Реконструкция древних мифологических, библейских сюжетов, их современная интерпретация (у Михаила Булгакова, Василя Быкова, Владимира Короткевича).

Г). Введение в произведение отдельных идущих от мифологии мотивов и персонажей; обогащение конкретно-исторических образов универсальным смыслом (Марина Цветаева, Иван Бунин, Янка Купала, Максим Богданович)

Д). Показ-обновление фольклорных и этнических пластов национального

бытия – тех, где еще сохранились элементы мифологического мироощущения (Адам Мицкевич, Ян Чечот, Ян Борщевский, Алесь Рязанов, Валентин Распутин, Владимир Личутин, Чингиз Айтматов).

Е). Притчевость, лирико-философская медитация, ориентированная на архетипические константы человеческого и природного бытия: дом, хлеб, дорога, вода, любовь и т. д. (Якуб Колас, Андрей Платонов, Анатолий Ким, Александр Проханов).

Изучение мифопоэтики, которая стала формироваться в немецкой науке в начале ХIХ в. (прежде всего в творчестве братьев Гримм), – одно из основных направлений литературоведения ХХ – начала ХХІ ст. Мифопоэтику мы рассматриваем не как данность, а как исследовательскую стратегию. Мифопоэтика подчеркивает «общий образный характер мифологического и художественного видения мира» (Н. Мечковская), изучает художественные функции мифа в литературе. Под мифопоэтикой можно понимать и всякое – сознательное или бессознательное – обращение авторов к мифологическим темам, образам, мотивам, являющимся культурными универсалиями. Активное изучение мифопоэтики в произведениях самых разных писателей в последние десятилетия показало, что мифологический подтекст наблюдается буквально в каждом произведении литературы.

В представлении большинства людей миф характерен для эпохи архаики, для мышления наших языческих предков. Однако и наше время наполнено мифами, только мы не понимаем, что это мифы. Мифология очень живучая, можно сказать бессмертная, форма фантазии. Мифологическое мировоззрение существовало всегда и не исчезнет никогда, пока существует человек, поскольку это обусловлено самим строением человеческого мозга, наличием двух полушарий его коры с разными функциями, а также извечными, очень непростыми, отношениями человека и природы. Кроме того, даже в наш прагматический век люди продолжают верить в чудо, а такая вера и есть проявление мифологического сознания. «О чем бы ни молился человек, – писал проникновенный писатель и мудрый человек Иван Тургенев, – он молится о чуде».

Идеология и политика очень широко используют мифологию и ее символы. Иногда это выявляется косвенно, например в рекламе. Да реклама и сама по себе остро нуждается в мифе. Профессионалы-рекламщики прямо говорят: чтобы продать товар, нужно создать ему миф, легенду, придумать определенный завлекательный сюжет. А товаром в наше время становится, к сожалению, буквально всё, даже сам человек-творец. Но это, так сказать, практическое использование мифологии. А в целом, в глобальном, философском плане мифология помогает найти национальную идею, правильно понять собственную харизму (то, что придает народу своеобразие) и основные этнические устремления, рационально осознать и интуитивно почувствовать свое историческое и геополитическое предназначение.

Обычно думают, что миф – та же сказка, проще говоря вымысел, фантазия. Да, вымысел присутствует. Но в то же время миф – это как раз наиболее полное осмысление действительности, самая богатая и сложная модель мира. Конечно, мы, люди третьего тысячелетия, посмеиваемся над богами античными или славянскими. Вообще современная цивилизация – материалистическая, а боги – это ведь духовные сущности, хотя люди и представляли их антропоморфными. Но культура человечества всегда исходила из существования еще одного мира, кроме материального, – потустороннего мира, иномира. Сегодня говорят – Тонкого Мира. Люди продолжают верить в бессмертие души и не могут примириться с тем, что после смерти – небытие, что душа не улетает в некие иные сферы.

