II. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
Тема 1. Предмет и объект социологии массовых коммуникаций
Система категорий курса «Социология массовой коммуникации» и его структура. Объект и предмет исследования социологии массовой коммуникации. Структура наук о массовой коммуникации, особенности социологического подхода. Уровни социологического изучения массовой коммуникации: методологический анализ, специальная социологическая теория массовой коммуникации, эмпирические исследования. Место социологии массовой коммуникации в системе социологического знания. Роль социологических исследований массовой коммуникации в жизни общества (описание, объяснение, выработка рекомендаций по оптимизации функционирования изучаемого объекта, прогноз социального развития).
Тема 2. История развития социологии массовых коммуникаций
Начальный этап становления социологии коммуникации. Формирование понятийного аппарата. Развитие специфических социологических методов сбора информации о социальных процессах и состояниях. Формирование культуры процедуры измерения. Становление социологии массовой коммуникации как теории среднего уровня. Марксизм и теория массовой коммуникации. Развитие социологии массовой коммуникации в советский период (А.Н. Алексеева, Г.И. Хмара, Б.М. Фирсов, Б.А. Грушин, Ю.А. Левада, В.А. Ядов, О.Б. Божков, Л.Н. Коган и др.). Идеологемы как теоретические основания формирования представлений о массовой коммуникации. Исследование массовой коммуникации в рамках теории журналистики. Введение в научный оборот понятия "массовая коммуникация" вместо понятия "СМИП". Формирование лабораторий и подразделений по изучению социологических проблем печати, радио и телевидения и их аудитории. Формирование независимых исследовательских структур по изучению СМИ и общественного мнения. Зарубежные исследования массовых коммуникаций (У.Липпман, Г. Лассуэлл, Ю. Хабермас, Т. Адорно, А.Ли, Р. Парк, П.Лазарфельд, Б.Берельсон, У.Шрамм, Д.МакКуэйл и др).