Эмоциональное познание

Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Более того, в жизни человека они несоизмеримо важнее, чем в существовании любого животного. Это одна из характерных черт, которая выделяет человека из животного мира. Эмоции напрямую функционально связаны с органами чувств, которые играют важнейшую роль в процессе познания. Учитывая то, что магистральный путь познания – конструктивный, представляющий собой построение гипотез, теорий, моделирование процессов и явлений в опытах, нужно отметить, что вычленение рациональных знаний не является единовременным актом, а длительным и медленным процессом.

В глубокой первобытности человеческий разум сталкивался с миром, который принципиально не отличался от современного. И человек строил его модель, которая по объему идентична современным научным, философским и религиозным моделям современности, ибо предмет моделирования один и тот же. Другое дело, что принципы моделирования и элементы различны, потому и форма модели – разная. Форме модели соответствует и содержание, и уже в зависимости от содержания мы различаем модели научные, философские, религиозные, мифологические, причем между ними нет непроницаемой преграды. В религиозной модели могут использоваться элементы, представленные наукой (например, креационная модель), в научной модели – элементы мифологии (например, теория флогистона и физике) и т.д. На это обратил внимание еще Дж. Дж. Фрезер, достаточно убедительно показав, что наука и магическая практика – близкие родственницы. Миф как рабочая гипотеза лежит в основе магической практики, в то же время многие рабочие гипотезы и теории, которые являются инструментом науки, чаще всего оказываются мифом. Далее мы более подробно остановимся на проблемах мифологии, сейчас только отметим, что мифология совершенно не противоречит законам мышления – логике, особенно если учесть, что существует не только логическая система «начал и концов» Аристотеля, а и другие, в основу которых положены другие принципы, например индийские логические системы, которые исследуют процессы, а не первоосновы. Близка к ним и диалектическая логика в варианте, четко изложенном Э.В.Ильенковым.[2]

Показательно, что генезис мифа и теории или гипотезы одинаковы, и в основе их лежат конструктивные закономерности человеческого мышления. Очевидно, что структурной оппозицией как мифу, так и теории могут быть только рациональные знания. Эта третья оппозиция предполагает наличие других, уже связанных с ней оппозиций, чем обеспечивается непрерывность структуры модели. По сути дела это тот же информационный уровень, о котором говорит С.Д. Шаш,[3] однако для полевого этнографа достаточно приведенной нами интерпретации в рамках генетической антропологии.

К этому нужно добавить, что передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна. Роль эмоций в формировании сознательного и бессознательного после З. Фрейда, К. Юнга и других школ и направлений психоанализа не оспаривает никто. Наличие эмоций в интеллектуальной деятельности – одно из основных отличий человека от даже самой совершенной машины, существование которой можно предположить. Поэтому создание искусственного интеллекта по существу должно означать сотворение человека. Но это в настоящее время вопросы теологии и философии, а не науки.

В нашем случае задачей науки является изучение эмоций с точки зрения их роли в познании. Эмоции у человека стали частью интеллектуальной деятельности, хотя уходят своими корнями в животный мир. Замечено, что с усложнением организмов увеличивается богатство эмоциональных переживаний и благодаря интеллектуальной деятельности достигает своей вершины у человека. Человек – единственный вид, чья деятельность может быть обусловлена только эмоциями. В известном смысле можно сказать, что через эмоции природа, биологическое начало доведены в человеке до совершенства. Эмоции – это не только то, что выделяет человека из животного мира, но и то, что связывает его с этим миром и в итоге с биосферой. Очевидно, что в моделировании недостаток элементов, которые поставляют рациональные знания, должен восполняться эмоциональными элементами.

Действительно, существует целая отрасль человеческого знания, которая базируется в основном на эмоциях. Это разнообразные отрасли, виды и жанры искусства, включая и так называемое профессиональное. При изучении искусства прежде всего следует обращать внимание на его связь с другими элементами интеллектуальной деятельности. И в этой связи функциональная сторона искусства должна быть в центре внимания. Поэтому важно выяснять, когда, где и какие виды и жанры искусства бытуют и для чего предназначены. Первостепенный интерес представляет также соединение функциональных предметов материальной культуры с искусством. Важно выявить роль искусства в обычае и обряде. По возможности нужно фиксировать толкование элементов произведения искусства, объяснение их значения и происхождения, равно как объяснение и толкование сюжетов и композиции. Особое значение имеет изучение орнамента и его элементов. Орнамент чаще всего уходит своими корнями в глубокую древность, и, как правило, его толкование невнятно. Поэтому необходимо фиксировать, когда и в каких случаях применяется тот или иной орнамент а также зону его распространения. Необходимо кроме того выяснять, какие предметы и какие части предметов чаще всего покрывались орнаментом. (Технологию фиксации явлений искусства мы рассмотрим ниже).

Важно также выяснить роль искусства в игре и сравнение этой роли с искусством в обряде и обычае.

Выяснение отношения данного этноса к различным видам и жанрам искусства тоже весьма важно. У одного народа могут преобладать изобразительные виды, у другого – музыкальные и песенные и т.д. Это во многом может объяснить особенности психологии этноса.

Проблемы взаимоотношения «традиционного» и «профессионального» искусства необходимо дополнить исследованиями восприятия мировых шедевров литературы и искусства представителями данной этнической культуры, преломление их местной традицией. Кроме того, в поле зрения этнографа должны стать и творчество выдающихся писателей, художников, композиторов и т.д., которые принадлежат данной этнической культуре, процесс включения их произведений в мировой фонд культуры, восприятие этих произведений и их интерпретация представителями других этнических культур. Достойно внимания также выяснение взаимосвязей разных этнических культур через участие представителей данного этногенеза в создании произведений искусства в рамках других этнических культур. Беларусь (в особенности Полесье), Украина, Польша, Литва (в современном понимании термина), Россия представляют чрезвычайно богатое поле для таких исследований. В этих исследованиях нужно только избежать «квасного патриотизма», закостенелого в идеологии национализма, бандитской политической практики расового превосходства и философствующего надувательства под флагом облагодетельствования человечества, разумеется, в личных, шкурных интересах. В противном случае такие «исследования» ничего общего с наукой иметь не будут.

Для запоминания:

1. В связи с тем, что эмоции неразрывно связаны с органами чувств, передача информации без участия эмоций в общении между людьми принципиально невозможна.

2. Есть отрасль человеческого знания, которая полностью базируется на эмоциях, – все виды и жанры искусства. Эту отрасль мы называем эмоциональным познанием.

3. Искусство присутствует во всех видах человеческой деятельности, и выяснение его места и роли составляет одну из основных задач полевого этнографа.

Рекомендуемая литература:

Фрезер Д.Д. Золотая ветвь. М.: Политиздат, 1983.

Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.

Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

Музичний фольклор з Полісся у записах Ф. Колесси та К. Мошиньского. – Київ: “Музична Україна”, 1995.