Для мифа, который существует в нарративной форме, характерны:

1) сакрализация времени первотворения (это касается не только мира в целом, но и любой вещи, причина появления которой всегда очень интересовала наших предков);

2) всеобщее одушевление и персонификация;

3) метафоризм;

4) синтетизм, благодаря которому от мифа ведут свое происхождение философия, религия, искусство, даже наука;

5) гармония, целостный и во многом эстетический взгляд на мир.

Миф моделирует новую, высшую реальность, как это делает и искусство. А с религией его связывает то, что он указывает направление общественному и личному бытию, дает ориентиры в космосе, в том числе социальном космосе, что в наше время особенно важно.

Миф остается мифом, пока в него верят. Как только вера утрачена, миф легко и органично превращается в художественное произведение: эпос, сказку, драму и т. д. Когда же вера, наоборот, укрепляется и дополняется утонченной философией, догматикой, миф перерастает в религию. Кстати, тот или иной миф может оказаться и правдой, как в случае с Троянской войной, однако он все равно расцвечен всяческими красочными подробностями.

Таким образом, мифология все же не сбор сказок и легенд. Это тип мышления, который доминирует в истории человечества. Жизнь невозможна без мифов. И далеко не всегда они вредны. Да, бывает тяжело расставаться с привычными представлениями – это пережило советское поколение. Но иначе не возвышается душа, не происходит закономерный процесс духовного становления.

Мифология и формы общественного сознания

 

Понятие «мифологическое сознание» шире, чем понятие «мифология» в двух его значениях. Мифологическое сознание существовало, существует и будет существовать, пока существует человек, ибо такова его природа.

Проследим этапы развития мифологического сознания.

Десятки тысяч лет назад мифологическое сознание господствовало абсолютно. В ІV ст. до н. э. – в так называемое «осевое время» – возникает формальная логика, и на ее основе формируется собственно философия. Обобщил прежние достижения и вывел законы формальной логики величайший из философов всех времен и народов Аристотель. Например, сформулированный им закон исключенного третьего гласит: предмет может или быть, или не быть – третьего не дано. А вот в мифологии (шире – религии) что-то третье возможно. Например, в нирване (главное понятие буддизма) – человек и существует, и не существует; впрочем, европейским людям это тяжело понять. Или еще один важный логический закон: сначала существует причина какого-то события, а затем возникает ее следствие. Но в мифологии они могут меняться местами, а то и пребывать одновременно. Или же причина существует в потустороннем мире, а следствие – в нашем пространственно-временном континууме.

В отмеченный период, который носит название не только «осевого времени», но и эпохи Классики (в широком смысле слова как времени формирования классических основ культуры), из мифологии выделяется искусство и формируются мировые религии.

Религиозное сознание во многом совпадает с мифологическим. Оба основаны на вере в чудо, в Бога (богов) и бессмертие души. Но религия оформлена в теологию – систему понятий – и соответствующие ритуалы. В ХVIII в. происходит так называемая секуляризация. Возникают науки в современном смысле слова (подчеркиваем: в современном смысле слова, так как научные знания существовали и раньше). С конца ХVIII в. возникает собственно филология. В это время она представлена только одним направлением – мифологической школой. Ее основатели – немецкие ученые братья Якоб и Вильгельм Гримм. В ХІХ в. мифологическая школа господствует в Германии и других европейских странах. Мифологические мотивы всегда – и в начале ХІХ в., и в начале ХХ в. – были наиболее любимы писателями-романтиками.

С середины ХІХ в. в литературе господствует реализм, в котором внешне как будто нет места мифологии, так как действительность изображается в формах самой действительности. Однако на самом деле классическая литература наполнена архетипами.

