ГЛАВА 5 СТРАНОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РОЛИ КУЛЬТУРЫ В ТУРИЗМЕ

Культура наряду с природой является важнейшим условием, определяющим развитие всех без исключения видов и направлений туризма. Термин «культура» употребляется для характеристики как определенных исторических эпох (античная культура) конкретных стран, государств, обществ, племен, так народов (культура индейцев майя), народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека или его жизни. Иначе говоря, может быть выделена культура: художественная; отдыха; лечения; образования; развлечения; поведения (общения); профессиональная; религиозная. Художественная культура стран в отличие от других направлений представляет главный интерес для туризма. Во-первых, потому, что этот аспект культуры интересен для большинства людей. Во-вторых, в связи с тем, что художественная культура дает представление об особенностях страны на уровне конкретных объектов туристского показа: памятники архитектуры, спектакли, зрелища и праздники, обряды и ритуалы, храмы, музеи, центры ремесел и пр. Характеристика художественной культуры страны должна быть дополнена элементами этнографической культуры, и элементами религиозной культуры. Под этнографической культурой понимается совокупность традиционных форм хозяйствования, укладов, обычаев, традиций, языка, кухни, поселений, народного творчества и других элементов традиционной (донациональной) культуры. Религия является важным самостоятельным компонентом культуры любого народа в любой стране. Кроме того, религиозные воззрения часто оказывают существенное влияние на все остальные аспекты художественной культуры, прежде всего на искусство.

2. ЯЗЫК КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ Методика изучения языка Язык человека — наиболее точный показатель его умственного развития, морального облика, характера и культуры. Язык способен воздействовать на эмоции, минуя разум. Поэтому так важна культура языка, особенно в сфере международных отношений, туризме, средствах массовой информации, искусстве и образовании, где осуществляется активный диалог, общение на различных уровнях. Туризм, особенно международный, есть диалог культур, а чтобы диалог состоялся, необходимы знания о языке партнера. Язык — основа делового этикета, без которого туризм как вид профессиональной деловой активности вообще невозможен. В характеристике языка как условия развития туризма необходимо обратить внимание на следующие общие вопросы: сколько языков в стране? Какие это языки, каков их статус? Если в стране существует несколько языков, то после общей справки дается характеристика только главного или главных языков, не более двух. Еще один важный момент — функция или функции, которые выполняет этот язык в государстве и обществе: является ли язык доминирующего этноса государственным или языком межэтнического общения? Совпадает ли он с языком вероисповедания, имеет ли он статус языка международного общения? Поскольку любое путешествие предполагает хотя бы минимальные контакты с местным населением, необходимо иметь представление о формах и смысловом значении приветствий у разных народов, форме комплиментов и других общепринятых формах общения. Кроме вербального языка определенный интерес представляют невербальные формы общения. Главными из них являются жесты, мимика, позы. В разных странах их значение в языковой системе различно. Есть страны, в которых невербальные формы не имеют большого значения (например, Германия). Зато у испанцев, итальянцев, бразильцев мимика, жесты и позы имеют большое смысловое и эмоциональное значение. Неправильное прочтение, а тем более применение мимики или жестов может осложнить контакты. Поэтому краткое описание смыслового значения основных поз, жестов или мимики, используемых в повседневной речи в тех странах, где это широко используется местным населением, имеет практический смысл. Далее следует обратить внимание на язык цвета — цветовую символику, принятую в данной стране. Цвета и даже их оттенки в разных странах, у разных народов имеют различное смысловое значение. На Западе белый цвет — символ чистоты и нежности, а на Востоке — символ смерти. Букет цветов или костюм определенного цвета может быть отторгнут или вызвать ряд трудноразрешимых недоразумений, поскольку его цветовая символика вызывает негативные, неприязненные чувства. Символика цвета широко используется в различных видах искусства, так как является художественным средством образной системы языка искусства. Символика цвета широко используется в классическом балете, где каждая страсть имеет свой цвет: наслаждение — белое, нежность — розовая, героизм — красный и т.