Генеративные органы растений
Лекция 11 – 12 (4 часа). Из них 2 часа самостоятельная работа. Соцветие. Цветок, строение, опыление, двойное оплодотворение.
Цель: изучить особенности внешнего строения цветка растений разных систематических групп, выяснить особенности протекания процессов микро- и мегаспорогенеза; основные способы опыления и выявить адаптивные признаки; изучить двойное оплодотворение цветковых растений; изучить основные группы соцветий и выявить их отличительные признаки
Вопросы для рассмотрения.
1. Определение цветка.
2. Части цветка – строение, происхождение.
3. Особенности строения околоцветника.
4. Пол цветка.
5. Тычинки – происхождение, строение, типы андроцея.
6. Микроспорогенез.
7. Пестик – происхождение, строение, типы гинецея, строение семязачатка.
8. Мегаспорогенез.
9. Онтогенез частей цветка.
10. Формула и диаграмма цветка.
11. Самоопыление и его биологическое значение.
12. Приспособления к защите от самоопыления.
13. Перекрестное опыление – его виды, биологическое значение.
14. Двойное оплодотворение.
15. Период после оплодотворения.
16. Отклонения в процессе оплодотворения.
17. Соцветия – характеристика, значение, классификация.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: цветок яблони, околоцветник, морфология тычинок, разнообразие пестиков, типы завязи, симметрия околоцветника, двойное оплодотворение, ботрические соцветия, цимозные соцветия.
Лекция 13 (2 часа). Самостоятельная работа. Семена и проростки.
Цель: изучить особенности строения семян растений разных систематических групп; изучить условия прорастания семян и образование проростка.
Вопросы для рассмотрения.
1. Образование семян.
2. Общая характеристика.
3. Строение семени.
4. Классификация семян.
5. Условия прорастания семян.
6. Типы прорастания и формирования проростка.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: строение и прорастание однодольных растений, строение и прорастание семени двудольных растений. Лекция 14 (2 часа). Самостоятельная работа. Плоды, строение, распространение.
Цель: изучить особенности строения, классификацию плодов и значение их в природе.
Вопросы для рассмотрения.
1. Определение и функции плода.
2. Типы плодов по происхождению, образованию.
3. Строение околоплодника.
4. Филогенетическая классификация плодов.
5. Морфологическая классификация плодов, группы сочных и сухих плодов.
6. Распространение плодов и семян.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: сочные плоды, сухие плоды, членистые плоды, дробные плоды, соплодия, распространение плодов и семян.
Лекция 15 (2 часа). Самостоятельная работа. Вегетативное и споровое размножение растений. Циклы развития.
Цель: изучить особенности спорового, вегетативного и полового размножения растений.
Вопросы для рассмотрения.
1. Понятие о размножении и воспроизведении.
2. Способы вегетативного размножения растений.
3. Особенности спорового размножения растений.
4. Половое размножение и половой процесс.
5. Циклы развития растений.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: Размножение клубнями, луковицами, корневищами, Размножение бегонии листьями, Размножение стеблевыми черенками ягодных культур, Прививки.