Начало ХХ в. – ремифилогизация: вновь широкое обращение писателей к мифологемам, мотивам и образам мировой и отечественной мифологии. ХХ в. – это эпоха исторических катаклизмов: Первая мировая война, три русские революции (включая революцию 1905 г.), гражданская война. В мире идет активная подготовка Второй мировой войны – самой разрушительной в истории человечества. В СССР к ней тоже готовились, так как страна являлась главным предметом вожделения мировых держав-хищниц: за десять лет (с начала 30-х гг. до начала 40-х гг.) СССР прошел путь модернизации, который иные государства проходили за столетия. В Советском Союзе в это время господствует так называемая мобилизационная экономика, пик напряжения всего народа. Отсюда и колоссальные потери. А мифология как наука в это время закономерно находится на периферии дискурса, поскольку решались тогда прежде всего конкретные практические задачи. Правда, общество жило своими, причем очень специфическими (в условиях максимального напряжения сил) социальными мифами. С 80-х гг. ХХ в. вновь формируется интерес к мифологии. При этом общество, все более структурируясь и усложняясь, обрастает еще большим количеством самых разнообразных мифов, поскольку их созданию, а главное распространению, активно способствуют средства массовой информации.

Мифология неизбежно пересекается с другими формамиобщественного сознания:

1. Миф и язык. Многие корни слов русского, белорусского, как и других славянских языков, имеют мифологическую основу. Например, морфема «ра» входит в корни большого количества слов, причем в разных языках. В прошлом РА – имя бога Солнца у многих народов, потому данная морфема в словах – по закону генетической памяти – несет мощную энергетику, как правило положительную. Достаточно указать на этноним «арий» (ар-ра) – буквально «дитя Солнца (РА)», так называли себя наши предки (в белорусском языке сохранилось необычайно красивое слово «араты», что значит «сеющий крестьянин»). У восточных славян был бог РОД, отсюда такие важные слова, как родина, народ, родичи, родители, природа, родник, огород и многие другие. Мифологические корни сохранились и в абстрактных понятиях, так, слово «мир» происходит от мифической горы Меру. Особенно велик пласт топонимических названий, включающий названия богов и духов. Например, Индия, Инд, индусы, индуизм – от бога ИНДРЫ, одного из главнейших у ариев, когда они продвигались в Индию – или из Средней Азии, или из Причерноморья. Не менее интересны для изучения и фразеологизмы. Возьмем для примера выражение «было при царе Горохе». Мы реконструируем его следующим образом. Непонятное имя Горох разделяем на две морфемы: ГОР-ОХ. ГОР – бог утреннего солнца не только в Египте, но и у белорусов. Ох-Ог (оглушение на конце слова, которое закрепилось) – отнюдь не только междометие. ОГ – богатырь, великан, из расы гигантов, живших на земле якобы вместе с адомитами (то есть потомками АДАМА). Все они погибли от Потопа, но ОГ, как и НОЙ, спасся, потому что был добрый (он плыл за ковчегом НОЯ, и упомянут в апокрифах). Но на самом деле корень слова, как мы полагаем, более архаический: «ог» – огонь. ОГ – бог Огня. Таким образом, ГОРОХ – огонь небесный (солнце) + огонь земной.

2. Мифология и искусство. Иван Бунин говорил, что «искусство есть ступень к лучшему миру». О Рае, о Золотом веке мифология всегда либо вспоминала, либо мечтала как об утраченной гармонии. Искусство, гармонию создающее, в самом деле, как бы приближало Рай. Потому-то так близки, где-то даже едины, мифология и искусство. Общепризнанным является мнение, что мировое искусство возникло из мифологии и имеет в себе мифологическую основу.