д. Еще более важен цвет в традиционном национальном театре Восточной и Юго-Восточной Азии. Незнание, непонимание цветового языка приведет к невозможности понять, например, спектакль в японском национальном театре. У каждого народа существует собственная (национальная, этническая) картина (образ) мира. Она состоит из специфических национальных (этнических) образов, которые воспринимаются по- разному, т.е. рождают различные ассоциации. Сравним для примера национальные символы-образы Нового года у русских и вьетнамцев. В русской культуре новогодним словесным символом является образ елки, которая символизирует выживание, продолжение жизни, несмотря на лютый мороз, в Новом году. Во вьетнамской культуре новогодним символом является цветущее персиковое дерево (образ молодой красивой женщины, женской любви), которое символизирует рождение новой жизни, весны, процветания и долголетия. Языковое значение всех объектов ориентировано на определенный этнос. Наиболее ярко это проявляется в речи. Примеров множество, смысловая форма приветствий у разных народов, форма комплиментов и пр. В Индии, желая сказать комплимент женщине, ее сравнивают с коровой, а ее походку с походкой слона; в Японии женщину сравнивают со змеей, в Татарии и Башкирии — с пиявкой; в русской России — с козочкой. Кроме вербального языка большую роль в общении людей играют невербальные формы общения. Главными из них, повторим, являются жесты, мимика, поза. Все формы невербального общения — наглядное выявление мысли, часто это происходит на уровне эмоций и не всегда контролируется разумом. Специалисты полагают, что более 50 % всей информации несут именно формы невербального общения. В некоторых культурах это значение, вероятно, еще больше, например, в культуре Индии, где движение — не только способ существования, но и способ мышления (движение в Индии — жизнь и речь). Поэтому знать и понимать язык мимики, жестов, поз, телодвижений, взглядов необходимо для успеха в межкультурном диалоге. Важным средством образно-символической системы языка является, как уже говорилось, символика цвета. Цвет тотема, раскраска идолов и человеческого тела, цветные татуировки играют большую роль в традиционных культурах и жизни людей во многих странах мира. Определенные цвета и оттенки цветовой гаммы имеют сакральное значение в современных религиях разных народов. Раскрашивание тела с помощью татуировки приобрело значительное место в массовой культуре современного общества. Символика цвета сопровождает человека от его рождения до смерти, каждый обряд, ритуал связан в нашем сознании с определенным цветовым символом- образом. Но у разных народов символика цвета различна. Например, у русских желтый цвет — символ измены, а у японцев — символ верности. Символика цвета широко используется в различных видах искусства: театре, живописи, народном творчестве, традициях, религии и массовой культуре. Ученые убеждены, что система цветовых символов родного языка каким-то образом вмонтирована в нервную систему человека, а поэтому незнание образно-цветовой символики при межкультурном диалоге может принести значительный вред и даже прямое оскорбление там, где человек надеялся достичь успеха. Императивным условием для межкультурного диалога следует признать готовность встретиться с необычным для себя, и чтобы уберечься от удивления, досады, раздражения, даже издевательской насмешки над партнером, по возможности заранее узнать, что в его вербальном и невербальном поведении может казаться экзотическим, неожиданно смущать». В языковой культуре различают «базовую языковую культуру» и «вторичную языковую культуру». Базовая формируется в родной языковой среде, под воздействием семейного воспитания, а вторичная создается в условиях изучения иностранного языка. В смешанных семьях, когда родители различаются по языковой принадлежности и каждый из них общается с ребенком на своем родном языке, возможно формирование билингвистической, двуязычной культуры.

