Тема 6. Немецкая классическая философия

В своей главной работе («Критика чистого разума») И.Кант утверждает: «Не знание должно сообразоваться с предметами, а предметы должны сообразоваться с нашими знаниями. С точки зрения Канта, у человека есть представление, которое не зависит от всякого опыта, отсюда главная задача, которую решал Кант, как возможны априорные синтетические суждения?

Аналитические суждения лишь разъясняют содержание определяемых терминов, основываясь на законах логики. Синтетические суждения привносят новые знания. Это возможно, поскольку у человека есть представление о пространстве и времени, которое упорядочивает многообразие явлений.

Отсюда вывод: Мы можем знать вещи только такими, какими они представлены в пространстве и времени, а какими они являются на самом деле, мы знать не можем. То есть, мы знаем только явления, но не вещь в себе.

Наши знания, по мнению Канта, представляют собой единство понятий и созерцания (мысли без содержания пусты, содержания без понятий – слепы). Объединение понятий и созерцания осуществляется благодаря категориям, как априорным формам мышления.

Если наш разум пожелает выйти за пределы нашего опыта, то он столкнется с неразрешимыми противоречиями (антиномиями):

1) Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2) Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей; Ни одна сложная вещь в мире не состоит в мире из простых частей; в мире нет ничего простого.

Кант отмечал, что его исследования возможностей человеческого познания представлены в формулировке трех вопросов: «Что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?». При этом все три вопроса можно свести к одному – что такое человек?

Особенно важным является применение принципа априорности для анализа человеческих поступков. Их Кант делил на два класса:

1) Те, кто подчиняются гипотетическому императиву, то есть действие человеком совершаются для достижения какой-то цели;

2) Те, которые человек предпринимает из уважения к закону, то есть он подчиняется категорическому императиву.

Кант дает два определения категорического императива:

1. Поступай так, что максима твоей воли во всякое время могла бы иметь также и силу принципа всеобщего законодательства;

2. Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице любого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели.

Целесообразно сопоставить эти две формулировки для анализа того, что такое долг и обосновать свои выводы.

И.Г.Фихте (1762-1814 гг.) продолжая идеи Канта, обратил внимание на анализ феномена науки. Они исходил из важности спонтанной духовной деятельности: действовать и действовать свободно и таким образом определять себя и окружающий мир.

Ф.В.Шеллинг (1775 – 1854 гг.) отмечал, что первоначально условием бытия является не разум, а воля. Только последняя в состоянии гарантировать свободу человека.

Выдающимся представителем классической немецкой философии был Г.В.Ф.Гегель (1770-1831 гг.) создавший стройную и богатую по содержанию философскую систему в своих главных произведениях: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». В этих работах он развивал важнейшие принципы своего учения: принцип тождества бытия и мышления, принцип развития, принцип единства диалектики, логики и теории познания.

Гегель последовательно и системно сформулировал учение о диалектике, как методе, которая рассматривает в единстве взаимоисключающее и взаимопроникающее друг в друга противоположности.

Л.Фейербах (1804-1872 гг.) в своем главном произведении «Сущность христианства» определял сущность человека в единстве его мышления, чувства и воли, то есть человек существует, чтобы познавать, любить и хотеть.