Возьмем архитектуру. Все шедевры мировой архитектуры всегда заключают в себе некую идею. Пирамиды – имитация горы Меру, центра мира, но одновременно символ устойчивости и в то же время иерархии. Многие виды этнического жилья (вигвам, чум, снежное иглу) пирамидообразны по форме, но это, вероятно, не имитация горы как таковой, а имитация, как мы полагаем, огня. Сначала люди охраняли именно огонь, строя вокруг него из щепочек коническую охранную изгородь. Затем она расширилась, и вместе с огнем изолированными от внешней среды оказались сами люди – так возникло жилище. Среди семи чудес света в эпоху Античности два связаны с огнём – Колосс Родосский (скульптура бога Солнца ГЕЛИОСА) и Фаросский маяк в Александрии (Египет). Из примеров другого рода и более поздних – эпохи Средневековья – назовем Собор Святого Марка в Венеции – шедевр византийского стиля в архитектуре. Внутри него – мощи святого Марка-евангелиста, но на фасаде – античные языческие бронзовые кони, которыми управлял снова-таки бог Солнца АПОЛЛОН. Храм святого Петра в Риме – самый главный храм католического мира, в нем служит сам Папа. Но перед собором на площади – языческий египетский обелиск, символизирующий солнечный луч. Колокольня Ивана Великого в Москве – символ духовного горения, имитирует свечу с огнём. Таким образом, христианская церковь принимает все, что связано с огнем. Кроме воплощения основной идеи света, святости, произведения архитектуры интересны и своими украшениями, многие из которых являются, по существу, мифологическими образами. Например, ими насыщен так называемый Теремок в Талашкино под Смоленском, терем в Измайлове в Москве, а также оконные наличники и фронтоны домов в традиционном жилище русских и белорусов. Вся мировая живопись на 80 % основана на мифологических сюжетах. То же можно сказать о декоративном искусстве. Прекрасный знаток народной культуры, сам плоть от плоти ее, поэт Николай Клюев писал в письме Александру Блоку: «Вглядывались ли Вы когда-нибудь в простонародную резьбу, например, на ковшах, дугах, шеломках, на дорожных батожках, в шитье на утиральниках, ширинках, – везде какая-то зубчатость, чаще круг-диск и от него линии, какая-то лучистость, “карта звездного неба”, “знаки Зодиака”». Действительно, народный орнамент в большинстве случаев имитирует космогонические объекты – то есть объекты неба.

3. Мифология и религия. Мифология – это, конечно же, верования, но не оформленные в абстрактных терминах, догматах, а выявленные в образах. Мифология – начальное, еще во многом интуитивное, богопознание, этап разнообразных и подчас мучительных попыток приблизиться к Абсолюту (Богу). Мифологию нельзя назвать религией – это скорее мировоззрение, мироощущение. Истинная религия, такая как христианство, – самый прямой путь к Богу. Однако путь нужно знать. Потому религия оформляет богатый понятийный аппарат в определенный канон, создает, пусть и достаточно медленно, догматику. Так, в христианстве она вырабатывалась на семи Вселенских соборах в течение пяти веков (начиная с IV в.). Особенно важен первый, так называемый Никейский Вселенский собор, состоявшийся в византийском городе Никее в 325 г.: на нем было принято летоисчисление начиная от Рождения Христа, выбран календарь – юлианский, определен день празднования Пасхи. Все это закреплялось письменно – в канонических религиозных памятниках. Третья по количеству верующих религия в мире – буддизм – также определялась примерно в течение пяти веков, причем особенно важное значение для ее организационного оформления и распространения имели мероприятия, проведенные первым императором Индии – Ашокой (ІІІ в. до н. э.).

Для мифологии и религия характерна вера в чудо и в существование иного мира. Объединяют их и центральные понятия – Бог и душа человека. Особенностью мифа и религии является то, что они стремятся разгадать то, что невозможно разгадать до конца: человека, природу, космос, рождение и смерть, существование в потустороннем мире. Очень часто к этому же стремятся и писатели. Замечательный русский поэт ХІХ в. Афанасий Фет писал:

Два мира властвуют от века,

Два равноправных бытия:

Один объемлет человека,

Другой – душа и мысль моя.

 

То есть для поэта, как и для верующего человека, иной мир, а к нему можно отнести мир сознания, – так же значителен и важен, как и мир материальный.

Все таинственное, до конца неразгаданное, мистическое, священное и чрезвычайно важное для человечества, народа и каждого отдельного человека называется сакральным – это понятие также одно из основных и в мифологии, и в религии.

