ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Получен ли ответ на изначально поставленный вопрос? Да, получен, ибо ясно очерчен круг проблем вызвавших некогда обеспокоенность за судьбу будущих поколений землян. Мы говорим “некогда” сознательно, подчеркивая тем самым, что нынешняя обеспокоенность существенно отличается от прежней. Теперь мы обеспокоены не самим фактом возникновения глобальных проблем, но уже отсутствием их строго научного объяснения.

Поэтому полученный ответ не влечен мышление к самоуспокоению, а наоборот только побуждает к дальнейшему вопрошанию. Осознав, что дальнейшее существование общества и человека сопряжено с решением проблем не только государственных и межгосударственных, но и глобальных, мы открываем перспективу для двух ближайших вопросов.

Во-первых: если глобальные проблемы существуют, то, что нужно делать для их разрешения? С этим вопросом органически связан и второй: если глобальные проблемы требуют совместных усилий всего человечества, то не является ли такая глобализация социальным процессом, процессом ведущим к новой эре человечества?

На наших глазах начинается “Первая глобальная революция” утверждают авторы доклада Римского клуба1. Это значит, что наступило время перехода от осознания возникших глобальных проблем к реальным (революционным) действиям. Но какими они должны быть? В данной работе нет какого-либо указания на них; такая цель и не ставилась (хотя, несомненно, имплицитно и латентно она здесь присутствует). Речь шла, прежде всего, об основах, т.е. посылках позволяющих правильно поставить и сформулировать новые задачи. Нужно отметить, что на сегодняшний день уже имеются такие попытки, краткий вариант одной из которых можно свести к следующим пяти принципам:

  • Необходимость привлечения и участия каждого в поиске путей решения запутанного узла современных проблем;
  • Признание того, что возможности позитивных изменений заложены в мотивах и ценностях, определяющих наше поведение;
  • Понимание того, что характер деятельности государств и обществ является отражением поведения отдельных граждан;
  • Признание очевидности того, что основные решения вряд ли будут исходить от глав правительств и что для выживания общества потребуются тысячи мелких и разумных решений, отражающих новое восприятие миллионов простых людей;
  • Представление прав и полномочий отдельным лицам или государствам должно рассматриваться в неразрывной связи с возложенной на них ответственностью2.

Перечисленные принципы говорят о том, что решение глобальных проблем находится в руках каждого простого человека осознающего свою ответственность за судьбу будущего нашей общей планеты. Но возможно ли такое “осознание”? Иначе говоря, возможен ли такой социальный процесс как “глобализация” и если да, то, что тогда будет представлять собой “глобальная культура”?

Ведут ли “транссоциетальные культурные процессы” к формированию подлинной культуры? И не есть ли национальное государство единственное прибежище для культуры, корни которой всегда уходят в традиции народа? И может быть есть резон в словах А.Смита утверждающего: “Глобальная культура, по существу, вычислена и искусственна, она ставит технические проблемы, на которые дает технические решения и использует народные мотивы в духе отвлеченного веселья”3? Ответы на эти вопросы подскажет сама жизнь, ибо мы обрели главное: мы спрашиваем, мы задаемся этими вопросами, а значит, ищем и найдем единственный смысл земного существования – обретение подлинности своего бытия.

ССЫЛКИ

  1. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс-Пангея, 1991. – 344 с.
  2. там же, С. 305.
  3. Цит.по “Глобализация как социальный процесс: возможности и перспективы” // РЖ Социальные и гуманитарные науки. – 1994. - № 3. С.