Тема 10. Природа человека и смысл его существования

Феномен Человека является предметом анализа, как естественных наук, так и философии. Основоположник философской антропологии Макс Шелер (1874-1928 гг.) в своей работе «Положение человека в космосе» попытался найти сущностное различие человека от животного. Человека человеком делает дух, который проявляется не только в его способности мыслить, но и любить и испытывать благоговение. Проявляя эти качества, человек выступает как личность.

Второе, на что можно обратить внимание – это то, что человек создает новый символический мир,которого нет в природе. Способность интерпретировать символы и придавать им смысл – это уникальная особенность человеческого способа бытия.

Каждый человек по своей природе – это не законченный (не завершенный) проект самого себя,то есть свое существование каждый человек использует, чтобы «выстроить» свое личностное «я», реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть свой микрокосм.

Границы бытия человека неопределенны: с одной стороны он может проявлять себя как животное, с другой стороны он может жертвовать своей жизнью ради жизни другого человека.

Границы своего бытия человек обнаруживает, когда он испытывает страх.Страх является нижней границей бытия человека, в том смысле, что если человек его не преодолевает, то он теряет смысл своего бытия.

Смех является верхней границей бытия человека. Смеясь, человек становится открытым, а способность к самоиронии выражает парадоксальность его бытия и демонстрирует уровень его интеллекта.

Следует рассмотреть основные философские модели человека. Ницше считал, что человек возможен как человек только в статусе «сверхчеловека», только проявляя волю к власти. Его тезис: «Сила сильного в слабости слабых» определяет бытие человека по ту сторону добра и зла и выводит это бытие в сферу имморальности, где Бога нет и все дозволено.

С точки зрения Фрейда (1856-1939 гг.), природа человека двойственна: в его поведении есть то, что определяется обществом, и что принадлежит сфере сознательного и есть о, что обусловлено инстинктами. Поэтому, модель человека по Фрейду состоит в постоянном конфликте между «Оно» (совокупностью его инстинктов), «Я» и «СверхЯ». Смысл психоанализа состоит в том, чтобы заставить человека признаться психоаналитику в том, в чем он не желает признаваться себе сам.

Эрих Фромм (1900-1980 гг.) исходит из тезиса, что человек кардинально отличается о животного своей способностью к осознанию самого себя и символической деятельностью, то есть фундаментальными свойствами человеческой природы согласно Фромму, являются самосознание, воображение и язык.

При этом, главным регулятором поведения человека в отличие от животного, является совесть.Фромм выделяет два вида совести: авторитарную и гуманистическую. Каждый человек обладает обоими типами в разной комбинации: если человек авторитарен, то его всегда преследует чувство вины за свои поступки, если он гуманистичен, то он не безразличен ни к себе ни к другим людям.

Человеческая деструктивность с точки зрения Фромма, проявляется в разнообразных типах зла. Культура выработала за несколько тысячелетий существования цивилизаций нормы, которые позволяют человеку рассматривать себя как самодостаточную ценность, прислушиваться к своей совести и быть свободным.

Согласно М.Фуко, современная эпоха демонстрирует нам исчезновение человека, его поглощение техникой: человек подчиняется тем законам, которые ему диктуют информационные сети и робототехника, он чувствует себя адекватно только в виртуальном мире.

Следует обратить внимание на внутренние противоречия человеческой природы, которая во все эпохи содержала в себе инвариантные конфликты между уникальностью и универсальностью, сознательным и бессознательным, свободой и отчуждением, знанием и верой, созерцанием и действием, смыслом и абсурдом, целью и средством.

Студент обязан применительно к разным историческим эпохам показать значимость указанных конфликтов для более глубокого понимания самого себя.