Священные книги всех мировых религий (в христианстве – Библия, в мусульманстве – Коран, в индуизме, буддизме – Веды, Бгахават-Гита, в иудаизме – Талмуд, в зороастризме – Авеста) наполнены многочисленными мифами, то есть историями, которые, вполне вероятно, происходили в действительности, но за тысячелетия обросли многочисленными фантастическими подробностями; кроме того, они приобрели обобщающий, парадигматический характер. Например, изложенная в Ветхом Завете история Иосифа Прекрасного – не что иное, как матрица любой человеческой судьбы. Рассказанная Христом притча о блудном сыне – иносказание пути человека к Богу и принятия Богом любого искренне пришедшего к Нему. Заметим, что Христос говорил со своими учениками в основном притчами. Это естественно: простые люди плохо усваивают абстрактные понятия, а только конкретные, – так что можно сказать, что Библия, как и другие священные книги мировых религий, наполнена художественными образами. Любой же образ, сохраняя оболочку конкретности, вещественности, обязательно заключает в своем ядре некую идею.

4. Мифология и наука. Обычно считается, что научное и мифологическое мировоззрение – антагонисты. Но и сама наука наполнена мифами, если под словом «миф» понимать гипотезу. Собственно, развитие науки – это постоянное отрицание одних гипотез и замена их другими. Процесс этот положительный, динамичный и диалектический. Только то, что можно проверить практикой – уже не миф. Проще говоря, если на основании какого-то новооткрытого закона, теории, гипотезы можно построить машину, действующий прибор, вылечить человека – только тогда можно говорить о настоящей науке, о познании законов природы.

Сказанное выше касается прежде всего точных и естественных наук. С гуманитарными и общественными науками мифология вообще соотносится своеобразно и многогранно. Иногда наука и миф переплетаются. Так, на мифы ссылаются, когда необходимо подтвердить некоторые научные идеи. Например, идею, что не все динозавры погибли 65 млн. лет назад, а жили и при homo sapiens и даже обладали разумом. На этот счет существует миф, записанный в очень давние времена в виде художественного произведения: в московском Государственном музее изобразительных искусств имени А. Пушкина сохраняется старинный (ему не менее четырех тысяч лет) египетский папирус под названием «О потерпевшем кораблекрушение». Герой, от имени которого ведется рассказ, после бури и гибели корабля, оказывается выброшенным на неизвестный остров, где встречает огромного Змея. Тот рассказывает человеку трагическую историю, как упала с неба звезда и погубила всех его сородичей, а он остался один и очень тоскует. Дракон умел пророчить будущее и предсказал герою его будущую судьбу. Гипотеза о сосуществовании людей и динозавров не стала, правда, постулатом биологии, но историки, тем более мифологи, все чаще задумываются об этом, так как существуют и другие доказательства сохранения отдельных динозавров после гибели вида, а не только упомянутое – очень оригинальное – художественное произведение.

Нередко и наука доказывает справедливость мифа, либо же миф лежит в основании каких-то глобальных процессов и явлений. Так, существование большого и богатого города Трои еще в ХІХ в. подтвердил, основываясь на «Илиаде» Гомера, немецкий археолог-любитель Генри Шлиман. Календарь Рима на протяжении семисот лет (до введения юлианского календаря в 45 г. до н. э.) вел начало от РОМУЛА и РЕМА: они считаются историческими деятелями, а на самом деле – мифические. Идеология нацистского Третьего рейха была полностью основана на германской мифологии, на оккультизме. Последний пример говорит о том, что миф очень часто становится основой вообще этнической истории, политики, даже предлогом для завоевания чужих земель.

Наука все чаще доказывает то, что считалось ранее мифом, легендой: так, уже в ХХ в. десятки наук фактически доказали существование Атлантиды, то есть затонувшей суши (на самом деле – не одной) в разных районах Мирового океана. Сегодня российские ученые подтвердили и существование Гипербореи – упомянутого в античных источниках большого острова или даже материка на Севере. Наука все больше интересуется таинственными явлениями типа НЛО, полтергейста, кругов на полях и т. д.