§3. РЕЛИГИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА Во-первых, это определенное мировоззрение и мироощущение — вероучение. Во-вторых, это особая область духовной жизни людей — вера в Бога (богов). В-третьих, это комплекс ритуалов, обрядов, традиций — культ. В-четвертых, это организации и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции, — конфессии, деноминации. В-пятых, это — церковь; в том числе здания, сооружения, произведения живописи и скульптуры культового назначения, церковная одежда и утварь, которые также в массе своей имеют большую художественную ценность. Все эти аспекты религии, особенно второй, третий и пятый, превращают ее в важный компонент художественной культуры. Рассмотрение или характеристику религий в любой стране следует давать по определенному плану. В большинстве стран различные части населения исповедуют разные религии, поэтому необходимо назвать все религии и верования, встречающиеся на территории данной страны, указав их в порядке, соответствующем количеству людей, принадлежащих к данной конфессии. Необходимо указать, какие религии в данной стране имеют статус государственных. Далее следует обратить внимание на особенности размещения религий по территории страны. Особый интерес представляют те из них, которые имеют достаточно четко выраженные районы локализации. Часто они совпадают с этническими границами, т.е. районами расселения определенных народов. Это позволяет показать разнообразие религиозных и этнических традиций и обычаев населения страны, что повышает ценность маршрута в глазах туристов. Затем целесообразно дать краткую характеристику вероучения, которое в туристском страноведении понимается как ответы на три вопроса: что лежит в основе учения, каковы главные объекты культового поклонения, каков символ веры? Следующим важным аспектом является рассмотрение вопроса о том, как вера влияет на другие компоненты и явления художественной культуры. Изучая особенности религиозного культа, целесообразно охарактеризовать все его стороны в общем, обратив внимание на церковные ритуалы (таинства), большую группу массовых, религиозных ритуалов и праздников и наличие религиозных (мистических) практик. Следует также обратить внимание на красочность внешней атрибутики религиозного культа, зрелищность культовых ритуалов и церемоний. В конце надо описать наиболее интересный ритуал или праздник (один или несколько Внешние проявления культа — первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и продолжаются определенное время после смерти человека. Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества. Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека. Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов (мистических и других религиозных практиках). Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам. Политеизм присущ традиционным, а также современным религиям, например, индуизму, синтоизму, даосизму и др. Монотеизм («единобожие») — это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. По этнической принадлежности религии подразделяются на мировые и национальные. Мировыми, или универсальными, религиями принято называть те, которые исповедуют многие народы, иногда живущие на разных континентах. Мировыми религиями являются буддизм, христианство и ислам. Национальными, или этническими, религиями называются религии, исповедуемые каким-то одним народом. Особое место в этой классификации занимают нетрадиционные религии. Этот термин появился в середине XX в., когда были «открыты» «новые» самостоятельные религии и верования вне известных конфессий. К нетрадиционным религиям относятся: церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Единения, общество «Сознания Кришны», «Карлос Кастанеда — путь воина» и др.

§4. ИСКУССТВО КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ Искусство наряду с тремя другими факторами потребительского спроса является главным условием развития туризма. Большинство людей, отправляясь в путешествие, стремится: отдохнуть, расслабиться, восстановить силы на природе; развлечься, научиться чему-либо, укрепить здоровье, имея для этого финансовые возможности; поразить воображение чем-либо экзотическим, например уникальными особенностями этнографической культуры населения и спецификой природы данной страны; насладиться прекрасным, расширить кругозор, повысить культурный уровень, приобщившись к данной художественной культуре и в первую очередь к искусству. Именно искусство дает наиболее полное, образное представление о возможностях и достижениях человеческого гения на примере конкретных объектов туристского показа: архитектурных сооружений, шедевров живописи, скульптуры, собранных в музеях и выставочных залах, театральных спектаклей фестивалей, конкурсов и других явлений современного мира искусства. Туристскую характеристику искусства в любой стране следует начать с общего обзора, отметив, насколько велик потенциал страны. Он может быть выражен количеством исторических художественных эпох, стилей, направлений, жанров, видов искусства, получивших развитие на данной территории. Далее целесообразно указать, какие именно виды (области) современного искусства наиболее интересны для туризма, и последовательно дать характеристику этих видов. Как правило, почти во всех странах наибольший интерес