Тема 15. Направления и методы эмпирических исследований массовой коммуникации
Эмпирические исследования массово-коммуникативной деятельности. Социометрия и медиа метрия. Социологические исследования аудитории. Количественные методы (опросы, анкетирование, интервьюирование, дневники радиослушателей и телезрителей, блиц-опросы, аудиметры). Качественные методы (анализ писем, наблюдение, анализ документов, звонков в редакцию, встречи с представителями аудитории, фокус-группы). Социологические исследования средств массовых коммуникаций. Методы исследования текстов и теле- радиопередач. Контент-анализ как метод изучения содержания текстовых массивов. Особенности анализа радио- и телеинформации. Рейтинг и шер теле- и радиопередач. Экспертные оценки. Анализ профессиональной критики деятельности средств массовых коммуникаций. Изучение коммуникатора, его языка и стиля. Изучение личных качеств коммуникатора. «Коммерческие» исследования средств массовых коммуникаций.
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной
работы
1. История формирования культуры медиаметрии.
2. История формирования культуры социометрии.
3. Массовая коммуникация и ее стороны.
4. Прагматическое моделирование: теоретический и прагматический аспекты.
5. Разработка отечественной наукой проблемы массового сознания.
6. Массовая информация: особенности, формы, методы воздействия.
7. "Власть прессы – пресс власти".
8. Особенности типологии средств массовой коммуникации.
9. Причины появления антисоциальных эффектов массово-коммуникативной деятельности.
10. Проблема свободы печати и свободы слова.
11. Анализ деятельности субъектов социальных интересов.
12. Влияние системы ценностей коммуникатора на массово-коммуникативный процесс.
13. Особенности функционирования массовых коммуникаций в различные исторические периоды.
14. Зависимость функционирования массовой коммуникации от различных политический режимов.
15. Тематический анализ левооппозиционной прессы.
16. Тематический анализ правооппозиционной прессы.
17. Тематический анализ центристской прессы.
18. Тематический анализ либерально-демократической прессы.
19. Тематический анализ телевидения (любой канал на выбор).
20. Жанровый анализ телевидения (любой канал на выбор).
21. Формы изучения обратной связи с аудиторией.
22. Социологическое изучение распространения и потребления информации.
23. Анализ психологических методов воздействия массовой коммуникации на аудиторию.