Тема 6. Проблема свободы субъектов массово-коммуникативной деятельности
Свобода как ценность в деятельности массовой коммуникации. История формирования представлений о свободе печати. Понятие и сущность свободы. Свобода как способность субъекта контролировать условия собственного существования. Понятие свободы печати и свободы слова. Сущность свободы печати. Правовые аспекты свободы печати. Четыре концепции свободы прессы. Цензура. Понятие плюрализма мнений. Проблема социальной ответственности массовой коммуникации. Необходимость государственного регулирования свободы печати. Юридические ограничители свободы печати. Финансовая зависимость деятельности массовой коммуникации как проявление свободы определенных субъектов социальных интересов. Выражение мнения аудитории как проблема свободы слова.
Раздел III. ОБЪЕКТ В СИСТЕМЕ МАССОВО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 7. Массовое сознание как объект деятельности массовой коммуникации
Социальная природа сознания. Различные подходы к исследованию массового сознания. Определение массового сознания по субъектам отражения. Понятие массы. Понятие "эксгрупповой массы" (Б.А. Грушин). Количественный критерий выделения массы (различные социальные образования: религия, национальность, класс и др.). Элитарный подход. Объекты массового сознания как основание для классификации (различные ориентации людей, установки, поведенческие уровни). Индивидуальное, групповое, специализированное сознание. Понятие массового сознания и сознания масс. Массовое сознание как уровень сознания, непосредственно включённого в практическую деятельность. Практическое сознание. Обыденное сознание.