Генеративные органы растений

Лекция 11 – 12 (4 часа). Из них 2 часа самостоятельная работа. Соцветие. Цветок, строение, опыление, двойное оплодотворение.

Цель: изучить особенности внешнего строения цветка растений разных систематических групп, выяснить особенности протекания процессов микро- и мегаспорогенеза; основные способы опыления и выявить адаптивные признаки; изучить двойное оплодотворение цветковых растений; изучить основные группы соцветий и выявить их отличительные признаки

Вопросы для рассмотрения.

1. Определение цветка.

2. Части цветка – строение, происхождение.

3. Особенности строения околоцветника.

4. Пол цветка.

5. Тычинки – происхождение, строение, типы андроцея.

6. Микроспорогенез.

7. Пестик – происхождение, строение, типы гинецея, строение семязачатка.

8. Мегаспорогенез.

9. Онтогенез частей цветка.

10. Формула и диаграмма цветка.

11. Самоопыление и его биологическое значение.

12. Приспособления к защите от самоопыления.

13. Перекрестное опыление – его виды, биологическое значение.

14. Двойное оплодотворение.

15. Период после оплодотворения.

16. Отклонения в процессе оплодотворения.

17. Соцветия – характеристика, значение, классификация.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: цветок яблони, околоцветник, морфология тычинок, разнообразие пестиков, типы завязи, симметрия околоцветника, двойное оплодотворение, ботрические соцветия, цимозные соцветия.

Лекция 13 (2 часа). Самостоятельная работа. Семена и проростки.

Цель: изучить особенности строения семян растений разных систематических групп; изучить условия прорастания семян и образование проростка.

Вопросы для рассмотрения.

1. Образование семян.

2. Общая характеристика.

3. Строение семени.

4. Классификация семян.

5. Условия прорастания семян.

6. Типы прорастания и формирования проростка.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: строение и прорастание однодольных растений, строение и прорастание семени двудольных растений. Лекция 14 (2 часа). Самостоятельная работа. Плоды, строение, распространение.

Цель: изучить особенности строения, классификацию плодов и значение их в природе.

Вопросы для рассмотрения.

1. Определение и функции плода.

2. Типы плодов по происхождению, образованию.

3. Строение околоплодника.

4. Филогенетическая классификация плодов.

5. Морфологическая классификация плодов, группы сочных и сухих плодов.

6. Распространение плодов и семян.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: сочные плоды, сухие плоды, членистые плоды, дробные плоды, соплодия, распространение плодов и семян.

Лекция 15 (2 часа). Самостоятельная работа. Вегетативное и споровое размножение растений. Циклы развития.

Цель: изучить особенности спорового, вегетативного и полового размножения растений.

Вопросы для рассмотрения.

1. Понятие о размножении и воспроизведении.

2. Способы вегетативного размножения растений.

3. Особенности спорового размножения растений.

4. Половое размножение и половой процесс.

5. Циклы развития растений.

Учебно-методические материалы.

Таблицы: Размножение клубнями, луковицами, корневищами, Размножение бегонии листьями, Размножение стеблевыми черенками ягодных культур, Прививки.