с точки зрения туризма представляют архитектура, изобразительное искусство, музыка, театр и декоративно-прикладное искусство. Особое место занимают музеи и выставочные залы, преобладающая часть которых в большинстве стран не могут быть отнесены к сфере искусства, так как их функцией и результатом деятельности является хранение и просто демонстрация ранее созданных произведений искусства. При изучении архитектуры следует обратить внимание на то, какая группа памятников и современных сооружений преобладает в стране, — культового или светского назначения. В краткой характеристике следует обратить внимание на конкретные виды сооружений, их значение в культуре и истории страны, желательно указать их ранг в мировой культуре (мировое, национальное или местное значение имеет памятник); сообщить, к какому стилю или эпохе он относится, и в качестве примера дать краткое описание отдельных архитектурных объектов. При характеристике собственно архитектурных сооружений целесообразно выбирать «авторские работы», что позволит дать представление о творчестве знаменитых зодчих и архитекторах страны, следует указать, какие именно виды изобразительного искусства интересны для туризма в стране: живопись, скульптура, графика и пр. Далее дается характеристика каждого из перечисленных видов по стандартному плану. Вначале следует указать, какие направления и жанры наиболее полно и ярко представлены в произведениях современных художников. Дальнейшую характеристику целесообразнее строить по творчеству каждого из тех художников, которые живут и работают в данной стране. Характеристика творческого портрета любого художника обязательно должна быть связана с конкретным объектом на территории, с поселениями, где они живут или жили, музеями, посвященными их жизни и творчеству, с музеями, где сосредоточены их произведения, или с памятными местами, отраженными в их произведениях. Рассказ о творчестве иллюстрируется примерами, названиями замечательных произведений живописи, которые были созданы и хранятся (в чем турист может наглядно убедиться) в данной стране. Рассказ о творчестве любого композитора или выдающегося музыканта-исполнителя иллюстрируется примерами, названиями тех выдающихся произведений музыки, которые были созданы и исполняются (в чем турист может лично убедиться) в данной стране. Понятие «театр» в туристском страноведении означает именно современное театральное искусство. Конечно, театральная жизнь в любом цивилизованном государстве настолько богата и разнообразна, что дать ее характеристику — трудная задача. Но хотя бы кратко рассказать об этом богатстве, показать его особенности и многообразие необходимо. Названия и суть основных видов театров знает практически любой мало-мальски образованный человек, даже если он в них никогда не бывал. Поэтому естественно, что в начале характеристики следует перечислить основные виды театров и дать представление о повседневной театральной деятельности в стране и характеристику отдельных видов театрального искусства, наиболее важных с точки зрения туризма. Посещение драматических театров предназначается только для внутреннего туризма. Универсальными с точки зрения туризма являются театры оперы и балета. Не потому, что туристы хорошо разбираются в данных видах искусства, а именно потому, что преобладающее большинство совсем не разбирается в них. Но в оперу идут слушать музыку, оформленную в виде спектакля, что гораздо красочнее, интереснее. А в балет — смотреть на чувства, выраженные в танце, движении, что само по себе завораживает. Большой интерес представляют также театры пантомимы, кукол и традиционные национальные театры, спектакли в которых развиваются строго по определенному шаблону (канону) и воспринимаются зрителями именно как праздничный ритуал, красочное зрелище. Есть театры, имена режиссеров и актеров, которых знает вся страна или весь мир, в этом случае, конечно, их следует назвать. Даже если туристы и не смогут попасть на спектакль с участием знаменитости, все равно они будут гордиться, что побывали в этом театре. Декоративно-прикладное искусство включает различные виды деятельности от живописи и скульптуры до мебельного, литейного, керамического, обойного и других производств, служащие для украшения улицы, помещения, одежды. Наибольший интерес представляют коллекции художественных музеев. Особое место в сети музейных учреждений занимают мемориальные музеи. Они посвящены жизни и творчеству выдающихся людей в разных областях деятельности, а потому представляют несомненный интерес для туристов, но не все. Не стоит преувеличивать собственные, равно как и чужие достижения, включая в раздел большое число имен. Культурная жизнь любой страны наполнена явлениями и событиями различного рода. Большую помощь при написании этого раздела могут оказать событийные календари, издаваемые крупными рекламными и туристскими агентствами в столицах и крупнейших центрах культуры и туризма во многих странах мира. Задача туризма наряду с другими сферами человеческой деятельности — включить как можно больше людей в художественно-информационный поток. В этом ряду наибольший удельный вес и значение имеет искусство. Искусство — отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека — любви к прекрасному. Искусство составляют: живопись, ваяние, музыка, поэзия.