Иногда модные научные теории полностью соотносятся, коррелируют с мифами, например, сингулярность Космоса – с индийскими мифами о периодах сна и бодрствования верховного бога БРАХМЫ. Теорию сингулярности придумал американский астроном Фред Хойл. Это совершенно эмоциональная, даже, можно сказать, художественная модель мира – ведь доказать ее невозможно. Тем не менее ее называют научной, она признана мировым сообществом. На самом деле отношение к сингулярности и подобным теориям, связанным с Космосом, – это скорее вопрос веры, чем науки.

В последнее время соотношение мифа, а точнее религии и науки, стало предметом острых дискуссий в серьезной прессе. Были в Беларуси еще недавно попытки указать религии на ее место, как бы задвинуть на периферию жизни – дескать, это всего лишь убежище для неграмотных старушек. На самом деле, религия в ее философской части как теология занимается тем, что человек не может доказать в эксперименте (как ту же сингулярность), но ощущает или даже прозревает в мистическом опыте, то есть религия занимается вещами нематериального свойства. Теология объясняет слова, за которыми нет видимых и осязаемых предметов. Это стремление объяснить необъяснимое перешло в теологию от мифологии.

Многие феномены нашей жизни не укладываются в старую научную парадигму. Теория параллельных миров и множественности жизни опровергает многие устоявшиеся истины. Все чаще высказываются мнения, что вещественность и непрерывность материи иллюзорны, форма и пустота взаимозаменяемы (это всегда утверждал буддизм), а духи, о которых говорила мифология и религия, – действительно существуют. Жизнь, Космос так сложны, что при нынешнем состоянии науки объяснить их практически невозможно. Тем не менее человечество довольно успешно адаптировалось к Вселенной. Произошло это потому, что, кроме научного, всегда существовал другой способ познания – так называемый инсайт (озарение). Часто только с помощью этого психического феномена удавалось адекватно выразить величие Космоса, его бесконечность и разные его удивительные свойства. Характерно, что озарение характерно для гениев – в основном гениев в сфере искусства: музыки, живописи, поэзии. Они славили благодать, которой наполнено Мироздание. Так синтетически, объемно, ярко передать гармонию Вселенной наука пока не в состоянии.

Эпоха, в которую мы живем, считается веком науки и техники. Но на 90 % сознание людей мифологично. Это естественно: научное сознание – сугубо рациональное, но человек не может жить одним rasio: к любому явлению он обязательно как-то относится, то есть вносит свои эмоции, которые у всех – разные, так как обусловлены личным жизненным опытом и многими другими факторами. Именно разнообразие факторов и отношений и порождает мифологическое мироощущение.

5. Мифология и литература. На мифологии основаны эпосы (так называемые народные, или героические) архаической эпохи, а также вся античная литература; частично литература эпохи Возрождения, барокко, классицизма, романтизма. В начале ХХ в. символисты, да и реалисты, все чаще стали вновь обращаться к мифологии. И в ХІХ, и в ХХ, ХХІ вв. литературная сказка сохранила связь с народной, и обе они – с мифологией. В литературе ХХ и ХХІ вв. одно из мощных направлений – так называемое мифологическое, особенно характерное для литератур Южной Америки, Азии, Африки. Молодежь увлекается литературой фэнтези. Основатель этого направления – профессор-филолог Джон Толкин– в своем классическом «Властелине колец» обратился к мифологии кельтов. Современные авторы фэнтези вполне успешно используют, можно даже сказать эксплуатируют, свои национальные мифологии, в том числе славянскую. Один из известных российских писателей Юрий Мамлеевявляется основателем в современной литературе так называемого магического реализма. Впрочем, архетипы и мифологемы можно найти буквально у каждого писателя, даже правоверного социалистического реалиста. Но главное, все настоящие писатели всегда стремились проникнуть в суть вещей, пытались понять их душу. Как пишет признанная российская поэтесса Новелла Матвеева, выражая, в сущности, само понимание поэзии: «…я ищу под видимостью – душу. // И повторяю всюду и везде: // Не в соли соль. Гвоздь – тоже не в гвозде».

