Тема 11. Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации

Психологические методы воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия. Манипуляция в деятельности массовой коммуникации. Срочность, сенсационность, дробление информации как способы организации информационного воздействия на массовую аудиторию. Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности массовой коммуникации. ПР и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации. Прагматическое моделирование как составная часть массово-коммуникативной деятельности. Социально-психологическое моделирование с учетом качеств аудитории: социально-демографических, психологических, социально-гражданских, конфессиональных, этнических. Аудиторные показатели эффективности деятельности массовой коммуникации: внутренние (мировоззренческие) и внешние (конативные). Факторы, способствующие эффективному воздействию массовой коммуникации на аудиторию (социально-психологические, информационные, коммуникативные).

 

Раздел V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

 

Тема 12. Массовая коммуникация как социальный институт

Социальный институт как исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Особенности массовой коммуникации как социального института, его задачи. Место массовой коммуникации в системе социальных институтов общества. Роль массовой коммуникации в политических процессах. Понятие четвёртой власти. Массово-коммуникативная деятельность как форма социального контроля. Пресса и власть. Типы средств массовых коммуникаций (государственно-общественные, государственные, коммерческие). Массовая коммуникация и социальное управление: советские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Антисоциальные эффекты массовой коммуникации. Правовые нормы, регулирующие деятельность массовой коммуникации (закон РФ о СМИ, федеральный закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" и др.). Этические нормы в массово-коммуникативной деятельности.