Чем больше видов искусств представлено на каждой территории, чем больше сформировалось, сложилось жанров, художественных направлений, чем больше на ней памятников истории и культуры, принадлежащих к разным стилям, тем значительнее культурное наследие, а значит, и объем культурных ценностей данной территории, данного народа. Функциональная классификация культурно-исторического наследия, предложенная В.П. Максаковским, интересна тем, что в нее включены не только отдельные сооружения и ансамбли, но и целые города. Всего выделено семь типов (классов, групп) памятников: 1) целые города или исторические центры городов, представляющие ценность в качестве архитектурных ансамблей; 2) отдельные уникальные архитектурные объекты церковного и гражданского назначения; 3) уникальные памятники инженерного искусства: акведуки, мосты, башни и пр.; 4) древние культовые сооружения типа святилища латиноамериканских пирамид; 5) археологические памятники первобытности и Древнего мира (пещера Альтамира в Испании, руины Дельф и т.п.); 6) памятники дворцово-садово- парковой архитектуры; 7) мемориалы и памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих людей или с выдающимися событиями истории.

В большинстве стран мира современное классическое искусство развивается в рамках художественного стиля, называемого «авангард». Направления, течения и жанры авангарда в разных странах, в различных видах искусства различны. Стиль прежде всего проявляется в архитектуре, самом монументальном виде искусства, памятники которой — наиболее заметные вехи для периодизации стилей. В изобразительном искусстве основные жанры определяются по предмету изображения и называются: пейзаж, портрет, бытовой, исторический, анималистический, батальный, натюрморт и др. Жанр — понятие историческое, одни жанры отмирают (например, мифологический жанр в живописи), другие рождаются или возрождаются (например, архитектурно-декоративный пейзаж). Возможно, имеет смысл привести некоторые примеры, поясняющие данную классификацию. Рассмотрим это на примере танца как вида искусства. Наиболее древним является ритуально-культовый танец, возникший из жизни и быта народов. Осмысление многих значительных событий в жизни людей происходило в ритме определенных телодвижений, которые превратились со временем в танцевальные ритуалы, ставшие важным элементом культурной жизни народа. Народные танцы возникли позднее из народных игр и развлечений и могут быть обрядовыми или праздничными, имея, как правило, ярко выраженный этнический характер. Например, русская кадриль, чешская полька, украинский гопак и др. Песня делится на две группы: классическую (концертную, профессиональную) и фольклорную (в том числе авторскую). Две последние — разновидность народного творчества Но есть песни, которые прошли долгий путь эволюции и существуют в разных «ипостасях» и как народные, и как профессиональные. Одной из них является романс. Термин «романс» возник в Испании в XV в., обозначая в то время стихотворение народного происхождения, написанное на испанском, т е. романском, языке. Начиная с XV в. романсы либо поют, либо декламируют в сопровождении музыкального инструмента. Тесная связь с живым (устным) национальным языком сделала романс одним из самых демократических музыкально-поэтических жанров и способствовала его широчайшему распространению практически по всем странам мира. Романсы, так же как и песни, подразделяются на эпические, лирические, шуточные, сатирические. Различие между ними состоит в том, что песня отражает социальные процессы, интересующие общество в целом или его определенный слой, часть, а романс вообще не касается социальных процессов. Мир романса обращен к одному единственному человеку. Художественные произведения большинства видов искусств не имеют прикладного назначения, исключение составляют архитектура и декоративно-прикладное искусство. Остановимся на рассмотрении особенностей декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное профессиональное искусство — изготовление (профессиональными художниками) единичных, авторских художественных произведений — прикладных предметов, предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения жизни. Это мебель, утварь, одежда, ювелирные украшения, игрушки, ковры, вышивки, гобелены, плафоны, фонтаны, «руины», беседки и т.д. Именно с этими предметами наиболее часто встречаются туристы во время путешествий. Поэтому необходимо знать и уметь понимать истинную ценность подобных художественных произведений декоративно- прикладного искусства. Архитектура — здания и другие сооружения, организующие материальную пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также искусство создавать такие сооружения в соответствии с потребностями, техническими возможностями и эстетическими воззрениями данного общества. Понятие «архитектура» появилось в Древней Греции, где архитекторами называли строителей. Но начиная с XVIII в стали четко различать вид народного творчества — ремесла, называемого, как правило, зодчеством, и вид искусства — архитектуру.

