Тема 1. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТРАНЫ

Географическое положение —первый пункт плана туристской характеристики страны. Единственный критерий отбора - выделение таких сведений, которые формируют черты своеобразия и уникальности в облике государства. Главное – дать представление об окружающей среде, в которой существует государство, и определить связанные с этим предпосылки развития туризма. Представляется необходимым дать описание объекта относительно основных линий и точек на карте или наматерике означает необходимость определить собственно местоположение территории страны. При этом достаточно указать существенные черты местоположения, указав например, что, страна расположена вумеренных широтах вдоль восточной окраины такого то материка - или вдоль восточного побережья. Далее следует назвать к побережьям какихзначительных объектов вод Мирового океана имеет выход страна и какие возможности с этим связаны Характеризуя же положение относительно рек и озер учитывают только те из них, которые принадлежат одновременно еще хотя бы одному государству. Затем подлежат учету те крупные формы рельефа, которые опять-таки расположены одновременно на территории нескольких государств-соседей. То есть речь может идти, например о совместном использовании в сфере туризма тех горных систем, которые располагаясь вне территориитой или иной страны, защищают ее от холодных, жарких воздушных масс, препятствуя или способствуя проникновению их на данную территорию. Потом излагается материал, состоящий из двух частей: не только простое перечисление тех климатических поясов, в которых расположена страна, какие центры воздействия расположены рядом с данным государством, но и краткая справка о том, как это влияет на туризм. Далее целесообразно назвать природные зоны, в которых расположена территория, дав краткую оценку того, насколько это благоприятно для туризма. Далее следует характеристика экономико-географических аспектов положения страны. Вначале надо просто перечислить государства, с которыми она граничит. Что касается ресурсно-географического положения, то следует обратить внимание на совпадение или несовпадение потенциалов в соседних странах, отличающихся друг от друга по разнообразию, богатству и значимости ресурсов сферы туризма. Если в окружающих странах ресурсный потенциал беднее или он существенно отличается по составу, это выгодно для страны. Потом надо установить, есть ли в ближайшем окружении страны реальные потребители продукции турбизнеса. При прочих равных условиях это экономически развитые страны. Благоприятной чертой географического положения является наличие крупных центров и районов туризма на территории соседних стран.

Характеризуя транспортно-географическое положение, следует обращать внимание на то, какие виды транспортаобеспечивают в сфере туризма международные перевозки и связи страны. Под оценкой понимается специфическая особенность ее положения в системе дорог континента: центральное, периферийное, окраинное, удаленное, изолиро-ванное и т.п. Если государство является членом военного блока, необходимо оценив, что из этого следует, об этом вообще не упоминать. Туризм очень чувствителен к экологической ситуации в этом случае целесообразноуказать как благополучность, так и неблагополучность (в экологическом отношении) пространства, окружающего страну .