6. Мифология и история. В наше время большинство исследователей согласны с тем, что все мифы – это реальные исторические события, но только трансформированные фантазией. Если взять любое событие, случившееся буквально сегодня, и посмотреть на него с разных сторон – то это уже мифология, даже современникам бывает сложно добраться до сути. Тем более это касается давней истории. Есть мнение, что наиболее известная в мире греческая мифология воссоздает то, что случилось тысячи лет назад в Гиперборее, откуда предки греков, как и славян, вынуждены были уйти под влиянием неблагоприятных климатических факторов.

Определить реальные факты через толщу лет – чрезвычайно сложно, тем не менее такие попытки предпринимаются все чаще. Некоторые события приобретают поистине вселенский смысл, например, рождение и распятие Христа. Ведь Христа распинают, но он возрождается, каждую минуту и в каждой пространственной точке земли.

Даже в событиях «прагматических» ХХ–ХХI вв. ищут метафизическую суть. Так, гибель самого большого океанского лайнера «Титаник» в 1912 г. в свете всех событий последовавшего за ним столетия полагают знаковой – нынешнюю цивилизацию, видимо, справедливо называют «Титаником». Октябрьская социалистическая революция 1917 г. произошла 25 октября (по новому стилю – 7 ноября). По языческому календарю это 19 грудня – самый плохой, неблагоприятный, даже страшный день в году. Случайно ли такое совпадение? Террористическая акция 11 сентября 2001 г., в результате которой обрушились два небоскреба в Нью-Йорке – здания Всемирного торгового центра, – во всем символична: в выборе объектов, дате, времени суток. Мифологизируются, причем с разными знаками – плюсом и минусом, и исторические деятели, оказавшие наибольшее влияние на исторический процесс: в ХІХ в. это Наполеон, в ХХ в.– Сталин.

 

Основные источники изучения мифологии

 

А). Памятники так называемой ведийской традиции и индийские национальные литературные эпосы: Веды, «Махабхарата», «Рамаяна». Это самые древние источники, имеющие одновременно и религиозное (относящееся к индуизму), и литературно-художественное значение.

Б). Памятники иранской зороастрийской традиции – Авеста, поэма «Шахнаме» Фирдоуси.

В) Памятники греческой, римской, египетской мифологии: поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Теогония» Гесиода, «Мифологическая библиотека» Аполлодора, «О природе богов» Цицерона, «Об Исиде и Осирисе» Плутарха.

Г). О германской и кельтской мифологии сохранились труды Корнелия Тацита, Юлия Цезаря, Годфрида Манмуцкого, эпический цикл о короле Артуре в разных редакциях, национальный исландский эпос «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда».

Д). Славянскую мифологию можно изучать на основе Полного сбора русских летописей, западных хроник о германцах и их соседях, например, произведений Адама Бременского, Саксона Грамматика; свидетельств арабских путешественников, польских исторических трудов Яна Длугоша, Яна Стриковского; поучений против язычества; житий святых; фольклора; языковых фактов; археологических свидетельств.

 

История мифологии как науки

 

Мифология возникла вместе с филологией на Востоке – в VIII в. до н.э. в Индии как комментарий к священным текстам, которые назывались совсем по-белорусски – Веды, то есть Знания. К сожалению, Веды нам мало известны, хотя они созданы нашими предками – арийцами, и должны были бы изучаться так же, как и Библия.

Западная гуманитарная наука и мифология в полном смысле слова (именно как наука) возникли в эпоху Античности. Греческие, а затем и римские писатели, философы, историки чрезвычайно глубоко интересовались мифологией, собирали разные варианты мифов, обрабатывали их, создавали, в конце концов, канонические тексты, на которых в полном смысле слова покоится вся европейская культура. В эпоху античной классики и эллинизма формируются две филологические школы: софистов, которые считали богов и героев персонификациями различных природных и ментальных процессов и объектов, и александрийская школа, которая полагала мифы реальностью, только приукрашенной. Не удивительно, что это направление возникло именно в Александрии, основанной гением-полководцем Александром Македонским. Александр рано умер, и ученые могли наблюдать процесс его стремительной мифологизации, то есть превращения реального исторического деятеля в легендарный, даже обожествленный, персонаж.