Старинные здания и другие сооружения, дошедшие до нас из прошлых веков, являются памятниками архитектуры или зодчества и там, где можно назвать автора, архитектора или зодчего, необходимо это делать.

Театр — один из важнейших видов художественной практики, восходящей к древнейшим страницам истории человечества и закодированной. Более 30 видов театров, множество жанров (комедия, трагедия, драма и пр.) и театральных форм (арлекинада, интермедия, мелодрама, пародия и др.) — все это создает неповторимую, изменчивую картину театральной жизни страны. Наиболее распространенными видами прежде всего являются театр оперы и балета, пластический театр (пантомимы), театр абсурда, театры драмы и комедии, оперетты, камерный и политический театры и пр. Поэтому в программу ознакомительного тура для работников турфирм имеет смысл в качестве обязательного пункта включать посещение театра для наблюдения за местной театральной публикой, особенностями ее реакций, формами проявления эмоций на происходящее во время спектакля. Это хорошая школа для того, чтобы понять и оценить возможные действия и реакцию местных партнеров по бизнесу.

Музеи. В зависимости от хранящейся и экспонируемой коллекции различают множество типов музеев: художественные, этнографические, исторические, естественно-историчес-кие, литературные, военные, технические, зоологические, краеведческие, мемориальные, музыкальные и пр. В соответствии со специализацией, особенностями языка и традиций в разных странах названия музеев различны: картинные галереи, пинакотеки, палаты, кунсткамеры, фонды и т.д. Многие предприятия, театры, университеты, концертные залы, национальные библиотеки имеют свои интересные коллекции экспонатов. Существуют также дворцы-музеи, усадьбы-музеи, монастыри-музеи, города-музеи и пр. Кроме стационарных музеев существует большое количество передвижных коллекций — выставки, выставки-продажи, в том числе международного значения, например ЭКСПО-2000. Кроме традиционных форм работы с посетителями некоторые музеи начинают применять новые творческие методы и формы. Явления, и события имеют огромное значение для туризма. При этом значение имеет не только явление само по себе, сколько возможность увидеть его, участвовать в нем, присутствовать на нем. Отсюда распространенная практика называть все редкое, уникальное событиями в мире искусства.

§5. ТРАДИЦИИ Традиции —- это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих типов традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Имеет смысл привести список традиционных мероприятий с включением всех форм традиций в данной стране и указанием времени и места их проведения, а также дать краткую характеристику нескольких наиболее интересных мероприятий. Посредством традиции коллектив людей передает по наследству послание, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Традиция, таким образом, есть механизм коллективной автокоммуникации. Различают три основных подхода к проблеме традиции и соответственно четыре типа традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции. Этнические традиции типичны для стадии народности. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь — с ремеслами. Фольклор или этнические традиции могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Например, ремесленные приемы труда прежних времен, использующиеся в настоящее время, не подготовленные теорией, — это фольклор. Этнографические традиции типичны для племени. Это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя — человека. Например, традиционные, народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные.

Национальные традиции. Связь поколений осуществляется здесь посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия — посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Национальные традиции — это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науке и пр. Социальная традиция — это «мультикультурность», не стесненная никакими видимыми рамками национальных традиций и ограничений. Она предполагает в художественном творческом процессе использование различных форм, языков, стилей, создание транснациональных мультитрадиционных, мультимедийных систем и широчайший, всемирный взаимообмен культурными формами, новой информацией, опытом. Традиция (любой тип) — это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, ритуалы, обряды, церемонии, представления и праздники.

Традиционная кухня имеет ярко выраженный обрядовый характер, т.е. она тесно связана с определенными днями, знаменательными событиями, приурочена к ним. Абсолютным феноменом современной культуры и одновременно наиболее актуальной формой социальной традиции стало шоу. Это означает, что никакое явление культуры, художественное событие, произведение искусства и т.д. не будет замечено общественностью, не получит признания... если не обретет формы шоу. У этой формы свои законы. Главным условием, диктующим правила игры, является рыночный механизм: художественное явление рассматривается как бренд (торговая марка). Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник — это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве- диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание. Обычаи, обряды, ритуалы и церемониалы в современном обществе (когда одновременно сосуществуют народное творчество, искусство и массовая культура) изменяются очень быстро. Некоторые из них остаются в неизмененном состоянии, но только в отдельных, узкопрофессиональных сферах деятельности или в архаических культурах. Хотя по-прежнему основной формой реализации традиций остается праздник в широком смысле этого слова. Особенностью проведения современных праздников (государственных, религиозных, общественных, внутренних и международных, в том числе профессиональных, спортивных, тематических, семейно-личных) стало включение любых других форм реализации традиций, в первую очередь шоу, в их состав.

§ 6. НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ КУЛЬТУРЫ Основными элементами этнографического наследия являются: жилища, храмы, одежда, утварь, народные музыкальные инструменты, говоры и диалекты, традиционные уклады и типы хозяйствования, обряды и праздники и пр. Они представлены в основном экспозициями музеев или (редко) существующими поселениями, сохранившими особенности этнографической, традиционной культуры. Наибольший интерес для туризма представляют так называемые живые этнографические музеи, например «Скансен» в Швеции, в Стокгольме. Этот музей под открытым небом создан как подобие небольшой фольклорной деревни, где в старинных городских и сельских домах можно познакомиться с «жителями» в старинной шведской одежде, занятыми традиционными ремеслами, работой по дому или на огороде с использованием старинных орудий труда. Чем большее количество таких этнических маркеров существует на данной территории, чем они специфичнее, уникальнее, тем выше степень привлекательности этой территории, народа, культуры для туризма. Важнейшим элементом народного Творчества и одновременно материального производства является художественное ремесло. Краткая характеристика некоторых наиболее типичных видов народного творчества приводится по следующему плану: название вида, специфика структуры, особенности проявления, воспроизведения творческого процесса. Наибольший интерес в народном творчестве представляет непосредственно творческий процесс создания или воспроизводства опыта. Поэтому так важна для туризма возможность встреч, непосредственного контакта с народными мастерами. Но даже если речь идет о специально подготовленном этнографическом шоу, все равно это доставляет огромное удовольствие туристам. Специально подготовленные этнографические коллективы разыгрывают перед туристами фольклорные сценки с использованием различных форм традиционного творчества: ритуальные песни и танцы, элементы праздников, застолья с приготовлением блюд народной кухни. В некоторых источниках информации приводятся названия этнографических поселений, сохранивших традиционный уклад жизни. Наличие таких поселений — благоприятная предпосылка развития туризма. В крупных туристских районах созданы центры народного творчества. Наличие (название и местоположение) и, по возможности, состав видов народного творчества в таких центрах необходимо указать в характеристике. С народным творчеством связаны также такие события в культурной жизни страны, как ярмарки, базары, фестивали, торги, народные гуляния, выставки. Поэтому в завершение характеристики желательно привести календарь памятных событий этнографической (народной) и (или) национальной культуры. Предметы, явления, создаваемые в рамках народной традиции, художественного канона, — реальное воплощение народных представлений о- «прекрасном». Носителями и хранителями положений художественного канона являются мастера-художники, мастера-ремесленники, передающие из поколения в поколение свои знания, умения, опыт путем обучения и воспитания молодежи. Из века в век народное творчество отбирает и шлифует накопленный опыт, сохраняя лучшее, создавая поистине совершенную технологию, формы, орнамент, колорит. Со временем все это обретает характер традиции, освященной «заветами предков». Каждое произведение народного творчества несет определенную символическую нагрузку. Народное творчество как доминирующий культурный комплекс существовало в Европе вплоть до эпохи Возрождения, когда развитие мануфактуры и рост городов разрушили это преобладание. В творчестве на первый план выдвинулась личность человека-творца и индивидуальность художника. Таковы художники, скульпторы, архитекторы — авторы— творцы художественных стилей или направлений, например «титаны» Высокого Возрождения: Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Расширение межэтнических и межкультурных связей не разрушило миф о национальной исключительности, значимости национального идеала. Наоборот, в ряде случаев национальная политика государства в сфере культуры опирается в значительной степени на такой национальный идеал. Наиболее яркими, но противоречащими друг другу, примерами такого подхода являются Франция и Япония. Искусство Японии большинством исследователей называется традиционным. Япония — высокоразвитое капиталистическое государство, японцы — высокоразвитая нация. В итоге получается, что в Японии — традиционное национальное искусство, т.