Отдельно нужно сказать о самых известных мыслителях эпохи Античности, которые создали собственные научные школы и определили на века развитие философии, а также и мифологии как науки. Первый из них Платон.

Говоря кратко, заслуга Платонав следующем:

1. В языческом мире, где верили в разных богов, Платон утверждал идею Единого Бога. Он называет Его Абсолютной Идеей, или Абсолютом. Однако Бог может проявляться в самых разных видах – ипостасях – известных народу языческих богах. Теория греческого философа – реальный шаг к монотеизму.

2. Платон утверждал идею бессмертия души. Это главнейшая идея и христианства.

3. Платон либо сам создал, либо обнародовал миф об Атлантиде – по существу, самый известный миф человечества, который оказал огромное влияние и на литературу, и даже на науку, причем именно в последние два века, когда Атлантиду действительно стали активно искать. То есть миф стимулировал художественный и научный поиск.

4. Платон первым разработал теорию любви (по-белоруски «кахання»). Платонической любовь названа по его имени – это духовная любовь, не связанная с сексом. Мудрец впервые изложил миф об андрогинах, метафорически объясняя в этом сюжете неодолимую тягу людей друг к другу.

Таким образом, Платон в своих трудах поднял фундаментальные проблемы мироздания: Бог, душа, происхождение человечества, циклы в развитии цивилизации.

Ученик Платона – Аристотель – создал в полном смысле слова прикладную науку. Но огромны его заслуги и в эстетике, филологии. Он – автор «Поэтики», которая и сегодня является основой такой науки как теория литературы. Аристотель ввел многие понятия, которыми мы, филологи, пользуемся до сих пор. Что касается мифа, то он называл мифом то, что мы называем сюжетом. Поэтому миф – в основе любого произведения.

В то время, когда работали самые известные философы Античности, в Китае также бурно развивалась философия. Она была создана даже раньше, чем в Греции, – в VIII в. до н. э. Наиболее прославлены труды Конфуция(VII–VI вв. до н. э.). Конфуций – пророк, настолько авторитетный, что его учение буквально сформировало китайский национальный характер; он предвосхитил теории греческой александрийской школы. Так, мудрец считал, что мифы – это реальные исторические события, только обернутые в яркую оболочку фантазии.

В эпоху христианства в Европе развивается уже не мифология как наука, а теология.

Вновь интерес к мифологии обострился в эпоху Возрождения. Появились отдельные научные трактаты. Так, из наследия Джанбаттисто Вико(XV в.) для нас особенно ценным является его утверждение, что каждая метафора – это, по существу, маленький миф.

Подлинный расцвет науки – в эпоху романтизма. Тогда же, в конце XVIII – начале XIX вв., формируется первая школа в литературоведении – а именно мифологическая школа. Ее создатели – братья Гримм, которые не только собирали и изучали сокровища фольклора, но и писали теоретические труды, например, сравнивали мифологию немцев и славянских народов. В России самый яркий представитель мифологической школы – Александр Афанасьев, автор фундаментального труда в 3-х томах «Поэтические воззрения славян на природу», до сих пор являющегося основой такой дисциплины, как «Славянская мифология».

В ХХ в. мифологическая школа продолжает активно развиваться. Но возникают и другие. Например, фрейдизм. Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд чрезвычайно интересовался мифологией и на ее основе создал учение о подсознании. Его ученик из Швейцарии Карл Густов Юнг разработал теорию архетипов – одну из самых известных в ХХ в.

В последнее время развивается структурализм и семиотика, учения, утверждающие, что любое явление, любой предмет могут стать знаками, а значит, превратиться в миф. Справедливость этого мы наблюдаем на каждом шагу даже в нашей повседневной жизни.