е. то, чего не может быть. Жизнь, как всегда, опровергает, опрокидывает любые законы, установленные человеком. Попробуем разобраться в этом противоречии. Население Японии этнически абсолютно однородно. Япония как государство и как этнос на протяжении длительного исторического периода развивалась в полной самоизоляции от других стран и народов. Этническим культурным идеалом там стала рыцарская культура самураев. Ее основа — народное творчество, художественный канон и традиция. Принципы культуры самураев были распространены на всю нацию. Это позволило японцам сохранить самобытность внутреннего мира, свой образ жизни, своеобразие духовной культуры, т.е сохранить своего рода культурную и духовную самоизоляцию и в начале XX в. после «самооткрытия» страны и вступления ее в мировое культурное пространство. Что же помогло японцам выстоять под прессом нововведений в области художественной культуры? Убежденность в национальной исключительности, основанная на традиционной японской мифологии, Франция как государство и как этнос, напротив, сформировалась из множества отдельных независимых феодальных государств, объединившихся вокруг Парижа и центральной власти — короля. Уровень развития экономики и культуры этих государств был примерно одинаков, каждое из них имело развитые культурные связи с соседями. После объединения регионы на протяжении длительного времени сохраняли свою этническую, культурную самобытность. В регионах существовали крупные центры художественной культуры, которые временами соперничали с Парижем. До сих пор многие французы не забывают, что они — или эльзасцы, или пикардийцы, или провансальцы и т. д. и гордятся этим. Поэтому культурное объединение страны, создание единой нации было невозможно на основе одного художественного канона, одной системы традиций. Нет французского (т. е. национально-этнического) народного творчества, но есть народное творчество или Бретани, или Лотарингии, или Бургундии, или Аквитании и пр., причем любое из них уважаемо и занимает почетное место в художественной культуре страны. Примерами национальной культуры являются национальная кухня, национальные праздники, национальный костюм и многое другое. Трансформация традиционной культуры в национальную культуру есть одновременно процесс превращения народного творчества в массовую культуру.

§ 7. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовая культура не рождает оригинальных художественных образов, а лишь использует, имитирует явления различных областей специализированной художественной культуры, пользуется ее формами, смыслами, профессиональными навыками, часто пародируя их, и редуцирует их до уровня потребностей массового потребителя. Этим массовая культура обеспечивает себе постоянно расширяющееся потребление ее продукции в самых различных видах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности. Туризм — неоднозначный, многоплановый вид деятельности. С одной стороны — это высокопрофессиональный вид экономической, хозяйственной деятельности, а с другой — важный компонент массовой культуры. Действительно, одним из видов продукции турбизнеса являются программы туров. Разработка и осуществление программ в стране пребывания — это, по существу, шоу-бизнес. Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира. Массовая культура — это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе — детективам, бульварным романам и комиксам. В 1895 г. был изобретен кинематограф — новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов. Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления. Архитектурное творчество переориентировалось на массовую городскую застройку и дизайн; музыка — на различные формы поп- и рокмузыки, скульптура — на бодибилдинг и т.д. К. Маркс считал, что, для того чтобы наслаждаться произведением искусства, «нужно быть художественно образованным человеком». Для того чтобы наслаждаться произведениями массовой культуры, наоборот, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа.Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» —- представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей. Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Основные функции массовой культуры следующие: - снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях; - упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире; - формирование национальных идеалов, стандартов — ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию. Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры. Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма: - индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно- зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу; - индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес- центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм; - индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм; - система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей; - разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки). Массовая культура — результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки». В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками — деятелями искусства — и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура — порождение рыночной экономики — органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство. Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.